Лента новостей

15:25
Подробности о проектах российской игровой приставки
15:15
Китай превзошел Stark link благодаря 10-кратной скорости лазерной передачи данных из космоса на землю со скоростью 100 Гбит/с
15:06
Ключевые события 2024 года
14:52
В Турции назначили суд пособникам террористов, напавших на «Крокус»
14:38
Штрафбат, эпизод 1, часть 1
14:10
Преступные планы Банковой на 2025 год: мира не будет
13:17
В новогоднем обращении Зеленский запутался в цветах украинского флага
13:09
Зачем в Азербайджане разыгрывают антироссийскую карту?
12:48
Третья газовая: как Европу готовят к войне с Россией
12:14
Сводка о ходе СВО на 2 января: позор Зеленского, фейк с ракетами разоблачен – Украина в шаге от капитуляции
12:08
Российские бойцы отпраздновали Новый год между ротациями в курском приграничье
12:01
Солнце за тучами, ветер стих: как решить проблему хранения возобновляемой энергии?
11:39
Водителем взорвавшейся Tesla в Лас-Вегасе оказался военный
11:26
Пентагон в ШОКЕ - Русские обходят позиции ВСУ - Новости
11:11
Атмосферный парадокс: Почему атмосфера молодой экзопланеты не соответствует месту ее рождения?
10:49
При массовой стрельбе в ночном клубе США пострадали 13 человек
10:37
Русский Царь-мангал разбил украинский Крокодил - Новости
10:33
ВСУ в окружении: Юрий Подоляка в свежей сводке от 02.01.2025, последние новости
10:21
Тёмная энергия – иллюзия? Новые данные о сверхновых ставят под сомнение расширение Вселенной
09:48
Натовцы скупают консервы из-за русской угрозы - Новости
06:57
«Ставим мировые рекорды»: Роскосмос подвёл итоги 2024 года и рассказал о событиях в российской космонавтике (ВИДЕО)
04:42
Как планировали при Сталине
03:33
ВС РФ продвигаются, ВСУ терпят крах: новости СВО от 2 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1042-й день спецоперации России на Украине
03:03
Захарова пошутила об опасности российских женщин для иностранцев
03:00
Война в море: российский линейный крейсер Киров против американского малозаметного эсминца Zumwalt — кто победит?
02:21
Kia отозвала 23 тысячи электромобилей из-за рассеянного заводчанина, который забывал закручивать болты
02:13
Отказ от российского газа чреват суровыми последствиями для Евросоюза
00:43
Особенности украинского Нового года
00:38
Грядет очередное мощное извержение вулкана. Оно вызовет хаос, к которому мир не готов
21:53
Вы когда-нибудь слышали о быстрых радиовсплесках? Теперь ученые знают, откуда они берутся
21:35
Сирия рассматривает возможность установить стратегические связи с Украиной, а Киев обещает увеличить поставки продовольственной помощи
21:32
За что Зеленский так невзлюбил премьера Словакии Роберта Фицо?
21:10
«Потомственный тульский оружейник»: главред «Калибра» — о природе конструкторского таланта Василия Дегтярёва
21:02
Прощай, риск взрыва? Ученые разработали трехслойную литий-металлическую батарею, устойчивую к огню
20:15
Как не пропустить первый метеорный поток 2025 года? Встречайте — Квадрантиды
19:59
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 1 января
19:54
Операция «Немыслимое»: несостоявшийся конец света
18:18
Путин распорядился ввести экзамен по русскому для иностранных абитуриентов
17:33
На подводных лодках Королевского флота царят групповые изнасилования, процветают наркоторговцы и разврат среди офицеров, которые составляют списки изнасилований
17:30
Путин поручил создать единую линейку школьных учебников по русскому языку
16:47
Новый год без русского газа: в Кишиневе остановились троллейбусы, перебои с электричеством, у многих нет отопления и горячей воды (ФОТО, ВИДЕО)
16:43
При теракте в Новом Орлеане планировали устроить взрыв
16:09
Франция нанесла удары по позициям ИГИЛ в Сирии
15:58
В России и Белоруссии начинает действовать единая система страхования гражданской ответственности водителей
15:54
На Украине потребовали отправить Зеленского в тюрьму
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Край чужой границы

Край чужой границы


Ровно шесть лет назад, 24 ноября 2015 года, в районе сирийско-турецкой границы бомбардировщик Су-24М ВВС России был сбит истребителем F-16C ВВС Турции. С тех пор об этом инциденте написали тонны текстов, а недавно даже сняли художественный фильм — но в ближайшем будущем мы вряд ли узнаем все детали инцидента. Зато сейчас можно вспомнить, как действовали в схожей ситуации пилоты и командование турецкой авиации не шесть, а 60 лет назад.

В июле 1958 года в Ираке в результате военного переворота был свергнут режим короля Фейсала II, и к власти пришёл Революционный совет, сформированный членами организации «Свободные офицеры». Новый командующий ВВС полковник Джалал аль-Аукати, придерживался довольно левых взглядов и считался коммунистом. Он приказал немедленно арестовать всех находившихся в стране британских и американских авиационных специалистов, а затем обратился за помощью к СССР. Уже осенью начались поставки в Ирак советской авиатехники. Правда, прибыли не только «МиГи», «Яки» и «Аны» — в октябре 1958 года из СССР в страну после десятилетней эмиграции вернулся лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Мустафа Барзани.

​В начале 1960 года на багдадскую авиабазу Аль-Рашид прибыла первая партия бомбардировщиков Ил-28, а 10 февраля того же года из них была сформирована 8-я эскадрилья ВВС Ирака iraqimilitary.org - Край чужой границы | Warspot.ru
В начале 1960 года на багдадскую авиабазу Аль-Рашид прибыла первая партия бомбардировщиков Ил-28, а 10 февраля того же года из них была сформирована 8-я эскадрилья ВВС Ирака
iraqimilitary.org

Сначала казалось, что правительство в Багдаде готово забыть прежние разногласия, и всё идёт по оптимистичному сценарию: права арабского и курдского народов в рамках единого иракского государства были уравнены. С мая 1959 года ВВС Ирака поддерживали ополченцев Барзани против племени пишдари, а к январю 1960 года был даже снят запрет на деятельность ДПК. Скрытые противоречия, тем не менее, нарастали. С одной стороны, премьер-министр страны Абд аль-Керим Касем всё больше склонялся к позиции пан-арабистов, с другой — его очень тревожило усиление Барзани, который к началу лета 1961 года стал одерживать верх во внутрикурдском конфликте, выдавив племя пишдари в Иран, а племя зибари — в Турцию.

Теперь курды практически полностью контролировали север страны, изгнав из многих населённых пунктов назначенных из Багдада чиновников. До вооружённых столкновений дошло в первых числах сентября 1961 года, когда иракская армия начала осенние манёвры в районе Киркука. Уже 11 сентября ВВС Ирака бомбили город Барзан — обученные советскими инструкторами пилоты на советской авиатехнике наносили удары по отрядам курдов, заботливо спонсируемым и вооружаемым советской разведкой. Не сильно веря в эффективность армии, в которой среди офицеров оставалось много тайных роялистов, получивших образование в Европе и США, иракское командование решило обратиться к давней британской доктрине «воздушного контроля» и максимально задействовало авиацию. К концу года авианалётам подверглись порядка 500 курдских селений, было разрушено 270 из них. Интенсивность ударов в районе иракско-турецкой границы неизбежно вызвала серьёзную обеспокоенность Анкары.

​В 1959–1966 гг. турецкая авиация получила порядка 300 американских истреителей F-84F/G, прежде служивших в ВВС Франции, Германии и Нидерландов. К середине 1962 года этот самолёт стал основной боевой машиной турецких ВВС thunderstreaks.com - Край чужой границы | Warspot.ru
В 1959–1966 гг. турецкая авиация получила порядка 300 американских истреителей F-84F/G, прежде служивших в ВВС Франции, Германии и Нидерландов. К середине 1962 года этот самолёт стал основной боевой машиной турецких ВВС
thunderstreaks.com

Особой остроты в давнем конфликте между турками и курдами в тот период не было. Напряжённость, однако, сохранялась — в конце концов, военное положение в зоне к востоку от Евфрата отменили только в 1950 году, а после военного переворота 10 годами позже армия первым делом арестовала 485 курдских активистов. Но даже на почве потенциального союза против курдов сближения Турции и Ирака не намечалось, поскольку слишком тесные связи Багдада с Москвой вовсе не радовали Анкару.

Утром 15 августа 1962 года действовавшая в районе границы пара иракских самолётов отбомбилась по населённому пункту Рюбарюк на турецкой территории, задев при этом здание поста жандармерии. Погибло двое военнослужащих, один получил ранение. Затем около 15:00 удару с воздуха подверглась деревня Быскан — там обошлось без человеческих жертв, но бомбы разрушили дома, погиб скот. Причин у инцидента было две. Во-первых, иракские пилоты не стеснялись «срезать фаску» в районе выступа в восточной части границы Ирака с Турцией, проскакивая 15 км над сопредельной территорией. Во-вторых, горная местность с вершинами высотой до 3000 метров создавала отличные предпосылки для потери ориентировки.

​«Курдский угол» ирано-иракско-турецких границ, фрагмент советской топографической карты, масштаб 1:500 000, 1979 год. Красными маркерами отмечены деревни Быскан и Рюбарюк - Край чужой границы | Warspot.ru
«Курдский угол» ирано-иракско-турецких границ, фрагмент советской топографической карты, масштаб 1:500 000, 1979 год. Красными маркерами отмечены деревни Быскан и Рюбарюк

В тот же день по дипломатическим каналам Анкара заявила протест Багдаду и сделала предупреждение, уже второе за полтора месяца: 8 июля пилот иракского самолёта так же вошёл в воздушное пространство Турции на глубину около 30 км и обстрелял группу жандармов, которых принял за курдских повстанцев. Жертв и разрушений тогда не было.

В состояние боевой готовности немедленно были приведены вооружённые истребителями F-84F «Тандерстрик» 181-я и 182-я эскадрильи ВВС Турции, базировавшиеся на авиабазе Диярбакыр в Юго-Восточной Анатолии. Весь личный состав, находившийся в увольнении, срочно отозвали в часть — в том числе и старшего лейтенанта Нуреттина Гюля, уже неделю пребывавшего в отпуске после рождения ребёнка. Вечером до пилотов довели график вылетов на следующие сутки и провели развёрнутый брифинг с участием офицеров разведки и частей сухопутных войск, дислоцировавшихся в районе границы.

Ещё до рассвета 16 августа в воздух ушла смешанная четвёрка «Тандерстриков», включавшая пилотов обеих эскадрилий с Диярбакыра: в кабинах истребителей сидели капитан Казым Шахин (командир звена), старшие лейтенанты Джелал Сюрмене, Хулуси Айтекин и Нуреттин Гюль. Последний инструктаж перед вылетом для лётчиков проводил заместитель командира авиабазы подполковник Колчуоглу:

«Командир нашего звена, капитан Казым Шахин, спросил, как поступить, если мы встретим иракские самолёты. Подполковник Колчуоглу ответил: «Руководствуйтесь правилами, предусмотренными для мирного времени». Тогда капитан Шахин спросил: «Что делать, если увидим сброс бомб, или огонь откроют по нам либо по наземным целям?» Услышав этот вопрос, подполковник Колчуоглу сказал в ответ: «У ваших самолётов заряжены пулемёты?»»

Следуя командам с земли, четвёрка в режиме полного радиомолчания вышла к городу Чёлемерик (Хаккяри) и, снизившись до 6000 метров, повернула на юго-восток. Дальше лётчики шли по ориентирам на местности, связь с пунктом наведения отсутствовала.

​Старший лейтенант Нуреттин Гюль (сидит в центре) с другими пилотами с авиабазы Диярбакыр у F-84F «Тандерстрик» с тактическим номером 790, на котором 16 августа 1962 года был сбит иракский Ил-28 twitter.com - Край чужой границы | Warspot.ru
Старший лейтенант Нуреттин Гюль (сидит в центре) с другими пилотами с авиабазы Диярбакыр у F-84F «Тандерстрик» с тактическим номером 790, на котором 16 августа 1962 года был сбит иракский Ил-28
twitter.com

Пара иракских бомбардировщиков Ил-28 рутинно появилась в районе границы, как и предполагалось, после 06:00. Они отбомбились по селению Быскан, где начался пожар. Первым нарушителей обнаружил командир звена, который передал, что видит противника справа ниже, и приказал атаковать всем, кому позволяют запасы топлива. Тем временем «Илы» начали правый разворот с набором высоты, уходя на территорию Ирака. Сбросив подвесные баки, капитан Шахин и старший лейтенант Гюль пошли за первым из них, старшие лейтенанты Сюрмене и Айтекин — за вторым.

Несмотря на оборонительный огонь иракского бортстрелка, пара Шахин — Гюль выполнила две атаки, обстреливая цель с двух сторон с использованием манёвра «ножницы». Бомбардировщик, получивший многочисленные попадания от огня 12,7-мм пулемётов, стал терять скорость и высоту, оставляя ясно видимые шлейфы дыма из повреждённых двигателей. Двум или трём членам экипажа удалось покинуть гибнущую машину уже над Ираком, после чего Ил-28 перешёл в нисходящую спираль и разбился на одном из горных склонов. Пара Сюрмене — Айтекин была менее результативна: турецкие пилоты впоследствии доложили, что повреждённый ими самолёт, вероятно, выполнил вынужденную посадку на территории Ирака.

Собрав звено, капитан Шахин связался с землёй и запросил посадку на промежуточном аэродроме в Батмане, но в ответ получил просьбу следовать на Диярбакыр. Там пилотов, совершивших посадку на последних каплях топлива (у Айтекина двигатель заглох сразу после пробега), уже ждал начальник разведки с четырьмя автомобилями. Каждого из пилотов допрашивали по отдельности. Нуреттин Гюль вспоминал:

«Первый вопрос командира [авиабазы] ко мне был: «Кто приказал вам сбивать самолёт?» Я сказал, что мы не смогли связаться ни с одной станцией наведения, что деревня горела после бомбардировки иракских самолётов, что оба самолёта уходили после атаки наземных целей, и что их кормовые пушечные установки вели по нам огонь. Поскольку стрелял мой ведущий, стрелял и я. Мы сбили самолёт. Мы шли за ним, пока он не упал на землю. В тот момент зазвонил телефон. Вероятно, это был командующий ВВС. Командир авиабазы сказал: «Они передо мной, приказа им никто не давал. Решение они принимали самостоятельно».

Новость о победе в небе над Бысканом произвела фурор — правда, полученная журналистами информация не отличалась точностью. «Акшам», одна из ведущих турецких газет, например, поместила на первую полосу фото F-100 «Супер Сейбр» и карту, на которой место боя было указано в 100 с лишним километрах от реального. У «Миллиет» в шапке красовался МиГ-15, и на этом фоне немного сюрреалистично смотрелась передовая статья о полёте Андрияна Николаева с фотографией советского космонавта, докладывающего Никите Хрущёву об успешном выполнении задания.

​Командующий ВВС Турции генерал-лейтенант Ирфан Тансель вручает памятный диплом командиру авиабазы Диярбакыр twitter.com - Край чужой границы | Warspot.ru
Командующий ВВС Турции генерал-лейтенант Ирфан Тансель вручает памятный диплом командиру авиабазы Диярбакыр
twitter.com

Официальный Багдад не стал отмалчиваться и заявил, что с 1959 года турецкие истребители 15 раз вторгались в иракское воздушное пространство, причём в последний из них — на глубину более 65 км, и сбили самолёт ВВС страны, в результате чего погиб пилот. Озвучивались и требования по выплате компенсации. Но турецкая общественность ликовала, и было абсолютно ясно, что мер дисциплинарной ответственности к пилотам применять никто не будет.

Правда, с наградами тоже решили поступить аккуратно: пилотам объявили благодарность, а командиру авиабазы Диярбакыр вручили памятный диплом. Победу над иракским Ил-28 записали на счёт старшего лейтенанта Нуреттина Гюля, впоследствии дослужившегося до звания бригадного генерала.

Дипломатическая перепалка продолжалась не меньше месяца, но в итоге иракцам всё же пришлось сократить использование авиации в приграничной полосе. Вся тяжесть боёв с курдами легла на плечи сухопутных войск. Особых успехов им добиться не удалось, недовольство в армии росло, и для премьер-министра Ирака Абд аль-Керима Касема всё закончилось военным переворотом в феврале 1963 года. К власти пришла партия Баас, сотни коммунистов были расстреляны, а потому, несмотря на все успехи советской дипломатии в дальнейшем, прежней теплоты в отношениях Москвы и Багдада уже никогда не было.


Александр Бырихин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх