Первый полет самолета состоялся в Тушине осенью 1979 г. Дистанционно пилотируемым самолетом управлял В. И. Бондарев. Им же осуществлены доводочные работы и подготовка аппарата к испытаниям.
Первый дистанционно пилотируемый (беспилотный) вариант самолета «Эльф» демонстрировался в 1982 г. на выставке НТТМ-82 и был удостоен золотой медали. Этот вариант самолета имел фиксированные предкрылки, которые позволили расширить диапазон летных углов атаки и существенно упростить технику пилотирования, что особенно важно при использовании дистанционного управления самолетом. Модификация получила обозначение «Эльф-Д».
Силовая установка самолета «Эльф-Д» была расположена вблизи его центра тяжести, что делало возможным использование на самолете различных двигателей практически без изменения центровки. Применение двигателя с толкающим воздушным винтом позволяло в носовой части под радиопрозрачным обтекателем свободно разместить радиолокационную аппаратуру обзора передней полусферы.
Все этапы полета (включая взлет и посадку) осуществлялись с использованием системы пропорциональных радиокоманд с наземного пульта управления самолетом. «Эльф-Д» успешно прошел первый этап летных испытаний. С помощью дистанционного управления производились пробежки, руление по взлетно-посадочной полосе и подлеты до высоты 1,5 - 2 м.
Спроектированный и построенный в ОСКБС в 1980 г. наземный пульт управления дистанционно пилотируемыми самолетами представлял собой рабочее место пилота-оператора, скомпонованное аналогично традиционной кабине пилотируемого самолета. В пульт управления входили органы ручного и ножного управления, панель приборов оперативной индикации, телеэкраны для проецирования изображения с бортовой телекамеры самолета, системы слежения за перемещением самолета, а также приемная и передающая радио- и телеаппаратура. Кистевая ручка управления и педали снабжались загружателями и механизмами триммерного эффекта.
Слежение (поворот всего пульта) за перемещающимся в пространстве самолетом велось с помощью электропривода, который был синхронизирован с поворотом головы пилота - оператора. Вращение пульта управления вправо и влево на 360 градусов обеспечивалось установкой его на неподвижном основании на вертикальной оси. Для удобства пилота-оператора сидение было снабжено заголовником и подлокотниками. Пульт управления прошел испытания при пилотировании дистанционно управляемого самолета «Эльф-Д» и в комплексе с самолетом экспонировался на ВДНХ.
Летно-технические данные «Эльф-Д»:
Размах крыла, м: 5,86;
Длина самолета, м: 5,40;
Площадь крыла, м?: 6,16;
Масса, кг: 360;
Тип двигателя: 1 ПД Нельсон;
Мощность, л. с.: 1 х 68;
Максимальная скорость, км/ч: 195;
Минимальная скорость, км/ч: 80;
Дальность полета, км: 120
Читайте нас: