На заре эпохи развития ядерного оружия как средства для массового уничтожения противника, в конце 1950-х годов, произошел случай, который не просто является примером нарушений всех норм и инструкций, но еще и свидетельствует о том, что со специальными боеприпасами следует обращаться максимально осторожно, даже будучи уверенным в своем профессионализме. В 1958 году на борту бомбардировщика В-47, оснащенного ядерным вооружением, сработала система оповещения о неисправности в отсеке для вооружения, и капитан воздушного судна Брюс Кулка решил лично проверить, в чем дело.
Не обнаружив неполадок, Кулка решил осмотреть бомбу и забраться повыше. В качестве упора для подъема на специальный боеприпас первое лицо на борту использовало... аварийный рычаг для сброса боеприпаса. Некомпетентность командира В-47 привела к тому, что бомба Mark-6, вылетевшая из бомболюка, проломила створки люка и устремилась вниз, а Брюс Кулка едва не проделал трюк с полетом верхом на бомбе, чуть позже показанный в фильме «Доктор Стрейнджлав».
Спецбоеприпас, отправленный с легкой руки офицера американских ВВС в свободный полет, упал на жилой дом восточнее американского городка Флоренс, в результате чего пострадало шесть человек. Ядерного апокалипсиса удалось избежать лишь чудом: бомба, которую перевозил В-47, была разобрана на части, и «боевая часть» осталась висеть в самолете.
Пустынная Испания
Популярная среди туристов всего света Испания с ее пляжами в далеком 1966 году могла навсегда войти в мировую историю как вторая Хиросима. Испанская деревенька Паломарес, в небе над которой и случилось происшествие, имела все шансы оказаться в центре внимания мировых средств массовой информации, когда во время дозаправки на высоте около девяти тысяч метров столкнулись американский стратегический бомбардировщик В-52 «Стратофортресс» и самолет-топливозаправщик КС-135 «Стратотанкер».
После неудачного маневра «стратег» и воздушный заправщик моментально загорелись. Сложность ситуации заключалась в том, что на борту В-52 находились четыре водородных бомбы – самое грозное на тот момент ядерное оружие Соединенных Штатов. Вопиющий случай нарушения правил безопасности, тем не менее, по чистой случайности не привел к ядерной катастрофе. Одна из бомб рухнула совершенно целой в чистом поле, расположенном недалеко от деревушки, еще две не сработали благодаря предохранителям, а четвертая упала недалеко от побережья.
Специалисты отмечают, что если бы все четыре или хотя бы одна из бомб сработали, то территория Испании стала бы непригодной для жизни лет на 100–150, ведь мощность одной ядерной бомбы, размещенной в отсеке для вооружения самолета В-52, в 1 000 с небольшим раз превышала мощность бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму. Обломки самолетов, взорвавшихся в небе, по словам специалистов, до конца не собраны американцами и по сей день.
Официальные данные по катастрофе были сдержанно-сухими, однако американские военные нехотя признали, что около 250 гектаров почвы подверглось радиационному заражению. Несмотря на то, что радиационный контроль и мониторинг осуществлялись на территории ЧП постоянно, лишь через 40 лет, в 2006 году, американское и испанское правительства подписали меморандум о полной очистке территории деревни Паломарес и прилегающей территории от остатков радиоактивных материалов.
Подогревая Гренландию
Двумя годами позже, когда требования по безопасности полетов стратегической авиации США были серьезно ужесточены, произошло едва ли не самое крупное «воздушно-ядерное» происшествие с участием все того же бомбардировщика В-52. Двадцать первого января 1968 года американский стратегический бомбардировщик, перевозивший четыре ядерных боеприпаса, загорелся в воздухе и рухнул на лед залива Северной Звезды, недалеко от Гренландии.
Как и в случае с «испанским инцидентом» ядерной детонации удалось избежать лишь благодаря сказочному везению. Однако ядерное заражение местности случилось на внушительной территории, а чуть позже радиоактивные материалы просочились в воду.
Поисковые работы, организованные американскими военными, завершились сбором радиоактивных материалов всех четырех бомб, однако через несколько десятков лет, в 2008 году, британский журналист Гордон Корера, проанализировав рассекреченные материалы о ядерных вооружениях, пришел к выводу, что четвертую бомбу американские военные так и не нашли.
Ядерные ракеты без охраны
В 2007 году случается едва ли не самый громкий скандал, связанный с разгильдяйством в американских ВВС. Тридцатого августа 2007 года на авиабазе Майнот, что в Северной Дакоте, военные обнаружили пропажу шести термоядерных боеголовок. Чуть позже в ходе проверки выяснилось, что техники, отвечающие за вооружение бомбардировщиков, поменяли местами учебные боеприпасы и ядерные, а еще чуть позже, что вместо учебных под левое крыло В-52Н были подвешены крылатые ракеты с термоядерной боевой частью.
Экипаж самолета также отличился и не произвел полного осмотра самолета, ограничившись лишь осмотром учебных ракет под правым крылом. Прибыв на авиабазу Барксдейл, В-52Н с ядерным оружием под левым крылом почти 12 часов стоял без охраны, и лишь к вечеру встревоженные пропажей боеприпасов военные с базы Майнот стали связываться с командованием в Барксдейле.
В общей сложности ядерное оружие «потерялось» на трое суток, в течение которых чисто теоретически оно могло попасть не в те руки. Более 70 человек, ответственных за «ядерную пропажу», были понижены в званиях и подверглись различным наказаниям, а трое отправились под трибунал.
Рассеянность в Белом доме
Несмотря на то что американские ВВС прочно удерживают первенство по ядерной безалаберности, опережая в этом наземные войска и свой же военно-морской флот, ядерная война могла начаться и раньше по причине... плохой памяти американских президентов. Эксперты говорят, что едва ли не каждый американский президент так или иначе «забывал» то пусковые коды, то еще какую-нибудь важную деталь, способную открыть дверь в мир американских ядерных ракет, однако сильнее всех отличились американские президенты Джимми Картер и Билл Клинтон.
Первый из списка рассеянных американских президентов однажды забыл пластиковую карту-идентификатор, в простонародии названную «ядерным ключиком» ( англ. nuclear key). Тридцать девятый президент США всегда носил карточку в левом кармане пиджака, но однажды, отдав одежду в химчистку, просто забыл в кармане персональный ключ от ядерных ракет своей страны. Пропавший кусочек пластика чуть позже с помощью секретной службы обнаружили, но седых волос на голове Картера, по словам историков, прибавилось.
Билл Клинтон, однако, в плане рассеянности далеко от Джимми Картера не ушел. Правда, в случае с потерей ядерных кодов, о которых в своих мемуарах пишет бывший член комитета начальников штабов генерал Хью Шелтон, отличился не только сам Клинтон, но и его помощники. Военные, задумавшие поменять ядерные пусковые коды, обратились к президенту с просьбой сдать старые коды и получить взамен новые. Ответ на обычную, казалось бы, просьбу, поверг военных в шок. Помощник президента заявил, что пусковых кодов у президента нет, поскольку они утеряны.
В ходе проверки выяснилось, что карточку с пусковыми кодами Клинтон потерял несколько месяцев назад, а его помощник каждый месяц в ходе проверок сознательно врал о том, что она находится у президента. Американские военные верили помощнику президента на слово и самого Клинтона, постоянно занятого делами, вопросами безопасности страны не беспокоили.
Когда скандал с потерей кодов набрал обороты и вышел за пределы Белого дома и Минобороны США, американские военные обязали Клинтона (да и всех последующих президентов) носить при себе коды запуска ядерных ракет.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: nuclearweaponarchive.org/defense.gov/White House
Читайте нас: