Лента новостей

00:21
«Орешник» государства Российского
23:41
«Настоящее Definitive Edition»: новый трейлер GTA: Vice City Nextgen Edition воодушевил фанатов
22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
14:17
Имперский зуд толкает Британию на самоубийственную помощь Украине
14:11
ВС РФ восстановили Leopard 2A4 до ходового состояния
13:51
Некоторые витамины для беременных оказались потенциально опасными
13:35
На Украине лишат брони от мобилизации значительную часть из 1,6 млн работников предприятий
13:34
Депутат Госдумы: России не хватает своих сварщиков, которым готовы платить по 300 тысяч рублей
13:12
Битва за Курахово и Купянск: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 25 ноября 2024 года
12:54
Орешник – наглядное предупреждение для Запада
12:48
Во поле орешина, в ВС - «Орешник»
12:47
В Ростове-на-Дону правоохранители задержали высокопоставленных чиновников
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Неизвестная война на КВЖД

Неизвестная война на КВЖД


22 июля — 1929 года начался конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) или Дальневосточный конфликт

Вроде бы после Гражданской войны Советский Союз вступил в период мирного существования и восстановления народного хозяйства, но напряжение с соседями было постоянным, и оно готово было перерасти в «горячую фазу». Одно из таких столкновений произошло 92 года назад с гоминьдановским Китаем. В этот раз делили Китайско-Восточную железную дорогу.

hKtaSwriM0IeIM1KEr6jRBCeNzEd2kIasbZvoI1x

Дорога на Дальний Восток

Китайско-Восточная (Маньчжурская) железная дорога сооружалась в одно время с Транссибирской магистралью. В самом начале рассматривались два варианта ее строительства от Забайкалья на восток. По первому варианту дорога должна была пойти по берегу Амура и российско-китайской границе до Хабаровска и дальше к океану. Второй вариант – от Иркутска через Кяхту в Монголии, далее через Китай в российское Приморье. Обсуждали долго и пришли к выводу, что строить надо оба варианта.

ZZwBn5hJNiQ4Bno46YETrViQlcURRpnWRXWjvTCW

С Китаем был заключен специальный договор, по которому и начали строить КВЖД. Дорога сокращала путь к Порт-Артуру, но по результатам войны с японцами город мы потеряли. Тем не менее «железка» стала важной дорогой, связывающей Владивосток с остальной страной. По договору вдоль всей дороги имелась полоса отчуждения, которая являлась собственностью Российской империи. Всю работу дороги осуществляли русские железнодорожники, которые и жили при ней. Все экономические вопросы решал Русско-Азиатский банк, который и обеспечивал все потребности особыми дензнаками. Политическая неразбериха Гражданской войны способствовала тому, что китайцы и японцы стали проявлять интересы к дороге. В 1918 году Япония даже направила войска к КВЖД. Но захватить дорогу попытались только 1920 году. Китайцы даже захватили полосу отчуждения, которая в 1921 году стала административной единицей Китайской Республики. Несмотря на все эти действия, дорога работала, поезда приходили во Владивосток, а для  русских специалистов замены не находилось. В 1924 году между Союзом ССР и Китайской Республикой было принято Соглашение по урегулированию отношений между странами. Был в документе и пункт о судьбе дороги. Она переходила в совместное пользование с миноритарной долей китайцев. Обслуживание дороги осталось за советскими специалистами. Основную долю от прибыли эксплуатации дороги получал СССР. Все изменилось со смертью главы Китайской Республики Сун Ятсена. На смену народной власти пришли генералы, которых на активные действия подталкивали японцы. Усилились провокации, вплоть до захвата советских судов и административных зданий.

aAtwshJmHXpjgZjFVE2DKU9kpBPr4H9mmQbSY4tA

После того как войска в Маньчжурии возглавил маршал Чжан Сюэлян, провокации усилились.  Формально он был на стороне Чан Кайши, но на самом деле вел себя как удельный средневековый князёк. Чан Кайши и сам ничего не имел против этих действий. Войсками маршала была захвачена Харбинская телефонная станция КВЖД и была попытка заставить согласовывать приказы советского начальника дороги с местными властями. Все попытки урегулировать возникшие противоречия не приводили к положительным результатам. Китайские власти их постоянно срывали и 27 мая перешли к активным действиям. Было захвачено генеральное консульство СССР в Харбине, изъяты документы, выдвинуты различные обвинения, под арестом оказалось 80 человек, в том числе 42 советских дипломата. 10 июля дорога была практически захвачена китайскими войсками. Количество арестованных достигает 2000 человек. В ответ на это 17 июля СССР разрывает дипломатические отношения с Китаем, а 7 августа создается Особая Краснознаменная Дальневосточная армия под руководством Василия Блюхера. Парадоксом может служить тот факт, что ему пришлось сражаться с армией, которую он сам помогал создавать.

U9O9OJzVpHFO0IEuxHX7oSgvo3nUzNP94zPDMPgy

Интересную версию по захвату дороги китайцами выдвигают западные специалисты. Они утверждают, что китайцы были вынуждены захватить ее, так как прибыли значительно упали. Если в 1924 году дорога получала прибыль в 11 млн рублей, в 1926 году – почти 20 млн, то в 1928 году – 5 млн.

Нам чужой земли не надо…

Но мы не будем спорить с канадскими и американскими экономистами, а перейдем к событиям лета 1929 года. Так кто же напал на КВЖД? Чжан Сюэлян под своими знаменами собрал 300 тысяч  солдат и 11 боевых судов Сунгарийской речной флотилии. У этой армии были пушки, пулеметы и минометы. Правда, в основном бойцы были вооружены мечами и маузерами. В пограничных районах собралось около 70 тысяч белогвардейцев, но они в боевых действиях не принимали участия.

UbJUYt2dsAzwsRr7UeQisouLwkEabyWNMmmyAmUF

Советское командование приняло решение начать наступление для разгрома противника, а не ждать пока он соберется с силами. Следует отметить, что в директиве войскам указывалось, что у советской стороны нет территориальных притязаний, а главной задачей является  разгром милитаристов и освобождение заключенных. И еще была рекомендация не подвергать нападению гражданские объекты. Я думаю, что подобные примеры гуманизма вы вряд ли найдете в истории. Хотелось бы подробнее рассказать о победоносном шествии Красной Армии, но все произошло намного проще. 17 ноября три стрелковые дивизии, кавалерийская бригада и бурят-монгольский кавалерийский дивизион нанесли удар и полностью разгромили маньчжурскую армию Чжан Сюэляна. Наши войска поддерживала танковая рота и авиаэскадрилья. В плен попали 10 тысяч солдат и офицеров и несколько генералов. На этом все и закончилось. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, который восстанавливал статус-кво КВЖД. Все военнопленные и арестованные были отпущены на свободу, а советские войска, как и было обещано, вернулись на Родину.

KzdHYUWtD0lJyQ4VfA6rJUG10BfT4S9WZ4ryZeZc

P.S.

На этом можно было бы поставить точку, но история дороги на этом не заканчивается. В 1931 году Маньчжурию оккупирует Япония, и дорога оказывается на территории враждебного государства. Чтобы создать хоть небольшой шанс на мирное разрешение проблемы и не допустить нападения на СССР, стороны начали переговоры о ее продаже. Имущество у дороги было значительное. КВЖД владело пароходами, пристанями, телеграфами, больницей, библиотеками и прочим. Переговоры проходили в Токио и быстро зашли в тупик. Японцы постоянно занижали стоимость. Советской делегации пришлось пойти на уступки, и в результате в 1935 году дорога была продана. Формально ее продали правительству Маньчжоу-Го, но на самом деле она попала в руки Японии. 10 лет по дороге ездили японцы, но в 1945 году КВЖД вернулась в СССР. Когда была создана КНР, советское правительство передало все свои права на управление и имущество китайской стороне. Я не берусь оценивать правильность этого решения, но передача проходила в обстановке дружбы и сотрудничества.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх