В 2001 году, когда стартовала программа, в планах по финансированию звучала цифра 40 млрд. долларов. Истребитель создавался для стран НАТО и некоторые участники альянса, помимо США, приняли решение о совместном финансировании проекта. Но к 2011 году, Дания нашла лазейку и отказалась от этих самолетов, а Австралия всеми силами пытается разорвать контракт, но ее душат «условиями, написанными мелкими буковками». Аргументы, что стоимость уже увеличилась в два раза, а самолет с задержкой на 7 лет все равно еще не готов – не воспринимаются разработчиками.
Зато хитрый Израиль готов получить самолет и переделать его, под свои нужды и с учетом своих технологий. Экономные ребята, смотрели с надеждой на 2016 год.
В 2011 году, только лишь на разработку, было потрачено 56 млрд долларов. По опубликованному в 2015 году отчету Счетной палаты США, Пентагон затребовал увеличить ежегодное финансирование с 8 млрд. до 12 на ближайшие пять лет, а потом – до 14 млрд.
Президент организации "Налогоплательщики за здравый смысл" (Taxpayers for Common Sense) не смог перенести такой наглости. Простой калькулятор показывает, что за пять лет (до 2020 года) к предыдущей стоимости разработки (88 млрд долларов?) прибавится еще минимум 60, а затем еще примерно 70 млрд. Получается, что к 2025 году, если к этому сроку все-таки будет готов американский самолет пятого поколения, его разработка обойдется американским налогоплательщикам в 218 млрд долларов! И все было бы ничего – ради безопасности собственной страны можно было бы и пережить такие затраты, если бы не мнение военных экспертов (National Security Network): в бою российские истребители "разорвут на куски" F-35.
Даже известный своими взглядами сенатор Джон Маккейн еще в 2013 году не только проявлял беспокойство по поводу увеличения финансирования, надежности и возможностей «нового» самолета, но и выражал свое мнение одним словом: «позор».
В том же докладе Счетной палаты США долгосрочное обслуживание F-35 и поддержание его боеготовности оценивает в один триллион долларов.
Пентагон не может позволить себе такие траты, - заявляет эксперт.
У американских налогоплательщиков нет таких денег, что бы вкладывать в разработку самолета, который уже сейчас уступает по характеристикам МИГ-31, разработанному еще во времена Советского Союза.
Читайте нас: