Немецкий паровоз и вагоны, подорванные советскими партизанами на территории Литвы. 1943 г.
1943 год вошёл в
«Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».
«Рельсовая война»
Во время подготовки к решающему летнему сражению 1943 года с целью разгрома наступающих сил немецкой армии, перехвата стратегической инициативы и перехода Красной Армии в контрнаступление, многочисленные партизанские отряды должны были отвлечь на себя часть сил и резервов противника в тылу, нарушить вражеские коммуникации, возможности по переброске войск и военных грузов. Центральный штаб партизанского движения под руководством Пантелеймона Пономаренко привлёк к операции более 160 бригад и отрядов в Ленинградской области, Белоруссии, Украине, Смоленщине, Орловщине и т.д.
В июле 1943 года советская Ставка отдала приказ о проведении операции.
Каждый партизанский отряд получил свою задачу. Партизанские формирования усилили специалистами-подрывниками, направили взрывчатку, соответствующее оборудование. Также партизаны получили дополнительное
Операция началась 3 августа 1943 года, и в ней участвовало около 100 тыс. бойцов.
Партизанские бригады и отряды действовали в тылу групп армий «Север», «Центр» и «Юг» (в глубину до 750 километров). Только в первую ночь советские партизаны взорвали 43 тыс. рельсов.
Построение партизан 3-го батальона 2-й Клетнянской партизанской бригады перед рейдом в тыл врага. 1943 г.
Построение партизанского отряда перед рейдом в тыл врага на Брянщине
Операция продолжалась до середины сентября 1943 года.
Партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов, уничтожили большое количество эшелонов (только партизаны Белоруссии – свыше 800), взрывали мосты и другие сооружения.
Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. К осени оперативные перевозки фашистов сократились на 40 %. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3–15 суток до месяца (август). Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны (подвоз рельсов и прочих материалов), перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки и пр.
Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось.
Советский партизан подрывает участок железной дороги. Кадр кинохроники. Предположительно, 1943 г.
Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области. 1943 г.
Подготовка новой операции
Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно.
Было решено продолжить в том же духе. В это время Красная Армия освобождала Орловскую, Смоленскую области, Левобережную Украину, начала битву за Днепр. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий.
Пономаренко в начале сентября 1943 года утвердил план операции «Концерт».
Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры.
К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. человек.
В операции участвовали партизаны Ленинградской области, Смоленщины, Прибалтики, Белоруссии и Украины. Но главную роль играли бойцы партизанского края – Белой Руси (более 90 тыс. человек). Так, белорусским партизанам планировали перебросить 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам – по 20 т. Протяженность фронта составила около 900 км, глубина – 400 км.
Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр.
Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований.
Начало операции назначили на 19 сентября 1941 года.
Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции
Немецкие солдаты у паровоза, поврежденного в результате подрыва железной дороги советскими партизанами на станции Знаменка Кировоградской области. Октябрь 1943 г.
Немецкие солдаты засыпают воронку, возникшую после подрыва железной дороги советскими партизанами, рядом с паровозом 52-й серии на станции Знаменка Кировоградской области (Украина)
«Концерт»
Атака белорусских партизан была такой масштабной, что уже в 6 часов утра 19 сентября 1941 года руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало:
«Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
25 сентября начали действовать основные силы партизан. Они атаковали охрану железных дорог, захватывали железнодорожные перегоны, разрушали и минировали рельсы. В Белоруссии в эту ночь было разрушено ещё свыше 15 тыс. рельсов. Немецкому командованию приходилось принимать чрезвычайные меры по усилению охраны дорог и их восстановлению. Из Германии перебрасывали железнодорожные батальоны и даже части с фронта. Сгоняли местное население для восстановительных работ.
Погрузка саней и снаряжения немецкой ягдкоманды на железнодорожные платформы на станции Дерюгино.
Ягдкоманда (Jagdkommando, Zerstörungskommando) – специальное подразделение вермахта численностью 50–80 человек, предназначавшееся для борьбы с партизанами. 1943 г.
Группа советских партизан-подрывников из 2-го Симферопольского партизанского отряда под командованием Х. К. Чусси закладывает взрывчатку на железнодорожном полотне. Март 1943 г.
Боевые действия продолжались и в октябре 1941 года.
Всего было уничтожено 148 тыс. рельсов. Операция была остановлена, когда закончились боеприпасы.
Задачи операции не были выполнены полностью, но в целом результат был большим. Коммуникации противника подверглись массированным ударам. Возникла нехватка рельсов. Немцам пришлось перешивать двухпутные участки пути в однопутные, что сокращало возможности железной дороги. Из-за нехватки рельсов сваривали поврежденные, везли из Польши, Чехии и Германии.
При этом отремонтированные участки подвергались новым атакам. В целом пропускная способность железных дорог в немецком тылу в сентябре-октябре сократилась на 35–40 %.
По оценкам военных исследователей, действия советских партизан в ходе двух операций были более чем в 11 раз эффективнее налётов люфтваффе, бомбивших советские тылы в этот же период.
Кроме того, партизанские отряды не только уничтожали железные пути, их действия включали в себя широкий комплекс диверсий в тылу врага. Партизаны атаковали вражеские гарнизоны, важные объекты, уничтожали небольшие подразделения противника, действовали на других коммуникациях, шоссе и т.д. Переброска германских войск на железных дорогах, эвакуация и снабжение были значительно затруднены.
Видя активность советских партизан, активизировалось сопротивление местных жителей оккупантам. Всё больше людей вступали в ряды подпольщиков и партизан, поддерживали их.
Германия проигрывала войну.
Советские партизаны готовят подрыв моста
Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой. 1943 г.
Советские партизаны готовят к подрыву участок железной дороги. У нижнего среза фотографии – убитый солдат немецкой армии
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: