Мобилизация. Молодой человек читает оповещение на улицах Варшавы
До начала 1938 года в польских вооруженных силах действовал мобилизационный план «S». Но ввиду новых событий план был признан несоответствующим реальности, как в плане мобилизации людских ресурсов и воинских подразделений, так и в плане мобилизации материального снабжения.
План «W»
Возрастающая военная опасность заставила разработать новый мобилизационный режим – план «W», действующий с 30 апреля 1938 года.
Новый мобилизационный план исходил из военно-политических концепций Второй Речи Посполитой, базирующихся на теории двух врагов. Он отличался единством и гибкостью на случай войны или с СССР, или с Германией.
Его мобильность основывалась на возможности внесения в него ряда изменений по мере трансформации военно-политической обстановки. С возможностью проведения или экстренной (тайной) мобилизации по системе индивидуального призыва на службу очередных контингентов, или всеобщей (явной) путем соответствующего официального оповещения населения. Тайную мобилизацию можно было провести либо на территории всей страны, либо в некоторых регионах, в зависимости от направления и уровня военной угрозы.
Таким образом, можно было менять рамки мобилизации через определение её территориального охвата или категорий резервистов, которых требовалось привлечь для выполнения определенных задач.
Для этого была введена система дифференцированных мобилизационных повесток:
- «коричневая группа», разделенная на пять подгрупп, касалась мобилизации ВВС, ПВО, частей Министерства путей сообщения, частей и служб второго отдела Генерального штаба, штабов высшего командования;
- «зеленая группа» – части, расположенные в приграничных зонах;
- «красная группа» – части, предназначенные для действий на восточном направлении;
- «синяя группа» – части, предназначенные для действий на западном и северном направлениях;
- «желтая группа» – части, предназначенные для усиления «красной» или «синей» группы;
- «черная группа» – ограниченный контингент на случай локального конфликта.
Всеобщая мобилизация предусматривалась из двух этапов. На первом – вооруженные силы должны были достичь боевой готовности в течение 6 дней с момента объявления мобилизации (день «Х»). А на втором, который начинался между третьим и пятым днем со дня «Х», вооруженные силы должны были достичь полной боевой готовности между десятым и двенадцатым днем всеобщей мобилизации.
Согласно мобилизационному плану «W», около 75 % войск должно было быть приведено в боевую готовность по системе экстренной мобилизации. Под неё подпадало 26 пехотных дивизий (в том числе 2 резервные), 11 (все) кавалерийских бригад и единственная (10-я)
Всеобщая мобилизация дополнительно касалась 7 пехотных дивизий (в том числе 3 резервных). В ходе мобилизации, экстренной и всеобщей, довести штаты до военного расписания должна была государственная полиция, пограничная служба и Корпус охраны пограничья. Министерство путей сообщения и Министерство почт и телеграфов должны были сформировать свои технические, строительные и ремонтные подразделения по военным образцам.
Мобилизация батальонов народной обороны должна была проводиться по несколько другой схеме – так называемых «сборов», которые могли быть по обстоятельствам объявлены для каждого батальона отдельно.
План «W2»
В мае 1939 года были внедрены в жизнь поправки к плану «W» – так называемый мобилизационный план «W2».
В него вошли все изменения и дополнения, которые не были учтены в плане «W» и на которые указали штабы, ответственные за проведение мобилизации. Так, согласно плану «W2», количество дивизий, подлежащих экстренной мобилизации, было увеличено на две резервных, было начато формирование дополнительных двух пехотных дивизий и переформирование 10-й танковой моторизованной бригады (она получила название Варшавской).
Кроме того, были разработаны планы по мобилизации подразделений, подчиненных напрямую Министерству военных дел – крепостных батальонов и рот, дивизионов ПВО, дивизионов тяжелой артиллерии и пр., а также упорядочена система мобилизации народной обороны.
Окончательно, согласно плану «W2», отмобилизованная армия должна была насчитывать 1500000 военнослужащих в линейных, маршевых и ополченских частях и соединениях.
В связи с немецкой оккупацией Чехии и Моравии, 23 марта 1939 была инициирована первая, частичная, экстренная мобилизация по «красным» и «желтым» повесткам в военных округах IV (Лодзь) и IX (Брест). Эта мобилизация привела в состояние боевой готовности четыре пехотные дивизии, одну кавалерийскую бригаду и вспомогательные части.
Кроме того, был увеличен личный состав пограничных и береговых подразделений, а часть резервистов была призвана на внеплановые учения. 13 августа в военном округе II (Люблин) была начата экстренная мобилизация резервистов с «зелеными», «красными» и «черными» повестками, которая привела в боевую готовность две пехотные дивизии, одну кавалерийскую бригаду и вспомогательные части.
Наконец, 23 августа началась полная экстренная мобилизация в пяти военных округах. В боевую готовность было приведено 18 пехотных дивизий, 2,5 резервных дивизии и 7 кавалерийских бригад. Экстренная мобилизация неотмобилизованных еще частей, в частности, в округах VI и X, началась 27 августа. Одновременно были изданы распоряжения по формированию подразделений Министерства почт и телеграфов. В боевую готовность были приведены полностью три пехотные дивизии и две кавалерийские бригады и частично – две линейные и одна резервная пехотные дивизии и одна танковая моторизованная бригада.
Лишь 29 августа была объявлена всеобщая мобилизация, которую, однако, пришлось прервать под натиском Франции и Великобритании. Англия и Франция готовы были к уступкам за счет Польши и пытались выторговать у Германии приемлемые условия.
Вместо этого они получили список из 16 требований, которые Германия в ультимативном тоне выдвинула по отношению к Польше. В Варшаве о них узнали ночью с 30 на 31 августа. И в ответ утром польское правительство возобновило всеобщую мобилизацию.
Немецко-фашистские силы вторглись в Польшу утром 1 сентября 1939 года.
Все соединения, отмобилизованные в экстренном порядке, уже были приведены в боевую готовность, но не все успели достичь районов развертывания на оборонительных позициях.
Для остальной же массы войск шел второй день всеобщей мобилизации, которая уже осуществлялась под огнем и бомбами неприятеля и в условиях нарушенной связи.
К 1 сентября полякам удалось поставить в боевую готовность и развернуть на оборонных рубежах следующие силы:
В сухопутных войсках:
Оперативная группа «Нарев» – 2 пд, 2 кавбр;
Оперативная группа «Вышков» – 1пд;
Армия «Модлин» – 2 пд, 2 кавбр;
Армия «Поможе» – 5 пд, 1 кавбр;
Армия «Познань» – 4 пд, 1 кавбр;
Армия «Лодзь» – 3 пд, 1 кавбр;
Армия «Краков» – 5 пд, 1 тмбр, 1 кавбр, 1 гсд;
Армия «Карпаты» – 2 гсбр.
Вместе это было: 22 пехотные дивизии, 8 кавалерийских бригад, 3 горнострелковые бригады, 1 танковая моторизованная бригада, а также разрозненные части народной обороны, береговой обороны, пограничных и крепостных служб и пр.
В
армейская авиация – 68 бомбардировщиков, 105 истребителей, 122 разведчика (вместе – 295 самолетов);
авиация РГК – 36 бомбардировщиков, 50 линейных самолетов, 54 истребителя, 28 разведчиков и связных самолетов (вместе – 168 самолетов);
Итого: 463 самолета.
Во
дивизион эсминцев (1 единица);
дивизион миноносцев (12 единиц);
дивизион подводных лодок (5 единиц).
Paul Neumann
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: