Лучшая техника – новая техника
Сколько десятилетий могут служить военные корабли?
Краткий ответ — в зависимости от класса и назначения. Боевым единицам 1 ранга требуется быть всегда на острие прогресса. При наличии признаков морального устаревания они быстро утрачивают своё значение.
Патрульные и десантные корабли, минные тральщики и различные вспомогательные единицы ВМФ выполняют свои неизменные задачи «из точки А в точку Б» на протяжении длительного периода времени — пока коррозия не разъест их борта. Ввиду меньшего количества оборудования на борту они легко поддаются модернизации. И не требуют замены на протяжении десятилетий.
Не вызывает удивления полувековая служба авианесущих кораблей. Здесь главное — чтобы габаритов палубы хватало для проведения взлетно-посадочных операций. Потребности в увеличении длины ВПП не возникало с середины прошлого века, что означает службу «плавучих аэродромов» до полного физического износа. С регулировкой аэрофинишеров — под возрастающие значения посадочной массы у каждого следующего поколения
ВМС развитых стран стараются соблюдать возрастные рамки. Наличие краткосрочных и долгосрочных планов развития
Списанные корабли часто передают или продают менее обеспеченным союзникам. Что происходит потом, за редким исключением, не имеет отношения к реальной боевой службе. Корабли продолжают ржаветь, всё реже покидая причалы. Под звуки праздничных оркестров на берегу. Когда же кончается всякое терпение, их разбирают на металл.
Вопросы по срокам эксплуатации кораблей были всегда, и об этом свидетельствует такой любопытный пример.
Линейный корабль «Виктори»
Парусные «корабли линии» были сложнейшими техническими сооружениями эпохи. За весь XVIII век в Европе были построены два десятка таких кораблей. И отношение к ним было соответствующее.
«Виктори» с высотой мачт 67 метров появился задолго до официальной закладки в 1759 году. На заготовку и выдержку «корабельной» древесины уходили многие годы. А сам «Виктори» строился по нормативам 1745 года, с использованием чертежей предшественника — корабля линии «Ройал Джордж».
Будущий флагман спустили на воду в 1765 году. Спустя четыре года было с триумфом заявлено о достижении боевой готовности. И «Виктори» оказался… законсервирован в ожидании какой-нибудь войны. Вновь он увидел море только в 1778 году.
К концу века была проведена инспекция состояния. Потрёпанный корабль потребовал основательного ремонта. Британские архивы помнят эти цифры: стоимость работ превысила проектную смету почти в три раза (70 тыс. вместо 23 тыс. фунтов). На капиталку и обновление «Виктори» было потрачено больше, чем при его строительстве (£63 000).
Выйдя с верфи, флагман прослужил четыре года — до осени 1807. Дальнейшие его похождения в роли корабля 2-го ранга, блокшива, плавучей тюрьмы и музея не представляют интереса. Такие гиганты рождались, чтобы построиться в линию под грохот сотни орудий. «Виктори» был актуален в этом качестве 38 лет. Достойно по меркам парусной эпохи. Когда проектные нормативы не менялись на протяжении столетия.
В эпоху железа и пара изменения происходили быстрее
Инновационный «Дредноут» (1906) безнадёжно устарел всего за несколько лет. А его одноклассникам, заложенным перед началом Первой мировой, пришлось надолго задержаться в составе линейных флотов. Причиной стали принятые международные ограничения на строительство крупных боевых кораблей.
«Куин Элизабет» преодолел временную пропасть, используя свою скорость и уникальный для начала века калибр пушек. Для 1912 года — словно пришелец из будущего. Но никакой заложенный потенциал и частые модернизации не могли обмануть время. По прошествии 30 лет «Куины» превратились из «звёзд первой величины» в ограниченно боеспособные корабли.
Итальянские проекты «Андреа Дориа» и «Конти де Кавур» смогли выжить за счёт обширной модернизации в середине 1930-х годов. Настолько обширной, что «омоложение» каждой пары линкоров сравнялось по стоимости с постройкой новейшего «Литторио». При несопоставимой разнице в боевых качествах.
«Джулио Чезаре» и «Новороссийск» – один и тот же корабль с разницей в 40 лет. Модернизация коснулась даже формы форштевня!
Самая долгая служба выпала «Джулио Чезаре». Корабль был заложен в Генуе в 1910, прошёл обе мировые войны, побывал в английском плену и выступил в роли флагмана Черноморского флота. Погиб при загадочных обстоятельствах на севастопольском рейде в 1955 году. Реальный потенциал «Чезаре», как линейного корабля, был исчерпан уже в первой половине 40-х.
На другом конце земли отличились японские линейные крейсеры типа «Конго» (заложены в 1911-1912 гг.). Тихоокеанский ТВД не прощал слабостей. «Конго» держались против численно превосходящих и самых современных сил противника. Носились по всем направлениям и огрызались — до полного истощения боевого потенциала. Который оказался огромен, но не бесконечен. С трудом хватило на три десятилетия службы.
Все перечисленные примеры связывает одно — договоры, запретившие строить новые корабли. Без этих запретов никто бы не решился потратить столько сил на поддержание жизни быстро стареющих конструкций.
Для того чтобы иметь хоть какие-то шансы в бою — на модернизацию не жалели сил и средств. Иначе что бы представлял «Андреа Дориа» к середине века — без предварительной замены 60 % механизмов и корпусных конструкций? И много бы навоевали «Конго» образца 1911 года без новой силовой установки и 30-метровой «пагоды» с самыми современными приборами управления кораблём и его
Как показали дальнейшие события, все усилия давали весьма непродолжительный эффект.
Минута внимания, посвящённая кораблям меньшего ранга
Крейсера могли оставаться в боевом составе четверть века, постепенно теряя своё значение и возвращаясь к исконно «крейсерким» функциям. Патрулирование на дальних коммуникациях. В составе океанских ударных соединений видавшие виды крейсеры встречались редко.
Эсминцы могли прослужить до полного физического износа. Совсем небольшие «скорлупки», выполнявшие рутинные задачи. Чтобы придать им более-менее современный вид, было достаточно оснастить такие корабли гидролокатором и парой зенитных автоматов.
Эсминец «Незаможник», служивший в составе Черноморского флота (бывш. «Занте», 1917 г.). Был награждён за свои ратные подвиги Орденом Красного Знамени
«Новики» царских времён или их ровесники – американские эсминцы типа «Клемсон». Всем им нашлась своя тактическая ниша и довольно успешное применение в годы Второй мировой войны.
С этого места мы переносимся в ракетно-ядерную эпоху
Новые угрозы не оставляли шансов конструкциям из первой половины ХХ века. Осенью 1967 года мир облетела весть о потоплении израильского эсминца «Эйлат» (бывш. английский «Зилоус» 1944 г. постройки). Корабль столкнулся с применением ракетного оружия и погиб за считанные минуты.
«Феникс» (1938) успешно пережил атаку на Перл-Харбор — чтобы спустя 40 лет найти свой конец в водах Южной Атлантики. Под новым флагом и именем «Генерал Белаграно» он вышел в море против британского флота. Крейсер не сумел заметить (и услышать) своего противника — атомная лодка «Конкеррор» выполнила образцовую торпедную стрельбу. По признанию её командира, атаковать древний корабль было проще, чем поражать учебные цели на полигоне.
Участие в морской операции такого размаха 44-летнего ветерана являло образец полной беспечности.
323 погибших моряка — крупнейшая трагедия Фолклендской войны
Ракетные корабли времён холодной войны не отличались длительным сроком службы. Технологии менялись столь стремительно, что единицы, отвечавшие за обеспечение ПВО, становились бесполезны спустя пару десятилетий после вступления в строй. Несмотря на сомнительную боевую ценность, часть конструкций 60-х годов продолжала висеть на балансе вплоть до начала 90-х. И эта ситуация наблюдалась по обеим сторонам океана.
Рекордно короткой оказалась карьера атомных крейсеров типа «Вирджиния» (на переднем плане). Младший из которых обрёл покой в возрасте 16 лет. Причина заключалась в нецелесообразности модернизации: для установки элементов системы «Иджис» требовалось перестроить весь корабль. Без «Иджиса» крейсер выполнять свои задачи в полном объёме уже не мог. И ни для каких, меньших по значимости задач, корабль с ядерной силовой установкой не годился.
Интересней сложилась
Как и все артиллерийские корабли, они утратили значение с развитием ракетных систем оружия. Какой из них «центр ПВО соединения» — по состоянию на конец 50-х? И на какой дальности они могли «достать» противника?
«Айовы» провели в анабиозе тридцать и более лет. Раз в десятилетие они просыпались, чтобы пострелять по берегу. Едва рассеивался пороховой дым, линкоры возвращались на консервацию. Разрушительная мощь 406-мм пушек была очень кстати, но быстроходные 270-метровые корабли строились для эскадренных сражений, а не для стояний на одном месте. А ничего другого делать они не могли.
Причины реактивации «Айов» в 80-е годы следует искать в политике Рейгана и декларативном стремлении получить «флот из 600 кораблей». Неисполнимая задача требовала таких же бутафорских приёмов.
Что до наличия брони. У кораблей этого типа защитные элементы были упрятаны глубоко внутри корпуса. Специфическая схема, рассчитанная на дуэли в ясный тропический день с огромных дистанций. Любой другой линкор в современных условиях обладал более эффективной защитой. Даже «Куин Элизабет» из 1912 года. Но по иронии судьбы до конца века дожила явно неготовая к этому «Айова».
Неспособность современных ракет одним попаданием разрушить машинное отделение и поразить боекомплект вызывало определённую тревогу. С другой стороны, высокая живучесть обесценивалась низкими боевыми качествами старого корабля. Он не принимал участия в противовоздушной и противолодочной обороне корабельных соединений. И мог представлять угрозу только на дистанции прямой видимости. Полученные в ходе модернизации 32 «Томагавка» не сделали корабль «звездой смерти». В те годы каждый эсминец нёс по полсотни таких ракет.
Полувековая эпопея с линкорами типа «Айова» не являет пример долгой и успешной службы с сохранением начального значения. Некогда сильнейшие корабли деградировали до уровня плавучих артбатарей.
Появление «Айов» на Ближнем востоке имело пропагандистский эффект, но в открытом море была предпочтительней впятеро меньшая по водоизмещению «Тайкондерога».
«Тайкондерога» образца 1985 года
Это единственный пример «перворанга», который сумел сохранить своё значение в полном объёме на протяжении 30 с лишним лет.
Размеры обманчивы. По стоимости и боевому функционалу — это настоящий корабль 1 ранга. До недавнего времени крейсеры такого типа возглавляли эскортные силы АУГ. Центр противовоздушной и противоракетной обороны всего соединения!
Феномен долголетия имел целый ряд причин. После исчезновения СССР разработка кораблей такого класса не велась, и на замену «Тайкондерогам» никто не явился. Проект перспективного крейсера CG(X) остался на бумаге. Ситуация была схожа с «линкорными каникулами» 20-30 годов прошлого столетия.
Шестой представитель данного типа – «Банкер Хилл», середина 1980-х, соединил в своей конструкции три ключевые технологии, о появлении которых флот грезил начиная с середины века.
Установка вертикального пуска. Различные варианты загрузки обеспечили недостижимую ранее тактическую гибкость для военного корабля. При обеспечении «горячего» запуска боеприпасов прямо с места хранения. Быстрота и надёжность.
Система ПВО, способная обеспечить непрерывное сопровождение и наведение ракет на цели по всем направлениям. И главное — боевая информационная система (БИУС), позволявшая в автоматическом режиме выделять приоритетную цель, выбирать подходящее оружие, готовить данные для стрельбы и назначать пусковую установку. Это и была «Иджис» («Эгида»).
За последующие три десятилетия в мире появилось несколько похожих проектов. Число кораблей с «Иджисом» перевалило за сотню штук. Вносились разные улучшения. Но не было создано ничего более радикального, что могло бы разом «обесценить» конструкцию и значение «Тайкондерог».
Внешне крейсеры остались без изменений, но поменялось содержание ячеек УВП. За тридцать лет многократно сменилась номенклатура ракетного оружия. Вместо «Стандарт-2» нынешний «Стандарт-6» со вдвое увеличенной дальностью полета. Для кораблей без УВП такие изменения потребовали бы перестройки всего корпуса.
За океаном не рискнули перешагнуть 40-летний рубеж. Наиболее древний «Банкер Хилл» (спущенный на воду в 1985) планируется отправить на слом в следующем году.
Возраст даёт о себе знать. Крейсеры страдают от технических проблем и образования многометровых трещин в стенах надстройки. Вопросы о целесообразности эксплуатации «Тайкондерог» звучат на протяжении последних 10 лет. Возможно, что ответ лежит в иной плоскости — поддержание численности командных должностей. А сама история с «незаменимыми» крейсерами давно приобрела резко отрицательный смысл.
Запредельная по длительности служба «Тайкондерог» не может быть оправданием для наличия их ровесников в составе ВМФ России.
Эпилог
Все приведённые истории имеют отношение к тому, что произошло в апреле у острова Змеиный. Что там действительно случилось, мы (пока) не знаем. Но известно точно — с момента спуска на воду ракетного крейсера «Москва» прошло 43 года. А самому проекту крейсера 1164 «Атлант» в этом году исполнился полтинник.
Это беспримерный случай в морской истории. Чтобы столь возрастной корабль, в своём первоначальном облике, был готов исполнять функции корабля 1 ранга. Позиционируясь, как одна из сильнейших единиц в операционной зоне флота.
Исходя из истории, возраст большинства «перворангов» в редких случаях превышает 30 лет. При наличии выдающегося потенциала и инновационных решений, отмеченных ещё во время спуска на воду, корабли могут прослужить на несколько лет дольше. Под полную ответственность всех, кто принимает такие решения.
Автор наполнил данную статью большим количеством разнообразных примеров. Если какой-либо корабль был незаслуженно забыт, а его пример может опровергнуть тезис о предельных сроках службы — предлагаю поделиться мнением в комментариях.
Каютоносец и флагманский корабль 6-го флота «Маунт Уитни», спущенный на воду в 1970 году. Категорически избегает захода в зоны боевых действий, предпочитая переносить тяготы службы у побережья Италии
Олег Капцов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: