Лента новостей

21:07
Чья Победа?
20:28
Южная Атлантика: Фолкленды, «большая нефть» и предчувствие деколонизации
20:21
В Санкт-Петербурге на Дворцовой площади прошел Парад Победы в ознаменование 79-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне
19:54
Жители Эстонии пришли на набережную, чтобы хотя бы через реку посмотреть концерт в честь Дня Победы (ФОТО, ВИДЕО)
19:17
Bild: шпиц Лукашенко был «отвлекающим маневром» на параде Победы в Москве
19:16
Поток бегущих в Словакию украинцев увеличился в два раза
19:13
В ДНР развернули 300-метровую Георгиевскую ленту в преддверии Дня Победы
18:48
Путин и Пашинян договорились о выводе российских войск из Армении
18:47
InfoBrics: Россия вынуждена напоминать Западу о возможности ядерных ударов
18:46
Вице-премьер Италии призвал лечиться Макрона и всех тех, кто хочет отправить войска на Украину
18:41
Протестующие в Ереване потребовали срочной отставки Пашиняна
18:39
Америка за гранью бедности: высокотехнологическая отрасль рушится
18:36
Представитель Армянской церкви дал Пашиняну час на уход из власти
18:35
Премьер Польши заявил о наличии солдат НАТО на Украине
18:08
«Цель Зеленского — выпихнуть экс-главкома в Лондон до 21 мая». Залужный официально назначен послом Украины в Великобритании
18:00
Полиция Берлина не дала шествию «Бессмертного полка» пройти единым строем
17:29
«Спартанцы» сожгли вражеский танк в боях под Яснобродовкой (ВИДЕО)
17:25
Зеленский и Порошенко пропали из базы розыска МВД России
16:47
На Красной площади прошел парад, посвящённый 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне
16:24
Российские хакеры поздравили украинцев с Днём Победы
15:57
Авианосец «Фуцзянь» вернулся с ходовых испытаний
15:49
Мозг первого подопытного компании Neuralink начал отторгать вживлённый чип
15:48
Президент Кубы пожелал России победы на Украине
15:40
«Критика в адрес Зеленского»: политолог Балицкий объяснил новое назначение Залужного
15:06
Зеленский официально назначил Залужного послом в Великобританию
15:05
В Хельсинки вандалы осквернили могилу красноармейцев времен ВОВ
14:38
Белоруссия примет участие в ядерных учениях России
14:37
Украинские полицаи не пустили женщину в советской форме возложить цветы к Вечному огню в Киеве
14:29
Столтенберг: НАТО не собирается отправлять войска на Украину
14:27
Путин и Пашинян согласовали вывод российских военных из Армении
14:23
В Мурманске состоялся Парад Победы с участием сил и войск Северного флота
14:00
Чаплыга: Россия может применить тактическое ядерное оружие в ответ на появление F-16
13:52
В Киеве полиция не пустила к Вечному огню пенсионерку из-за советской символики
13:51
Mundo: на Украине построили сеть скрытых заводов
13:50
Экс-главком НАТО Ставридис заявил о необходимости «нейтрализовать» Калининград
13:29
Михаил Трофименков: Сейчас война идёт на периферии сознания
13:25
Частному лицу удалось купить у правительства США суперкомпьютер на 8 тысячах Xeon, причём по дешёвке
13:24
Компьютер месяца — май 2024 года
13:20
Жертва сексуальных домогательств Байдена рассказала о его планах воевать с Россией ещё в 2019 году
13:19
Спикера Джонсона не смогли уволить с должности за поддержку финансирования конфликта на Украине
12:40
«Европейский рейх» вчера и сегодня: Гитлер — как кризисный управляющий ЗАО «Европа»
12:37
В Киеве полиция не пустила в Вечному огню пенсионерку из-за советской символики
12:36
Французские летчики во время парада над Марселем нечаянно нарисовали флаг России
12:32
Российская армия ведет бои за Уманское
12:15
Китай направит два военных корабля в Камбоджу и Восточный Тимор
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Повод для беспокойства иностранных государств: деятельность исследовательского судна «Янтарь»

Повод для беспокойства иностранных государств: деятельность исследовательского судна «Янтарь»



Судно "Янтарь" в день поднятия флага ВМФ. Фото Минобороны РФ


В 2015 г. в состав Северного флота вошло новейшее океанографическое исследовательское судно «Янтарь» – головной вымпел проекта 22010 «Крюйс». С тех пор судно неоднократно совершало походы и решало различные задачи вблизи нашего побережья и в удаленных районах. И почти каждый его выход в море вызывал любопытную реакцию зарубежных военных и средств массовой информации.

С особыми возможностями


Проект исследовательского судна «22010» был разработан в середине двухтысячных годов. В феврале 2009 г. был подписан контракт на строительство головного судна. Заказчиком выступило Главное управление глубоководных исследований министерства обороны (ГУГИ), а головным исполнителем стал судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград).

Судно заложили 8 июля 2010 г. и назвали «Янтарь» – в честь завода-изготовителя, отмечавшего в этот день свое 65-летие. Основные строительные работы продолжались до мая 2012 г., когда корпус вывели из эллинга. В декабре того же года судно перевели в плавучий док, а через несколько дней спустили на воду. Следующие два года продолжался процесс достройки и монтажа целевого оборудования.


"Янтарь" в море. Фото "ОСК"

Государственные ходовые испытания «Янтаря» прошли в марте-апреле 2015 г. Судно подтвердило все заявленные характеристики, и 23 мая его торжественно приняли в состав Северного флота ВМФ России. Вскоре судно вышло в свой первый поход. В дальнейшем оно неоднократно привлекалось к решению различных задач в разных районах Мирового океана. В прошлом году «Янтарь» прошел плановый ремонт и вернулся на службу.

Судно «Янтарь» находится в ведении ГУГИ, одной из самых закрытых структур Минобороны. Вследствие этого точный состав оснащения, возможности, задачи и цели походов судна засекречены. В то же время, известно, что оно является носителем различной гидроакустической и иной аппаратуры, а также глубоководных обитаемых и необитаемых аппаратов. С помощью всех этих систем и образцов «Янтарь» может проводить различные исследования в большим диапазоне глубин. Кроме того, зарубежные специалисты подозревают наличие разведывательных возможностей.

Поводы для беспокойства


Исследовательское судно с широкими, но неизвестными возможностями вызывает определенное беспокойство за рубежом. Так, в течение нескольких последних лет регулярно появляются те или иные сообщения о походах «Янтаря» – и о подозрительных действиях судна, на основании которых делаются весьма интересные выводы.


Океанографическое судно возвращается из похода, июнь 2018 г. Фото Минобороны

Так, в октябре 2016 г. «Янтарь» находился в восточной части Средиземного моря, в районе между Кипром, Турцией, Сирией и Ливаном. По данным зарубежной прессы, с 7 по 10 декабря судно неподвижно стояло в районе турецкого подводного кабеля Turtcyos-2. Затем оно совершило небольшой переход к югу и оказалось в районе нахождения кабеля IMEWE, где тоже остановилось на некоторое время.

С какой целью «Янтарь» выходил в районы нахождения иностранных подводных кабелей, неизвестно. В зарубежных СМИ фигурировали подозрения в проведении разведывательной операции. Впрочем, эта версия не получила достойного подтверждения или опровержения.

В ноябре и декабре 2016 г. российская корабельная группа, действовавшая у берегов Сирии, потеряла два палубных истребителя. Впоследствии стало известно, что в декабре в район этих аварий вышло судно «Янтарь». При помощи глубоководных необитаемых аппаратов были обнаружены обломки самолетов. Затем с них сняли приборы и изделия, которые не должны попасть в чужие руки.

В ноябре 2017 г. судно «Янтарь» находилось у берегов Африки и выполняло плановые задачи, характер которых остается неизвестным. В этот период ему приказали перейти к берегам Аргентины и принять участие в операции по поиску пропавшей подлодки ARA San Juan (S-42).


У родного причала. Фото Минобороны РФ

В феврале прошлого года сообщалось о работе «Янтаря» вблизи бразильских морских рубежей, якобы в районе подводных кабелей. Всего через несколько недель судно заметили в проливе Ла-Манш недалеко от г. Шербур. Зарубежные специалисты связали это событие с близким стартом испытаний новой подлодки для ВМС Франции.

Последние новости


В последние дни российский «Янтарь» вновь стал темой публикаций в зарубежной прессе. Очередной поход судна опять стал поводом для подозрений в проведении разведывательных мероприятий. При этом вместе с привычными версиями и обвинениями звучат и специфические вопросы.

Как сообщается, 8 августа «Янтарь» покинул одну из баз Северного флота и взял курс на запад. Через несколько дней судно прибыло в северо-восточную часть Атлантического океана, омывающую берега Ирландии. Переход осуществлялся с выключенной аппаратурой AIS (Automatic Information System).

17 августа «Янтарь» оказался в точке, находящейся между двумя подводными кабелями, соединяющими Ирландию с Норвегией и США. Там судно оставалось в течение суток, после чего вновь начало движение на юго-запад. Сообщается, что во время этих перемещений исследовательское судно шло вдоль предполагаемого местоположения одного из кабелей.


Предполагаемый ход операции по спасению аппаратуры затонувших самолетов в конце 2016 г. Графика Hisutton.com

Последние новости вновь становятся поводом для обвинений. «Янтарь» и ГУГИ подозревают в очередной операции по установке специальной аппаратуры на иностранные подводные линии связи. Впрочем, реальные доказательства вновь отсутствуют, и все подозрения основываются только на факте прохода судна через район предполагаемого нахождения кабеля.

Польское издание Defence 24 отмечает, что перед «Янтарем» могли стоять не только разведывательные задачи. В отличие от ряда предыдущих операций, исследовательское судно, находясь рядом с кабелями, включало систему AIS. Это могли сделать специально, чтобы выдать свое местоположение, но с какой целью – неизвестно. Defence 24 предполагает попытку привлечь внимание и спровоцировать обсуждение.

Глубоководные тайны


Исследовательское судно «Янтарь» регулярно выходит в море для решения тех или иных задач. И каждый такой поход привлекает внимание иностранных флотов и разведок; нередко интерес к деятельности российского судна проявляет и зарубежная пресса. Причины этого просты и понятны: судно имеет особые возможности, которые могут использоваться как в научных, так и в военных целях. К тому же все это дополняется общей секретностью.


Церемония закладки судна "Алмаз", июнь 2016 г. Фото "ОСК"

Имея разнообразную аппаратуру и глубоководные аппараты, «Янтарь» может проводить различные исследования и другие операции. Судно способно исследовать дно моря, опускать и поднимать различные объекты – и эти возможности позволяют вести разведку разного рода и готовить диверсии. Для исключения таких мероприятий или их усложнения необходимы особые силы и средства, имеющиеся не у всех стран.

Следует отметить, что в скором будущем у зарубежных военных и СМИ появятся новые поводы для беспокойства. Дело в том, что по проекту 22010 строятся еще два океанографических судна. Первый серийный «Алмаз» уже проходит испытания и вскоре будет включен в состав ВМФ. Через несколько лет ожидается судно «Вице-адмирал Буриличев», построенное по доработанному проекту 22011.

Таким образом, уже во второй половине десятилетия в распоряжении ГУГИ будет три океанографических судна типа «Крюйс». С их помощью ВМФ и Минобороны смогут проводить одновременно несколько исследовательских программ в разных районах. Это ускорит сбор необходимой информации об океанах и морях для проведения прочих работ и мероприятий.

Одновременно можно ожидать, что появление новых судов пр. 22010/22011 в разных районах Мирового океана вновь будет вызывать беспокойство зарубежных государств. Им, очевидно, не хотелось бы, чтобы среди раскрытых тайн океана оказалась их секретная информация.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх