22 июля — 1929 года начался конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) или Дальневосточный конфликт
Вроде бы после Гражданской войны Советский Союз вступил в период мирного существования и восстановления народного хозяйства, но напряжение с соседями было постоянным, и оно готово было перерасти в «горячую фазу». Одно из таких столкновений произошло 92 года назад с гоминьдановским Китаем. В этот раз делили Китайско-Восточную железную дорогу.
Дорога на Дальний Восток
Китайско-Восточная (Маньчжурская) железная дорога сооружалась в одно время с Транссибирской магистралью. В самом начале рассматривались два варианта ее строительства от Забайкалья на восток. По первому варианту дорога должна была пойти по берегу Амура и российско-китайской границе до Хабаровска и дальше к океану. Второй вариант – от Иркутска через Кяхту в Монголии, далее через Китай в российское Приморье. Обсуждали долго и пришли к выводу, что строить надо оба варианта.
С Китаем был заключен специальный договор, по которому и начали строить КВЖД. Дорога сокращала путь к Порт-Артуру, но по результатам войны с японцами город мы потеряли. Тем не менее «железка» стала важной дорогой, связывающей Владивосток с остальной страной. По договору вдоль всей дороги имелась полоса отчуждения, которая являлась собственностью Российской империи. Всю работу дороги осуществляли русские железнодорожники, которые и жили при ней. Все экономические вопросы решал Русско-Азиатский банк, который и обеспечивал все потребности особыми дензнаками. Политическая неразбериха Гражданской войны способствовала тому, что китайцы и японцы стали проявлять интересы к дороге. В 1918 году Япония даже направила войска к КВЖД. Но захватить дорогу попытались только 1920 году. Китайцы даже захватили полосу отчуждения, которая в 1921 году стала административной единицей Китайской Республики. Несмотря на все эти действия, дорога работала, поезда приходили во Владивосток, а для русских специалистов замены не находилось. В 1924 году между Союзом ССР и Китайской Республикой было принято Соглашение по урегулированию отношений между странами. Был в документе и пункт о судьбе дороги. Она переходила в совместное пользование с миноритарной долей китайцев. Обслуживание дороги осталось за советскими специалистами. Основную долю от прибыли эксплуатации дороги получал СССР. Все изменилось со смертью главы Китайской Республики Сун Ятсена. На смену народной власти пришли генералы, которых на активные действия подталкивали японцы. Усилились провокации, вплоть до захвата советских судов и административных зданий.
После того как войска в Маньчжурии возглавил маршал Чжан Сюэлян, провокации усилились. Формально он был на стороне Чан Кайши, но на самом деле вел себя как удельный средневековый князёк. Чан Кайши и сам ничего не имел против этих действий. Войсками маршала была захвачена Харбинская телефонная станция КВЖД и была попытка заставить согласовывать приказы советского начальника дороги с местными властями. Все попытки урегулировать возникшие противоречия не приводили к положительным результатам. Китайские власти их постоянно срывали и 27 мая перешли к активным действиям. Было захвачено генеральное консульство СССР в Харбине, изъяты документы, выдвинуты различные обвинения, под арестом оказалось 80 человек, в том числе 42 советских дипломата. 10 июля дорога была практически захвачена китайскими войсками. Количество арестованных достигает 2000 человек. В ответ на это 17 июля СССР разрывает дипломатические отношения с Китаем, а 7 августа создается Особая Краснознаменная Дальневосточная армия под руководством Василия Блюхера. Парадоксом может служить тот факт, что ему пришлось сражаться с армией, которую он сам помогал создавать.
Интересную версию по захвату дороги китайцами выдвигают западные специалисты. Они утверждают, что китайцы были вынуждены захватить ее, так как прибыли значительно упали. Если в 1924 году дорога получала прибыль в 11 млн рублей, в 1926 году – почти 20 млн, то в 1928 году – 5 млн.
Нам чужой земли не надо…
Но мы не будем спорить с канадскими и американскими экономистами, а перейдем к событиям лета 1929 года. Так кто же напал на КВЖД? Чжан Сюэлян под своими знаменами собрал 300 тысяч солдат и 11 боевых судов Сунгарийской речной флотилии. У этой армии были пушки, пулеметы и минометы. Правда, в основном бойцы были вооружены мечами и маузерами. В пограничных районах собралось около 70 тысяч белогвардейцев, но они в боевых действиях не принимали участия.
Советское командование приняло решение начать наступление для разгрома противника, а не ждать пока он соберется с силами. Следует отметить, что в директиве войскам указывалось, что у советской стороны нет территориальных притязаний, а главной задачей является разгром милитаристов и освобождение заключенных. И еще была рекомендация не подвергать нападению гражданские объекты. Я думаю, что подобные примеры гуманизма вы вряд ли найдете в истории. Хотелось бы подробнее рассказать о победоносном шествии Красной Армии, но все произошло намного проще. 17 ноября три стрелковые дивизии, кавалерийская бригада и бурят-монгольский кавалерийский дивизион нанесли удар и полностью разгромили маньчжурскую армию Чжан Сюэляна. Наши войска поддерживала танковая рота и авиаэскадрилья. В плен попали 10 тысяч солдат и офицеров и несколько генералов. На этом все и закончилось. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, который восстанавливал статус-кво КВЖД. Все военнопленные и арестованные были отпущены на свободу, а советские войска, как и было обещано, вернулись на Родину.
P.S.
На этом можно было бы поставить точку, но история дороги на этом не заканчивается. В 1931 году Маньчжурию оккупирует Япония, и дорога оказывается на территории враждебного государства. Чтобы создать хоть небольшой шанс на мирное разрешение проблемы и не допустить нападения на СССР, стороны начали переговоры о ее продаже. Имущество у дороги было значительное. КВЖД владело пароходами, пристанями, телеграфами, больницей, библиотеками и прочим. Переговоры проходили в Токио и быстро зашли в тупик. Японцы постоянно занижали стоимость. Советской делегации пришлось пойти на уступки, и в результате в 1935 году дорога была продана. Формально ее продали правительству Маньчжоу-Го, но на самом деле она попала в руки Японии. 10 лет по дороге ездили японцы, но в 1945 году КВЖД вернулась в СССР. Когда была создана КНР, советское правительство передало все свои права на управление и имущество китайской стороне. Я не берусь оценивать правильность этого решения, но передача проходила в обстановке дружбы и сотрудничества.
Читайте нас: