Стрельцы конца XVI – начала XVII века: 1 – стрелец литовского князя Радзивилла, 1564 г.; 2 – московский стрелец конца XVI века; 3 – городской казак начала XVII века. Рис. Ангуса МакБрайда
Сенька по цветам кафтанов видел, какого приказа стрельцы: прошли стрельцы мясного цвета кафтаны – головы Александрова; прошли светло-зеленые – приказа Артамона Матвеева, Андрея Веригина – багровые кафтаны, ими река будто кровью покрылась; они приостановились, иные упали с лошадей, раненые, кинув коней, брели на берег обратно. Из засеки по чьей-то команде отчаянно били из ружей, а стрелами близко поражали наступавших стрельцов в лицо. «Гулящие люди», А.П. Чапыгин
История форменной одежды. В общем, пошла серия материалов по истории униформы, и тут же посыпались «просьбы от трудящихся» – напишите, напишите… «а когда будет…», словом, то, что тема заинтересует многих, я не ошибся. Но среди прочих пожеланий «не ко времени» одно показалось заслуживающим внимания. «Напишите о стрельцах», и – да, действительно, о ком, о ком, а о них, «сердешных» написать нужно в первую очередь. Потому что войско это «костюмное» было в числе первых «единомундирных полков» как в самой России, так и в Европе. И более того, рациональный характер стрелецкой униформы очевиден. Ведь и сапоги, и шинель – всё это пришло к нам оттуда, из эпохи стрельцов!
Причём, к счастью для читателей ВО, «стрелецкая тема» оказалась для меня не проходной, а достаточно «долгоиграющей». А началось всё с того, что в 1991 году в обновлённой России вышел первый номер военно-исторического журнала «Цейхгауз», а в нём была статья Роберто Паласиоса-Фернандеса «Московские стрельцы», к которой он же сам нарисовал ещё и прекрасные иллюстрации. Потом я с ним заочно познакомился, и оказалось, что он потомок тех испанцев, что оказались в СССР в 1936-1939 гг. В то время я и не мечтал даже писать о чём-то подобном, только разве что о танках, которыми к тому времени занимался уже 11 лет, но тут я подумал, что ведь у нас в Пензе тоже были стрельцы, и почему бы мне не написать о них на основе документов, а уж рисунки Роберто использовать для… перерисовки. И с соответствующими изменениями выполнил её Игорь Зейналов, и пошёл этот материал сначала в Англию в журнал «Милитари моделлинг», а затем в Нидерланды в журнал «Ла-Фигурин». Рассказывалось в этих статьях и о крепости Пенза, и про её гарнизон, состоявший из стрельцов, пушкарей, воротников, пеших и конных казаков и ловцов лебединой ловли, ловивших лебедей к царскому столу! Пока писал – заинтересовался стрельцами и всем, что с ними было связано.
Ну а потом в британском издательстве «Оспрей» и вовсе вышла моя книга про армию допетровской Руси, в том числе и о деревянных крепостях, вроде моей Пензы, и о стрельцах в цветных кафтанах и в кафтанах сермяжных.
Стрельцы смешанного полка, направленного на подавление восстания Разина: 1 – полуголова («пятисотенный»); 2 – сотник ок. 1679 г.; 3 - рядовой стрелец; 4 – мальчик-барабанщик. Рис. Ангуса МакБрайда
Ну а начать рассказ о стрелецкой униформе следует, конечно, с упоминания того, что история стрельцов как регулярной пехоты Государства Российского началась в 1550 г., когда из тогдашних пищальников сформировали отряд стрельцов в 3000 человек. При Иване IV их было уже 7000 (2000 конных), а в 1584 году – 20 000. Сначала их делами заведовала «Стрелецкая изба», позднее «Стрелецкий приказ».
Стрельцы были московские, игравшие роль своеобразной царской гвардии, и городовые, расквартированные в городах.
Русский стрелец 1675 года – рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 67
Общим для всех стрельцов было обмундирование и вооружение. Одеты все стрельцы без исключения (должны были быть одеты!) в длиннополый «русского покроя» кафтан, кушак, которым кафтан подпоясывался, шапку-колпак и сапоги. Вот, собственно, и всё, что мы о них знаем. Цвет кафтанов мог быть изначально самым различным. Так, англичанин Д. Горсей о стрельцах Ивана Грозного писал, что они «очень опрятно одеты в бархатные, разноцветные шелковые и стамедные одежды». И добавлял: «...тысяча стрельцов в красных, желтых и голубых одеждах, с блестящими орудиями и пищалями расставлены в ряды своими начальниками».
Другой англичанин Дж. Флетчер в 1588 г. описывал их так:
«У стрельца или пехотинца нет никакого оружия, кроме ружья в руке, бердыша на спине и меча сбоку. Ложе его ружья не такое, как у мушкета, но гладкое и прямое, несколько похоже на ложе охотничьего ружья, отделка ствола груба и неискусна, и он весьма тяжел, хотя стреляют из него небольшой пулей.»
Писали о стрельцах и многие другие иностранцы, посещавшие Россию. Так, один из них описывал стрельцов середины XVII века следующим образом:
«Оружие их состояло из ружья, коим отдавали они честь; бердыша, имеющего вид полулуния (характерная форма, известная нам по многим сохранившимся образцам – В.Ш.), воткнутого перед каждым в землю, и сабли, сбоку привешенной. Кафтаны их были довольно нарядны, у одного полка из светло-зеленого, а у другого из темно-зеленого сукна, застегнутые, по русскому обычаю, на груди золотыми шнурками длиною в одну четверть.»
То есть были кафтаны у какой-то части стрельцов зелёными, но также и алыми – такие тоже встречаются в описаниях иностранцев.
Затем швед Эрик Пальмквист в 1674 году написал свою «Иллюстрированную книгу о России», в которой было 53 рисунка различного формата, причём среди рисунков его книги есть изображения стрельцов (стр. 247), а на стр. 254 было помещено даже изображение русского стрелецкого бердыша с отверстиями вдоль обуха! Собственно, любому художнику можно было после этого просто брать и перерисовывать эти изображения. Тем более что там было четыре фигуры: полковые офицеры и рядовой стрелец в полном вооружении.
Начальствующие люди стрелецкого полка и рядовой стрелец. Э. Пальмквист «Иллюстрированная книга о России», 1674 г. Факсимильное издание. Президентская библиотека Б.Н. Ельцина, Москва
Та же иллюстрация с изображением стрельца крупным планом
Пальмквист также пишет, что в Москве было 14 стрелецких полков, названных в честь их командиров, приводит их численность и всю цветовую гамму их обмундирования. То есть мы имеем благодаря этой книге исключительного значения источник по униформе наших стрелецких полков.
Стрелец и стрелецкий начальник середины XVII в. Рис. Р. Палласиоса-Фернандеса
Командовали полками «стрелецкие головы» (тысяцкие), полуголовы (пятисотенные), сотники и урядники (пятидесятников и десятников). Головами часто бывали бояре и князья. Остальные из детей боярских и дворян в урядники выходили из самих стрельцов. 25 марта 1680 г. стрельцам был отдан приказ «ведать против иноземного чину», то есть начальствующим чинам быть «из голов в стольники и полковники, из полуголов в полуполковники, из сотников в капитаны». Стрельцам это не понравилось, но исполнять пришлось. Петр I же и вовсе упразднил всех московских стрельцов в 1711 г., но по городам городовые стрельцы существовали вплоть до 1716 г.
Стрельцы «цветных» московских полков 1672 г. (по книге Э. Пальмквиста): 1 – стрелецкий голова Е.П. Лутохин; 2 – знаменосец с сотенным знаменем; 3 – стрелец 3-го полка; 4 – стрелец 13-го полка в походном обмундировании – сермяжном кафтане; 5 – пятисотский (или «пятисотенный») 3-го полка; 6 – стрелец 8-го полка
А теперь давайте посмотрим ещё на одну иллюстрацию Р. Палласиоса-Фернандеса, сделанную опять же на основе книги Э. Пальмквиста. Правда, по его (Пальмквиста) рисункам было невозможно определить цвета портов (штанов), нижнего кафтана и кушака, поэтому здесь, как вы видите, они не показаны. Возможно, не совсем точно при печати переданы и оригинальные цвета кафтанов, да и цвета того времени из натуральных красителей, воспроизвести точно было едва ли возможно. Тем не менее посмотрим…
Московские полки и сотенные знамёна из стрелецких приказов 1674 г. (по Э.Пальмквисту):
1-й стремянной полк Егора Петровича Лутохина имел самую большую численность – 1500 чел. Красный кафтан на жёлтой подкладке, сапоги жёлтого хоза (постоянно упоминаются в романе «Гулящие люди» Чапыгина), шапка с меховым околышем, у рядовых стрельцов с мехом овчинным, а у начальников с собольим.
2-й — полк Ивана Федоровича Полтева – 1000 чел. У Чапыгина постоянно зовутся белокафтанниками, то есть носили кафтаны из белого сукна. Но на приведённой иллюстрации цвет у них другой, скорее голубой.
3-й — полк Василия Борисовича Бухвостова – 1000 чел. Кафтаны зелёные и опять-таки жёлтые сапоги. Видимо, материал, из которого их шили, был тогда очень распространён. Точно так же был одет и 14-й полк – Афанасия Ивановича Левшина, численностью в 1000 человек, но подкладкой кафтанов они различались.
4-й — полк Федора Ивановича Головлинского – 800 чел. Цвет кафтанов малиновый, так же как и в полку 11-ом Давыда Григорьевича Воронцова, численностью 600 чел.
5-й — полк Федора Васильевича Александрова, насчитывал 800 чел., одетых в кафтаны «мясного цвета».
6-й — полк Никифора Ивановича Колобова, в составе 900 чел. Жёлтые кафтаны, зелёные шапки и… красные, на отличку, сапоги.
7-й — полк Стефана Федоровича Янова – 1000 чел. Одет явно в голубые кафтаны.
8-й — полк Тимофея Федоровича Полтева – 800 чел. Так же как и 10-й – Федора Абрамовича Лопухина (1000 чел.), носил кафтаны оранжевого (на иллюстрации Р.П-Ф они выглядят как оранжевые, но скорее всё-таки это был красный цвет) сукна и опять-таки зелёной кожи (или замши) сапоги.
9-й — полк Петра Абрамовича Лопухина – 1200 чел. Был обряжен в тёмно-синие кафтаны (на иллюстрации лиловые) с оранжевой или красной подкладкой и в комплекте с жёлтыми сапогами. Похожий цвет был у стрельцов полка 12-го — Ивана Ивановича Нараманского, 600 чел. Но только подкладка была другого цвета.
Наконец, 13-й полк Лаговскина (600 чел.) имел такие же кафтаны, что и в 9-ом и 12-ом полках, но отличался зелёным сукном шапок и подкладкой.
Цвета нагрудных петлиц определить затруднительно, к тому же на походных кафтанах их просто не было. Только пуговицы. Зато известно, что в походах стрельцы очень часто носили сермяжные кафтаны белого, серого и чёрного цвета, а сукно на шапки казна отпускало плохое, то есть оно быстро выцветало. Также не было цветным «обмундирование» городовых стрельцов. Все они щеголяли в кафтанах из сермяги.
Что касается оружия, то стрельцы вооружались фитильным мушкетом и бердышом – лунообразным топором на длинном древке, который на ремне можно было носить за спиной. Он использовался в качестве подставки под мушкет, и как оружие охранной службы в городах. Отверстия на обухе служили для колец, которыми дозорные стрельцы гремели по ночам, обходя город дозором и пугая при этом «лихих людей», и давая знать решёточным (уличным сторожам, запиравшим каждый свою улицу на «решётку»), что надо выходить и… открывать им проход. В общем, как видите, шляться по ночам по улицам старорусских городов было совсем не легко, как говорится – ни пройти ни проехать!
Все стрельцы носили сабли. В XVII веке польского образца. Начальствующих людей узнавали по протазанам.
Единственным защитным доспехом стрельцов могла быть «шапка железная», надевавшаяся на суконную шапку, служившую подшлемником. Но, судя по всему, никак нельзя сказать, что стрельцы злоупотребляли её ношением!
Фигурки стрельцов в масштабе 1:72 сегодня выпускаются российским предприятием «Звезда»
Знамёна были трех типов: полковое (богато расшитое, редко выносившееся в строй), сотенные (ротные), часто шившиеся из ткани полковой униформы и обычно с цветным крестом, и небольшие «пятидесятские» или братские знамёна – по сути небольшие флажки.
Интересно, что сукно на кафтаны московским стрельцам отпускалось, по сообщению 1660 года, ежегодно, а вот городовым – один раз в три-четыре года. Также централизованно отпускалось и съестное: стрельцу по полутуше бараньей каждую неделю, а десятнику – тушу, и стрельцу три, а десятнику пять хлебов в неделю «на лопату саженных». Ну а тем, кто выше – давалось соответственно. Сколько всего при этом расхищалось… неведомо!
Интересно, что, несмотря на указ царя Алексея Михайловича поголовно носить бороды и усов не подстригать, стрельцы как хотели, так и стриглись, в основном в кружок, а многие так даже и брились. Вячеслав Шпаковский