Лента новостей

05:14
«Библия Святого Людовика»: самая иллюстрированная Библия на свете
01:02
Игры БРИКС, которые мы выбираем
00:28
Зеленский и два разъезжающихся стула
23:19
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
22:43
Жена Рассела Бентли обратилась к президенту России: в деле об исчезновении её мужа начались странности
22:38
«Чёрные гусары» «Отважных» и батальон «Арбат» подняли флаги в освобождённой Новобахмутовке (ВИДЕО)
21:50
Коллапс ВСУ: лучше в плен, чем в могилу
21:37
Израильская армия искала в массовых могилах тела заложников
20:54
Лукашенко обвинил в воровстве всех президентов Украины
20:43
ВС РФ превосходят ВСУ на поле боя
20:24
Запад обеспокоен из-за стягивания ядерного оружия РФ к её западным границам
20:16
Байден подписал закон о финансировании конфликта на Украине и обвинил Китай, Иран и Северную Корею в вооружении России
20:15
Каратели СБУ кинули в застенки настоятеля Святогорской лавры
20:09
Французская Гвиана сделала мощный шаг к независимости. Но Париж против
19:44
Прощание с ковбоем
19:37
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 апреля
19:36
The Telegraph: новая помощь Запада не спасёт Украину от капитуляции
19:28
«Ничего хорошего в этом нет»: политолог Дудчак объяснил переход ОПК Британии на военные рельсы
19:18
На японские деньги Зеленский убивает русских женщин и детей и скупает по миру особняки
18:51
В багажнике под запаской и на велосипеде с надувным кругом: жители Украины бегут из страны
18:50
Байден подписал закон о военной помощи Украине
18:47
«Миллионы лент из рук в руки»: в ДНР стартовала Всероссийская акция «Георгиевская лента»
18:20
Заместителя Шойгу отправили в СИЗО на два месяца. Что известно о «светском льве» Минобороны России?
18:12
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по поводу детей
17:37
У Киева есть месяц на подготовку, потом начнется ад. Украина держится из последних сил
17:35
Израильский политолог Кедми: США решили ввести санкции против «Нетцах Иегуда» ради получения поддержки на выборах
17:17
Точка невозврата украинцев
17:05
Евродепутаты обвинили руководство ЕС в геноциде палестинцев
16:24
Международные инвестиции: богатые страны становятся еще богаче, бедные – еще беднее
15:59
Следующая жертва англосаксов - Тайвань
15:17
Мэр Харькова: собственной генерации электроэнергии у города больше нет
15:16
В Югре участник спецоперации стал главой муниципалитета
14:40
Священнику, отпевавшего Навального, запретили носить рясу и крест
14:39
В Донецке демонтируют гранитные бордюры и плитку с тротуаров - дончане возмущены
14:38
Песков подтвердил намерение Кремля создать на Украине «санитарную зону»
14:37
Forbes: украинская армия без приказа бежит с занимаемых позиций
13:28
В Харькове на Пасху запретили посещение кладбищ
13:10
Подлодка Магадан погрузилась на 240 метров в заливе Петра Великого
12:52
В тюрьмах Украины не хватит места, чтобы пересажать всех уклонистов и дезертиров
12:51
Сенат США утвердил законопроект о помощи Украине
12:46
Харьков больше не может самостоятельно генерировать электроэнергию
12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»«Волхов» и «Карпаты»

«Волхов» и «Карпаты»



Первенец



Начало истории подводного флота России и мира было не вдохновляющим – первые субмарины взрывались и тонули. Тот же наш первенец «Дельфин» гиб два раза. Аварий и катастроф хватало, а специфика делала спасение ценнейших экипажей и кораблей проблемным, вот и возникла идея в 1910 году построить корабль-спасатель, способный поднять лодку на мелководье (а глубины тогда избегали). Немцы к тому времени уже построили подобный корабль – «Вулкан», и в ноябре 1912 года корабль был заложен. Условие – материалы и механизмы русские. Оно было выполнено.

Сначала корабль использовали как плавбазу ПЛ, но уже в 1917 году он выполнил первую боевую задачу – подъем аварийной лодки АГ-15. Всего до 1922 года «Волхов» поднял шесть субмарин. Дальше было новое название – «Коммуна», с 1923 года, и работа. Не только по своим, но и по иностранным. Лодку L-55, потерянную англичанами, подняла именно «Коммуна». Были подъемы уникальные – например, с глубины 80 метров, это при том, что корабль был рассчитан на 55, были рутинные... Аварий хватало. А в годы войны тем более.

За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников».

Только в 1944 году 14 объектов. Экипаж провел напряженнейшую боевую работу на обороне Ленинграда. И только в 1954 году был поставлен на ремонт с заменой дизелей. Вступив в строй в 1956 году, «Коммуна» подняла аварийную «М-200», в следующем году – «М-256», в 1959 – торпедный катер. С 1967 года начинается новая страница в жизни корабля – служба на ЧФ. Там ветерана переоборудовали под носителя глубоководных аппаратов, и он поучаствовал в подъеме... самолета. В 1979 – ремонт и планы передачи Академии наук, но корабль остался военным и служит до сих пор. Последний его выход – обследование места гибели крейсера «Москва».

«Карпаты»


Во второй половине 50-х годов водоизмещение и глубина погружения субмарин стали резко расти, понадобился специальный корабль для работы с большими лодками в океане. СС «Карпаты» заложили на Черном море, в Николаеве, в 1963 году, а в 1967 году ввели в строй. Потомок «Волхова» получился выдающимся – 130 метров длины, 5 700 тонн водоизмещения, глубина работы до 300 метров, вес поднимаемых объектов – до 800 тонн. И уже в 1969 году корабль характеристики подтвердил: подъем «С-80» проекта 644 – операция уникальная по любым меркам. В серию проект 530/530А так и не пошел, дорого и сложно, к этому времени ставка шла совсем на другие средства.

Но служба его вышла долгой и славной – корабль готовил водолазов-глубоководников, поднимал корабли (РКА Р-82 и торпедолов ТЛ-998), работал в Черном море с останками БПК «Отважный», поднимал вертолет К-25. Но, увы, время подъема таким способом прошло, субмарины, для которых и строили такие гиганты, стали чересчур большими. И в 90-е годы «Карпаты» семь лет простоял на приколе в составе КБФ, в Кронштадте. Денег не было. Потом эпизодические выходы для подготовки водолазов, затем ремонт в 2002 году, но велся он без энтузиазма, и в 2009 году корабль списали, после долгой сорокалетней службы.

Утилизация началась в 2017 году. На смену «Карпатам» пришли другие корабли, чистые спасатели-носители глубоководных аппаратов, строят их и в наши дни. А судоподъемные корабли ушли в прошлое: уже давно «Волхов» – всего лишь спасатель, без судоподъема. Оказалось проще спасать экипаж, чем поднимать лодку целиком таким методом.

Судьбу наших кораблей хорошо иллюстрирует мировой рекордсмен этого класса –«Гломар Эксплорер», построенный в США для подъема нашей «К-129». После операции гигант, сильно превосходящий наши «Карпаты», был законсервирован. В 1999 году перестроен в судно для глубоководного бурения, а в 2015 году распилен на иголки. Уникальное инженерное сооружение попросту оказалось невостребованным.

Подводя же итоги – уже к концу Второй мировой судоподъем с глубины с помощью специального корабля стал проблемным, а к шестидесятым и вовсе тупиковым. Тем не менее корабли эти свою пользу принесли, не могли не принести. Просто их эпоха ушла, и если «Коммуна» была переоборудована, то «Карпаты» для модернизации оказался чересчур дорогим.

Роман Иванов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх