80 лет отделяет нас от начала Великой Отечественной войны. В нашей стране нет ни одной семьи, которую не затронула бы война. Все мы бережно храним память о героях, сражавшихся на фронте, и ковавших Победу в тылу. Сегодня мы расскажем о теме, которая всегда оставалась как бы за кадром этих великих событий.
Трофейные команды.
Практически все войны преследуют захватнические цели и неважно, что это, набег за живым товаром или «походы за зипунами». Появление огромных армий и размах боевых действий привели к увеличению количества трофеев. Мало того трофейная техника и снаряжение переоснащалось и использовались воевавшими сторонами. Во Второй мировой войне, впереди планеты всей, в этом плане были немцы. В ее армиях участвовала боевая техника, захваченная во Франции и Чехии, а после 22 июня 1941 года и советская техника. Немцы к грабежу готовились заранее, предварительно создав подразделения, которые будут по хозяйски использовать все, что удастся захватить. Они даже свое наступление на СССР начали в июне месяце, чтобы наши колхозники успели посеять сельхозпродукты, а они смогли убрать урожай. Странно, но руководство Красной Армии, основываясь на наступательной доктрине и которые собирались воевать только на чужой территории, совсем не предусматривали захват трофеев и формы их использования.
На начало войны в Красной Армии трофейной службы как таковой не было и только в августе 1941 года она стала определяться в самостоятельную. В Центре на себя организацию трофейного дела взял отдел эвакуации штаба Тыла Красной Армии, на фронтах эвакуационные отделы. Специальные уполномоченные занимались трофейным и негодным имуществом, были созданы склады по их хранению. Появились подобные службы в армиях, дивизиях и даже полках.
После разгрома группировки немцев под Москвой, были захвачены сотни боевых машин и самоходных орудий, тысячи тонн военного снаряжения. Такая масса трофейного вооружения потребовало от ГКО принять соответствующие меры. Только за полгода 1942 года было издано 15 соответствующих приказов, утвержден план сдачи лома и отходов цветных металлов. Созданные для этого подразделения не справлялись с возросшими задачами, и в январе 1943 года Сталин подписывает, Постановление ГКО «О сборе и вывозе трофейного имущества…». Центральную комиссию возглавил маршал Буденный.
Были внесены изменения в управление трофейных служб. Трофеями стали заниматься армейские трофейные батальоны и специальные демонтажные взводы при армейских складах. Новшеством стали железнодорожные эвакопоезда. На каждом таком поезде имелась команда в 200 человек и до 20 мощных тракторов-тягачей. Появились средства для подъема затонувшей тяжелой техники. В конце 1943 года и начале 1944 года трофейные команды стали отставать от наступавших советских войск. Были приняты меры по усилению мобильности и оперативности этих служб. Теперь к мобильными подразделениями, которые первыми входили в тыл противник, придавались трофейные роты, демонтажные взводы и трофейные склады. В это время было принято Положение о трофейных органах, которое четко сформулировало задачи трофейщиков. В Положении указывалось о необходимости привлечения к сбору трофейного и отечественного вооружения и имущества местных жителей. Эту работу координировали Сельсоветы и райисполкомы. Участники сборов получали денежное вознаграждение. Для примера за один исправный шлем выплачивалось 3 рубля, за 10 исправных шлемов можно было получить 490 рублей. Также для охраны собранного трофейного вооружения привлекались местные жители.
Вперед, на Запад…
С переходом советской границы и переносом боевых действий дальше на Запад значительно вырос и объем работы у трофейных подразделений. Наряду с боевыми трофеями, наши войска стали возвращать и награбленное противником народно-хозяйственное имущество и культурные ценности. В Одесской области были обнаружены 1900 вагонов с имуществом награбленным фашистами на Украине и не успевшим его, вывезти. На Дунае, в портах Болгарии и Румынии были задержаны 109 барж с награбленным добром. Заводы, склады был не сложно учесть и охранять, а вот ворованное имущество требовало установления его принадлежности и отправку по назначению.
Трофейные команды не останавливались только на учете и сохранения имущества, они оказывали помощь населению в освобожденных районах. Помогало партизанским отрядам и союзническим формированиям. В конце войны загруженность трофейных органов повысилась в разы. В июне 1944 г. Перед ними была поставлена задача, очистить, от трофеев и взрывоопасных предметов все порты и железнодорожные станции, находящиеся в тылу советских войск. К началу 1945 года было очищено 3574 станции и 12 портов. Также успешно справлялись службы и с отправкой боевой техники и металлолома. За 1944 год было отправлено 130344 вагона.
Эпилог.
Подводя итоги можно с уверенность сказать, что трофейные службы начиная практически с нуля, и пережив определенные трудности, с задачами справилась. В результате проведенных работ было собрано 24615 танков и самоходных орудий, 72204 орудий, более сотни миллионов артиллерийских снарядов. Всего этого вооружения хватило бы еще на одну «победоносную» войну.
Часть оружия была передана партизанам, часть поступила в народное хозяйство Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии. Оружие, захваченное у Квантунской армии, было передано Китайскому правительству. Машины и тракторы активно использовались при снабжении наших войск.
В 1942 году газета «Правда» писала, что сбор металлического лома большое государственное дело. Так вот львиную долю этого металлолома обеспечили трофейные команды. В военные годы трофейные команды отправили в тыл 6 008 285 т. металлолома, в том числе 165605 т. цветного.
В нашем небольшом повествовании просто невозможно рассказать обо всем, что сделала трофейная служба. Главное она выполнила большую работу по сбору, сортировке, учету и отправке в тыл трофейного имущества, что, в конце концов стало весомым вкладом в нашу общую Победу.
Читайте нас: