Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» до сих пор являются самыми большими в мире атомными подводными лодками, да и вообще превосходящими все по размерам подводные объекты. Созданные в 80-х прошлого века как противовес американским АПЛ класса «Огайо», отечественные лодки превзошли заокеанских конкуренток по многим показателям, и не только по размерам.
И если наша АПЛ была внесена в Книгу рекордов Гиннеса из-за своей длинны в 172 метра, ширины 23,3 метра и осадки в 11,5 метра, то и прочих достоинств у нее также хватало – по скорости хода в подводном положении, по бесшумности среди лодок своего класса, по капсульной конструкции внутреннего тяжелого корпуса и, естественно, по вооружению.
Американцы дали этим лодкам классификацию «Тайфун», видимо, из-за их неудержимой мощи, способной все снести на своем пути. Это параллельное название прижилось и у нас – после слов тогдашнего генсека Леонида Брежнева на ХХVI съезде партии, заявившего, что американским «Огайо» достойно противостоят наши «Тайфуны». Тем не менее российские эксперты в своей лексикологии относительно АПЛ этого проекта предпочитают все-таки настаивать на названии «Акула» или «проект 941».
К слову, изображение акулы можно было увидеть на подкильватерном корпусе первой лодки, стоящей еще на стапелях — при спуске на воду его уже никто не видел. И это было не граффити (говоря современным языком) советских моряков-подводников — силуэт этого морского хищника использовался на неофициальных эмблемах подлодок Северного флота еще в начале 60-х годов прошлого века. Как раз в 18-й дивизии атомных подлодок, куда впоследствии вошли «Акулы» 941-го проекта.
«История этих "подводных линкоров" действительно началась как противовес американской атомной субмарине "Огайо", - говорит официальный представитель ВМФ России капитан 1 ранга Игорь Дыгало. - Наш проект разрабатывался в ЦКБ морской техники "Рубин" (ныне Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Сергея Ковалева. Для строительства лодок этого проекта на Северодвинском судостроительном заводе был сооружен специальный цех — таких габаритов лодки на стапелях не было предусмотрено.
23 сентября 1980 года первый подводный крейсер этого проекта был спущен на воду, а 12 декабря 1981 года он вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Ничего не говорящая аббревиатура (тяжелый крейсер) лишь в 2002 году станет известна всему миру, как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».
Всего за десять лет было заложено семь АПЛ проекта 941, из которых достроили и сдали ВМФ шесть лодок (последнюю разобрали еще на этапе строительства в рамках договора об ограничении стратегических наступательных вооружений), которые базировались на Северном флоте, в бухте Нерпичья и входили в состав 18-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота.
Как ни странно, самой удачной оказалась судьба первой лодки этого проекта — К-208, которая до сих пор не просто на ходу, но и активно участвует в системе ядерного сдерживания. Три АПЛ этой серии были выведены из состава флота и утилизированы. Заметим, что не без участия американцев, которые прекрасно представляли боевой потенциал «Акул», и поэтому не пожалели денег на их утилизацию в 1998, 2005 и 2007 годах в рамках тогда еще действующей российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы».
Еще два подводных крейсера этого проекта - «Архангельск» и «Северсталь» находятся в резерве ВМФ в пока не понятном статусе. То ли подлежат утилизации из-за отсутствия боекомплекта (выведенных из производства изначально предназначенных для них ракет Р-39), то ли еще с этими самыми ракетами на борту смогут послужить российскому флоту. Если о ракетах - «Акула» способна пулять эти «болванки» с ядерной начинкой весом в 2 555 кг на дальность в 8 250 километров с точностью практически до «вбивания гвоздика» - с погрешностью в 50 метров.
Если учесть, что срок их состояния в резерве определен в ВМФ до 2019 года, то эти АПЛ в любой момент могут загрузиться такими «устаревшими» ракетами, способными стереть пол-Америки, и уйти в любую часть Мирового океана. Скорее всего – в Северный Ледовитый, для комфортного обитания в котором они и создавались. Кстати, конструктивные особенности узлов и агрегатов «Акулы» – это плавание в водах с температурой не выше +10 градусов. Так что у берегов Карибских остовов или у пляжей Гавайских их вряд ли кто заметит – они туда легко «добьют с северов».
А вот «Дмитрию Донскому» довелось пережить вторую молодость, после той самой модернизации в 2002 году, и получить на борт ракетное вооружение нового класса – ракеты Р-30 «Булава», которыми оснащаются теперь ее последователи из нового класса российских АПЛ. «Старичок» успешно прошел программы испытаний этого нового ракетного комплекса, произведя семь пробных стартов, и теперь может сам успешно поражать цели. Показывая при этом, что и оставшиеся «Акулы» вполне могут освоить новое ракетное вооружение.
Если вспомнить К-208, то, помимо его боевой мощи, можно отметить и повышенную комфортность для членов экипажа. Когда французские подводники, побывав в рамках дружественного визита в Гаджиево на одной из лодок так называемой «звериной дивизии», которые носят названия «Барс», «Пантера», «Волк», «Леопард», «Тигр» и «Вепрь», были поражены уровнем комфорта российских подводников, то «Акулы» бы их, вообще, сразили. На этих лодках есть салон для отдыха, спортивный зал, небольшой бассейн, солярий и сауна. На АПЛ «Дмитрий Донской» есть даже музей Куликовской битвы. А ее кают-компании называют «подводным Хилтоном».
«Акулам» не пришлось пройти боевое применение – к счастью, их многомильные подводные походы были направлены лишь на политику ядерного сдерживания. Маленькое подобие «войны» довелось продемонстрировать в декабре 1997 года в Баренцевом море, когда при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта российской АПЛ, американская ядерная субмарина «Лос-Анджелес» приблизилась на небезопасное расстояние. Получив предупредительные подрывы двух глубинных бомб, американцы спешно покинули район.
Получила широкую известность и «Акула» – «Архангельск», когда в феврале 2004 года во время стратегических командно-штабных учений на ее борту присутствовал президент России Владимир Путин, который высоко отозвался о российских подводниках. Впоследствии он пригласил офицеров экипажа АПЛ на свой день рождения.
Сейчас опять на слуху и «Дмитрий Донской», который в 2014 году шведы «утопили» в Балтийском море близ Стокгольма (АПЛ в это время стояла у родного причала в Североморске), а сейчас некоторые иностранные СМИ приписывают ее подход к берегам Сирии (АПЛ как раз уходит в Баренцево море). Ну как не вспомнить российского баснописца Крылова: «Ай, моська! Знать она сильна, коль лает на слона!». А наша «Акула» – это реальный подводный слон с мощной ядерной начинкой!
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Министерство обороны РФ и ЦКБ МТ «Рубин»
Читайте нас: