Начало истории подводного флота России и мира было не вдохновляющим – первые субмарины взрывались и тонули. Тот же наш первенец «Дельфин» гиб два раза. Аварий и катастроф хватало, а специфика делала спасение ценнейших экипажей и кораблей проблемным, вот и возникла идея в 1910 году построить корабль-спасатель, способный поднять лодку на мелководье (а глубины тогда избегали). Немцы к тому времени уже построили подобный корабль – «Вулкан», и в ноябре 1912 года корабль был заложен. Условие – материалы и механизмы русские. Оно было выполнено.
Сначала корабль использовали как плавбазу ПЛ, но уже в 1917 году он выполнил первую боевую задачу – подъем аварийной лодки АГ-15. Всего до 1922 года «Волхов» поднял шесть субмарин. Дальше было новое название – «Коммуна», с 1923 года, и работа. Не только по своим, но и по иностранным. Лодку L-55, потерянную англичанами, подняла именно «Коммуна». Были подъемы уникальные – например, с глубины 80 метров, это при том, что корабль был рассчитан на 55, были рутинные... Аварий хватало. А в годы войны тем более.
За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2», плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников».
Только в 1944 году 14 объектов. Экипаж провел напряженнейшую боевую работу на обороне Ленинграда. И только в 1954 году был поставлен на ремонт с заменой дизелей. Вступив в строй в 1956 году, «Коммуна» подняла аварийную «М-200», в следующем году – «М-256», в 1959 – торпедный катер. С 1967 года начинается новая страница в жизни корабля – служба на ЧФ. Там ветерана переоборудовали под носителя глубоководных аппаратов, и он поучаствовал в подъеме... самолета. В 1979 – ремонт и планы передачи Академии наук, но корабль остался военным и служит до сих пор. Последний его выход – обследование места гибели крейсера «Москва».
«Карпаты»
Во второй половине 50-х годов водоизмещение и глубина погружения субмарин стали резко расти, понадобился специальный корабль для работы с большими лодками в океане. СС «Карпаты» заложили на Черном море, в Николаеве, в 1963 году, а в 1967 году ввели в строй. Потомок «Волхова» получился выдающимся – 130 метров длины, 5 700 тонн водоизмещения, глубина работы до 300 метров, вес поднимаемых объектов – до 800 тонн. И уже в 1969 году корабль характеристики подтвердил: подъем «С-80» проекта 644 – операция уникальная по любым меркам. В серию проект 530/530А так и не пошел, дорого и сложно, к этому времени ставка шла совсем на другие средства.
Но служба его вышла долгой и славной – корабль готовил водолазов-глубоководников, поднимал корабли (РКА Р-82 и торпедолов ТЛ-998), работал в Черном море с останками БПК «Отважный», поднимал вертолет К-25. Но, увы, время подъема таким способом прошло, субмарины, для которых и строили такие гиганты, стали чересчур большими. И в 90-е годы «Карпаты» семь лет простоял на приколе в составе КБФ, в Кронштадте. Денег не было. Потом эпизодические выходы для подготовки водолазов, затем ремонт в 2002 году, но велся он без энтузиазма, и в 2009 году корабль списали, после долгой сорокалетней службы.
Утилизация началась в 2017 году. На смену «Карпатам» пришли другие корабли, чистые спасатели-носители глубоководных аппаратов, строят их и в наши дни. А судоподъемные корабли ушли в прошлое: уже давно «Волхов» – всего лишь спасатель, без судоподъема. Оказалось проще спасать экипаж, чем поднимать лодку целиком таким методом.
Судьбу наших кораблей хорошо иллюстрирует мировой рекордсмен этого класса –«Гломар Эксплорер», построенный в США для подъема нашей «К-129». После операции гигант, сильно превосходящий наши «Карпаты», был законсервирован. В 1999 году перестроен в судно для глубоководного бурения, а в 2015 году распилен на иголки. Уникальное инженерное сооружение попросту оказалось невостребованным.
Подводя же итоги – уже к концу Второй мировой судоподъем с глубины с помощью специального корабля стал проблемным, а к шестидесятым и вовсе тупиковым. Тем не менее корабли эти свою пользу принесли, не могли не принести. Просто их эпоха ушла, и если «Коммуна» была переоборудована, то «Карпаты» для модернизации оказался чересчур дорогим.
Роман Иванов