Нормандская конница атакует «стену из щитов» пехотинцев короля Гарольда. Рис. Ангуса МакБрайда
И, взяв каждый свое боевое оружие, и зажегши огни на башнях своих, они всю эту ночь провели на страже. Книга Иудифи, 14:2
Раритеты истории. Сегодня мы продолжаем изучать гобелен из Байё, который, строго говоря, является всё-таки не гобеленом, а вышивкой, но займёмся мы сегодня не столько самим «гобеленом» (там нам осталось рассмотреть едва ли не самые интересные сцены!), сколько изображённым на нём оружием и снаряжением воинов.
Интересно прежде всего то, что и воины Гарольда, и воины Вильгельма на вышивке очень похожи. Собственно, их и не различить, если не знать, что войско первого сражалось в пешем строю, а воины второго – в конном.
Типичный цельнокованый шлем эпохи битвы при Гастингсе. Найден в Оломуце в 1864 г. Палата придворного охотничьего и защитного вооружения. Новый Ховбург, Вена
Норманнский шлем св. Вацлава 955 г. Часовня Святого Креста в Пражском Граде
Судя по изображениям гобелена, и знать, и простые воины имели в качестве защиты для головы простой шлем конической формы, который мог быть и цельнокованым, и склёпанным из нескольких металлических полос. Особенностью всех шлемов была достаточно широкая пластинка наносника. Пластина была достаточно широкой, чтобы вкупе с кольчугой закрыть лицо до неузнаваемости. Очевидно, что подшлемников из ткани воины тогда ещё не носили. Скорее всего, кожаный (либо тканевый) подбой имели внутри сами шлемы. Судя по рисункам на гобелене, шлемы для защиты от коррозии сверху окрашивались. Цельнокованые в один цвет, а вот склёпанные из полос в разные цвета, так что выглядели в них воины на наш современный взгляд довольно необычно.
Далее идёт кольчуга. В детской энциклопедии от 1968 года на странице с изображениями воинов разных эпох был изображён и воин с «Байонского ковра», одетый в обшитый кольцами комбинезон – точь-в-точь как доспехи воинов на гобелене. Долгое время я полагал, что так оно и было. Но потом посмотрел на кайму, где кольчуги с павших снимают через голову и подумал: «А короткие штаны-то как же?» А потом ещё был меч, пропущенный под кольчугой. Если это рубашка, то так с ним ходить, в общем-то, можно. Но с заправленным в штаны мечом ходить нельзя.
Потом уже в книгах издательства «Оспрей» прочитал, что, по-видимому, то, что раньше многие принимали за кольчужные комбинезоны, на самом деле было кольчугой, а «штаны» – её полами. Просто вышивальщики не стали утруждать себя вышивкой ещё и задней её части, которая по идее должно была бы виднеться межу ног. То есть ряд условностей в изображениях «ковра» всё же имел место.
Опять-таки судя по изображениям на кайме, под кольчугой у всадников Вильгельма и пехотинцев Гарольда была только лишь одна длинная рубаха, наподобие ночной. То же самое мы видим и на миниатюре из «Библии Мациевского», где показывается, как кольчугу и снимают, и надевают, хотя там же есть немало изображений, показывающих, что под ней было надето что-то ещё.
В целом кольчужный доспех, изображённый на «полотне из Байё», вполне мог быть самой обыкновенной длиннополой кольчугой (одежда для всадника!) на… подкладке и с разрезами спереди и сзади, вроде английского более позднего редингота. Полы такой кольчуги при ходьбе вполне могли обворачиваться вокруг ног и создавать видимость штанов! Кстати, именно в таких кольчугах с двумя разрезами спереди и сзади нормандцев нарисовал Ангус МакБрайд, художник издательства «Оспрей». Правда, ни одна такая кольчуга до нашего времени не сохранилась, но учитывая все обстоятельства и опять же изображения на вышивке, это должно было быть именно так.
Пример классической комбинации колец, где четыре кольца соединяются одним – именно эта технология была использована в кольчуге св. Вацлава
Кольчуги XI века практически до нас не дошли, кроме как в обрывках. Да ещё среди реликвий Чехии есть кольчуга св. Вацлава весом в 10 кг, склёпанная из железных и золотых колец.
Зато в музее «Собрание Уоллеса» В Лондоне есть, например, кольчуга 1331-1370 гг. Считается, что она принадлежала Рудольфу IV Габсбургскому, герцогу Австрии, Каринтии и Ферреты (1339-1365). Кольчуга имеет длину до бедра с довольно широкими рукавами длиной три четверти и состоит из чередующихся рядов клёпаных и сварных колец. Заклёпанные звенья замыкаются клиновидными заклёпками с небольшими закругленными головками диаметром 1,47 мм. Манжеты окаймлены тремя рядами латунных звеньев, скреплённых клиновидными железными заклёпками, а нижний край – двумя рядами. На шею добавлен воротник из толстой клёпанной кольчуги XV века. Габаритные размеры: диаметр заклёпочного кольца снаружи 12,68 мм, внутри 8,66 мм, толщина проволоки 1,36 мм, ширина проволоки 2,00 мм; диаметр сварного кольца снаружи 12,62 мм, внутри 8,31 мм, толщина проволоки 1,30 мм, ширина проволоки 2,18 мм. При установке общая высота составляет 1100 мм, ширина – 500 мм. Вес: 10,57 кг
На гобелене опять же часто встречаются некие квадраты на кольчугах на груди у рыцарей. Вероятнее всего, что это обшитый кожей кольчужный клапан, прикрывающий горло и нижнюю часть лица. Нетрудно заметить, что в момент боя вместо квадратов изображается только узкая полоска, а нижняя часть лица воина полностью закрыта кольчужным плетением.
Интересно, что такие панцирные куртки носили индейцы тлинкиты. Национальный музей американских индейцев Смитсоновского института, Вашингтон
Одно время считалось, что нормандцы Вильгельма использовали кольчуги не из склёпанных, а из нашитых на ткань колец. Дело в том, что на миниатюрах из манускриптов более раннего времени доспехи всадников изображены чешуйчатыми. То есть это броня из металлических пластинок, нашитых на мягкую основу. А раз так, то почему бы воинам не носить и «броню» из нашитых на ткань колец? Вроде бы логично… Но дело в том, что такие кольца не имеет смысла делать клёпанными. Проще – цельно сеченными или скованными, но таковых археологи не находят, а вот обрывки классических кольчуг – находят.
Рисунки некоторых иллюстраторов на тему таких вот доспехов не могут не удивлять. Вот, например, иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994, изображающая всадника норманна 1066 г. Ну, вот зачем они его таким нарисовали? Во-первых, на гобелене нет изображения подобного щита, во-вторых, к моменту выхода книги все споры относительно «псевдокольчуг» на нём вроде бы уже улеглись. И в-третьих, зачем всаднику дан в руку топор, к тому же столь странной формы? Дрова таким рубили, а вовсе не людей. Достаточно на гобелен посмотреть, чтобы в этом убедиться! Или, скажем – сначала посмотреть на гобелен, а затем посмотреть коллекции Королевского арсенала в Лидсе. Разве что в 1991 году ещё не было Интернета?
Образец кольчужного плетения XV века. Палата придворного охотничьего и защитного вооружения. Новый Ховбург, Вена
Некоторые воины на полотне изображены одетыми, то есть на них поверх кольчуги надето нечто похожее на длиннополый халат. Кто это? Епископ Одо – единоутробный брат Вильгельма. Замечательную реконструкцию его облика в своё время нарисовал Игорь Дзысь и опубликовал в журнале «Цейхгауз» в 2000 году.
Вот этот его рисунок. Статья И. Дзыся и А. Щербакова «Армия Вильгельма Завоевателя». «Цейхгауз» №11 (6/2000)
А вот так епископ Одо изображён на гобелене. Он без щита и в руке у него суковатая дубинка – жезл вождя. Написано, что он ободряет молодых воинов перед битвой!
Знаменитая сцена на гобелене, изображающая момент, когда среди нормандцев распространился слух, что их предводитель убит. «Здесь Вильям!» – кричит Юстас Болонский и заставляет Вильгельма поднять шлем. Показательно, что на кольчуге Юстаса квадрат на груди есть, а у Вильгельма – нет. То есть, очевидно, что это какая-то съёмная часть кольчужного доспеха. И у Завоевателя, и у Юстаса на ногах кольчужные чулки. У рядовых воинов их нет. Вот только этим на гобелене знать и рядовые всадники и отличаются
А это для сравнения кольчуга из Аугсбурга, Германия, датируемая концом XIV – началом XV века. Длина: 73,7 см. Диаметр колец: 1,11 см. Масса: 4,479 кг
Известно, что рыцари Раннего Средневековья могли носить сразу две кольчуги. Первая на подкладке из шёлка или льна, вторая на подкладке из кожи, а сверху эту двухслойную броню покрывал ещё и стеганый кафтан. И защита эта была настолько прочной и совершенной, что защищала и от стрел, и от колющих ударов мечом. Рубящий удар мог раздробить кости, но перерубить два слоя металла с амортизирующей прокладкой был не в состоянии. В частности, именно такой доспех носил арабский рыцарь Усама ибн Мункыз, о чём он написал в своей «Книге назидания».
Щиты на гобелене мы видим двух видов: круглые, выпуклые у саксов, хотя пользуются они и норманнскими щитами, и каплевидными, в форме «перевёрнутой капли» или «воздушного змея» (по английской терминологии). Щиты имеют металлический умбон и украшены изображениями ветвистого и расширяющегося на концах креста (последнее изображение всего одно), а также фигурой дракона. Щитами не только защищаются, но и едят с них, используя вместо столешницы! Многие щиты украшений вообще не имеют.
Вот, например, как выглядят щиты сражающихся на фрагменте 58…
Крест, в том числе и с извилистыми концами, символ очень древний. Считается, что подобные кресты украшали и каплевидные щиты русских воинов, оборонявших Золотаревское городище в 1236/37 гг. Создана данная реконструкция на основе изображения воина на одном из украшений, так что это не выдумка – так было. Но что это означало, проверить, увы, невозможно. Музей Золотаревского городища. Пос. Золотаревка, Пензенской области
Шпоры. Без них и рыцарь был не рыцарь, но сначала они были очень простыми. Вот как эти, например, из Моравского музея в Брно. Фото автора
Копья всадники с гобелена в основной своей массе держат совершенно не по-рыцарски! То есть практически приёмом куширования копья, когда его зажимают под мышкой, не используют, а предпочитают его метать. Впрочем, почему так, понятно, ведь сражаться ими приходится со стеной из щитов! Интересно, что наконечники копий на гобелене ограничительного перекрестия ещё не имеют. И, кстати, они очень похожи на наконечники копий того времени, повсеместно встречающиеся в Европе, в том числе и на землях России.
Форма наконечников была самой разной…
Наконечник 900-1300 гг. Королевский Арсенал, Лидс
Наконечник XI-XV вв. Королевский Арсенал, Лидс
Наконечник XI в. Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И. Д. Воронина
Ещё один наконечник этого же времени… Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И. Д. Воронина
По идее наконечники копий у всадников должны были быть вот такими, но… до столь простого приспособления, как «крылья» на втулке наконечника, в 1066 году ещё не додумались. Наконечник копья XV в. Длина 23,3 см. Вес 2579,8 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Зато копья многих воинов на гобелене украшали вымпелы и флажки. Рис. И. Дзыся. «Цейхгауз» №11 (6/2000)
А вот наконец-то и норманнский боевой топор, 900-1000 гг. Королевский арсенал, Лидс. Именно такими топорами на длинных рукоятках и сражались знаменитые хускерлы!
Боевой топор-секира X-XI вв., найденный на территории современной Мордовии. Похож, не правда ли? Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей имени И. Д. Воронина
Ну и, конечно, израсходовав все копья, воины Вильгельма принялись рубить саксов мечами, а те, в свою очередь, даже имея мечи (что хорошо видно на гобелене), предпочитали действовать своими топорами!
Мечи очень хорошо изображены на гобелене, и все они примерно такие, как, например, на фото меча из собрания Королевского Арсенала в Лидсе.
Меч, около 980-1150 г. Германия. Материал: железо и сталь. Длина: 82,2 см; ширина клинка: 5,1 см. Масса: 1,195 кг. Навершие рукояти в форме парануса (бразильского ореха), перекрестие прямое, квадратного сечения, немного сужающееся к концам. Клинок обоюдоострый, имеет неглубокий дол посередине с обеих сторон и сужается к острию, теперь закруглённому и изъеденному коррозией. Королевский Арсенал, Лидс
Очень важную роль в битве при Гастингсе сыграли лучники. Они изображены как на основном поле, так и на кайме. Причём есть изображения лучников, одетых, так сказать, в «обычную одежду». Но есть и такие, что показаны одетыми в кольчугу и со шлемом на голове.
Четыре лучника на основном поле. «Вышивка из Байё»
Лучник в кольчуге. Интересно, что часть стрел он держит в руке, то есть явно для большей скорости стрельбы. Луки, однако, у всех стрелков относительно небольшого размера. «Вышивка из Байё»
А вот лучников на стороне Гарольда на вышивке значительно меньше (всего один), и вполне возможно, что именно это и сыграло свою роль в его поражении…