Послевоенное обострение отношений между СССР и США, последующее появление атомного оружия и серьезное развитие средств его доставки до территории противника внесли в сооружения военного назначения самый серьезный вклад. Объект К-825, который известен большинству как Балаклавская бухта, — один из самых ярких примеров уникальной технологии военного строительства.
Сооружение с противоатомной защитой, построенное под контролем товарища Берии, уникально. Второго такого в мире не существует. Пролив шириной около 400 метров закрывает район с базой для подводных лодок от любых штормов, непогоды и особенно от ударов с воздуха. Балаклавская база и место, в котором она построена — идеальное место для «отдыха» подводных лодок проекта 613 и 633.
Хранение боеприпасов, мелкий, крупный и срочный ремонт — все это можно было осуществлять вдали от любопытных глаз. Семь подводных лодок могли без проблем размещаться внутри огромных помещений. С этим объектов связано такое количество мифов и легенд, что сосчитать их не представляется возможным. Однако, правда, как всегда, на поверхности. Точнее, под бетонными стенами и потолками, прикрытыми толщей породы.
14-я дивизия подводных лодок, которая и базировалась в Балаклаве в качестве одного из соединений для ответного удара, в виду уникальной конструкции базы была фактически неуязвима. Даже прямое попадание ядерной ракеты с боеголовкой в 100 килотонн для этого шедевра военной инженерии был нипочем.
Объекту, построенному в самый пик противостояния СССР и США, было суждено прожить яркую жизнь — до момента распада СССР К-285 исправно выполнял возложенные на него задачи, а уже после возврата Крыма в состав России, Минобороны вновь обратило внимание на этот уникальный объект, который после ремонта можно вернуть в строй.
Загоризонтная РЛС
Обнаружением американских ракет — как стратегических, так и крылатых, в Советском Союзе интересовались всегда. Принцип «предупрежден — значит вооружен» в этом случае работал как нельзя лучше. В 1970 году, недалеко от города Николаев (в Украине) была запущена в опытное применение уникальная установка для обнаружения ракетных пусков противника.
Испытательный узел с РСЛ «Дуга», разработанный с одной единственной задачей — обнаруживать и предупреждать за считанные минуты руководство СССР о состоявшемся пуске ракеты — это не просто технологический рывок, это за гранью понимания для обычного человека.
Обнаружение ракет узлом связи осуществлялось по принципу так называемой «засечки стартового факела» и реализовывалось на основе отражения сигнала от ионосферы. Отсюда и происходит название — «загоризонтная» РЛС, то есть буквально, смотрящая через горизонт. РЛС заступила на дежурство в 1971 году и на тот момент имела титулы самой крупной РЛС в распоряжении СССР — высота 135 метров, ширина 300, передающая антенна 210 метров в ширину и 85 метров высоту.
По своим техническим характеристикам станция превосходила любую существующую зарубежную РЛС. Шутка ли, с помощью «Дуги» Советский Союз мог полностью контролировать воздушное пространство над Китаем. Чуть позже, проект «Дуга» получил еще две РСЛ : в районе Чернобыля и Комсомольска-на-Амуре.
Две новых станции были в состоянии отслеживать пуск межконтинентальных баллистических ракет со всей территории США. Чернобыльская «Дуга-1» в этом списке самая известная, поскольку ее активное использование было начато в 1985 году. Тогда же РЛС и вошла в состав войск противовоздушной обороны.
По словам военных историков, «Дуга-1» в техническом отношении была самой совершенной из всей серии. «В ней были применены такие принципы проектирования, да и вообще принципы радиофизики, которые позволяли обнаружить пуск крылатой ракеты в практически в любой точке Атлантического океана», — рассказывает в интервью «Звезде» радиофизик, кандидат технических наук РАН Олег Попов.
«Относительно того, почему РЛС расположили рядом с атомной станцией, или атомную станцию рядом с РЛС, как хотите называйте, существует одно единственно доступное объяснение. Если отбросить всю эту конспирологию о том, что снабжение энергией от ЧАЭС было запланировано на другой объект, то я думаю, это ошибочное утверждение. Мощность антенны была такова, что единственным доступным элементом питания для нее как раз и была Чернобыльская АЭС, которая в 1986 после аварии прекратила свое существование. Вместе с ней, напомню, перестал существовать и уникальный радиолокационный комплекс, который мог «прощупать» американцев в любой точки океана. Совпадение это или нет, судить не могу», — заявил эксперт.
Несмотря на очевидные плюсы и преимущества такой системы, случались и неприятности. Например, первое время, работавшая в определенном диапазоне частот станция частенько «забивала» каналы и частоты военной и гражданской авиации. Проблему, конечно, чуть позже решили, однако факт остается фактом.
База на озере «Грум»
Практически все суперсекретные летательные аппараты, когда-либо состоявшие на вооружении ВВС Соединенных Штатов испытывались на территории высохшего озера «Грум». Точнее, на территории всемирно известной, суперсекретной базы, которая с легкой руки интересующихся граждан получила название «Зона-51». Такие самолеты как U-2, SR-71, B-2, F-117 NightHawk и целый ряд беспилотных аппаратов испытывались на территории самой закрытой в мире авиабазы.
Частенько в СМИ можно встретить упоминания о том, что база была предназначена для проведения опытов с внеземными технологиями, однако, как и почти всегда, правда гораздо ближе, чем ее привыкли видеть. «Зона-51» — это испытательный полигон почти всех летательных аппаратов времен «холодной войны». Несмотря на то, что большинство военных объектов подобных невадской «Зоне-51» закрыты (по крайней мере, официально), сам факт существования этой авиабазы американское правительство признало лишь в 2013 году, да и то с большой неохотой.
Пик рассказов про странные летательные аппараты вокруг базы приходится на время активных работ по программам OXCART (самолет SR-71) и Have Blue (самолет F-117 NightHawk). Однако, несмотря на то, что база является испытательным полигоном преимущественно для авиационной техники, экспериментами над другими типами вооружений, персонал базы так же занимается.
Инженер-химик и кандидат наук РАН Андрей Черненко, в интервью «Звезде» рассказал, что авиационные программы — лишь небольшая часть того, чем в реальности могут быть заняты в «Зоне-51»: «Там испытывается огромное количество типов вооружения. От химического до акустического — оружия, которое воздействует на противника посредством звука. К этому выводу я пришел, когда стал изучать данные о смертности в тех районах. На разных этапах там были довольно отличающиеся друг от друга массовые случаи заболеваний. От отравлений странным газом, то необъяснимого «давления» на уши. Подтверждать такую информацию правительство США конечно не станет, но тот факт, что на территории базы занимаются не только авиацией я лично для себя уже давно принял».
Секретная база, пролет вокруг которой на частном одномоторном самолете будет сопровождаться постоянными запросами вашего курса и намерений, со времен «холодной войны» продолжает свою работу. Спутниковые снимки разных лет показывают, что база на дне высохшего озера постоянно перестраивается, а постоянное присутствие большого числа самых разных самолетов говорит о том, что территория и то, что находится внутри — используется по прямому назначению.
Затерянный ангар
Советский проект «Буран», показавший миру, что многоразовый космический корабль советского производства есть и готов к работе, несмотря на перспективы, завершился бесславно, если не сказать, трагически. Практически все построенные корабли либо разобраны, либо покоятся с миром где-нибудь в качестве музейного экспоната. Однако, есть такое место, в котором космические челноки хранятся, словно в режиме ожидания.
Фотография, сделанная французским журналистом Давидом де Руэда в заброшенном ангаре на территории космодрома «Байконур» в Казахстане поражает воображение. Более живой и в то же время мрачной фотографии с объектами, рожденными в период «холодной войны» трудно себе представить. Два гиганта. Два исполина. Разные названия можно придумать для фотографии, на которой запечатлены стоящие друг за другом челноки «Буран».
О гражданском назначении этого проекта слышали все. Освоение космоса, орбитальные станции. Сухая информация для тех, кто не привык читать между строк. Авиационные, военные и другие специалисты, занятые в области ковки «щита и меча» для нашего государства отмечают, что назначение у «Бурана» было немного другим. Андрей Соколов, инженер-ракетостроитель и кандидат технических наук в интервью «Звезде» пояснил, для каких еще целей мог использоваться орбитальный многоразовый челнок.
«Ну разумеется, для вывода на орбиту военных спутников. Это как минимум. Помните, была история с советской орбитальной станцией «Салют», когда орбитальная станция просто перестала выполнять команды с Земли? Американцы тогда ведь планировали попросту взять станцию на абордаж, в прямом смысле этого слова. Пристыковаться и забрать под свое управление, часть оборудования демонтировать и забрать для изучения. Так вот проект советского челнока, помимо доставки на орбиту спутников, предполагал и наличие специального манипулятора, здоровенной такой механической руки, которая помещалась чуть позади отсека управления. Таким манипулятором можно было забрать любой интересующий руководство страны объект с орбиты и благополучно доставить его в Советский Союза. Без шума и пыли, что называется», — заявил эксперт.
Чуть позднее инженер-ракетостроитель добавил, что доставкой ядерного оружия на орбиту, в теории, «Буран» был тоже в состоянии заниматься: «Для кого-то сама возможность доставки ядерного заряда на орбиту абсурдна, а кто-то ей вполне конкретно занимался. Я не верю, и никогда не поверю в то, что такой корабль разрабатывали для того, чтобы возить грузы на орбитальную станцию. Нет и еще раз нет. В советское время достаточно много внимания уделяли решению этого вопроса (доставке ядерного заряда на орбиту) и занимались им вполне конкретные люди. С развалом СССР, конечно, эту тему подзабыли, но по той информации, что у меня есть, чертежи, схемы, решения, примененные при создании этого корабля никуда не делись. Они надежно хранятся и при необходимости будут запущены в работу».
Так или иначе, объекты, еще вчера бывшие секретными, перестают быть таковыми год от года. К большому счастью для всего человечества, «холодная война» не переросла в Третью Мировую и подобные объекты, в большинстве своем, так и остались лишь метками на картах. Однако, следует помнить, что военные инженеры строители не даром едят свой хлеб. Если где-то рассекретили новый объект, на котором работали еще ветераны «холодной войны», значит с высокой долей вероятности можно утверждать, что на его место встал другой — не менее серьезный комплекс военного назначения.
Читайте нас: