Внимание! «Тигры»! Attention! «Tigers»! Uwaga! «Tygryski»! Attention! «Tigres»! – гремело над полями сражений.
Наверное нет более известного немецкого танка Второй Мировой, чем «Тигр» – его угловатые формы, длинная и мощная пушка известны практически всем и каждому мало-мальски интересующемуся историей той войны.
Как же так получилось, что полтора десятка батальонов (всего немцы успели выпустить менее двух тысяч машин, при том, что тех же КВ выпустили в РАЗЫ больше) за неполных два года боев стяжали себе столь грозную славу? Однозначный ответ найти сложно, в зависимости от того по какую сторону фронта находился автор той или иной книги, фильма – «Тигры» то сами горят десятками, то десятками жгут других. Последняя часть моих постов об истории немецких танков Второй Мировой – желание разобраться в этом. Каким был на самом деле этот танк? Что сделало его столь грозным и эффективным оружием?
История танка Pz VI Tiger началась в 1937 году, когда фирма Henschel (шасси) вместе с фирмой Krupp (башня и вооружение) начали разработку машины под индексом DW (Durchbruchwagen – «танк прорыва»). Первый прототип или DW I представлял собой только шасси без вооружения. Корпус состоял из 50мм бронепластин, соединенных по бортам болтами – в то время немецкая промышленность не могла изготавливать бронеплиты нужных толщин и нужных размеров. Работы над новой машиной возглавил начальник отдела перспективных разработок Henschel Эрвин Адерс, впоследствии прозванный «Tigervater» – «Отец Тигров».
На фото – Tigervater – Э. Адерс
На рисунке – эскиз DW I
Последовавший за ним в сентябре 1938 года прототип DW II отличался от DW I двигателем, трансмиссией, шасси и т.п. На этом прототипе было впервые установлено вооружение – башня от Pz IV с аналогичным вооружением – 75мм пушкой и спаренным пулеметом. Толщина брони на второй машине достигала 60мм.
На рисунке – DW II
За ними последовали уже более официальные прототипы – VK 3001, VK3601 и VK 6501. Строго говоря, индекс «VK» – («Versuchsfahrgestelle» – «Опытное шасси») – присваивался всем танкам, находящимся в разработке, но в литературе первые два прототипа Pz VI называют по имени проекта.
На фото и рисунке – опытное шасси VK 3001 во время полевых испытаний
На фото и рисунке – шасси VK3601 и чертеж с установленной башней и вооружением, состоящим из 75 мм пушки. Кстати, этот чертеж был выкраден английской разведкой в июне-июле 1941 года
На рисунке – предполагаемый внешний вид VK 6501
Кстати и VK3601, и VK 6501, по-видимому, предполагалось вооружать 75мм пушкой с коническим стволом. Но, поскольку каждый выстрел обходился бы, помимо всего прочего, в килограмм вольфрама, от такого орудия отказались.
Строго говоря, в вопросе о вооружении новой машины долгое время мнения расходились – предлагались варианты орудий с калибром от 75мм до 105мм и выше.
В том же 1937 году, когда Henschel начала работу над проектом DW, Фердинанд Порше начал разработку танка, призванного заменить Pz IV.
На фото – Ф. Порше
Первым в серии прототипов Порше стал VK3001(P) Leopard или Porsche Type 100, основной «изюминкой» которого была электромеханическая трансмиссия – двигатель вращал валы генераторов, которые, в свою очередь, подавали напряжение на электродвигатели, вращавшие ведущее колесо. Главным достоинством такой трансмиссии является то, что она в принципе, обеспечивает неограниченное количество передач вперед и назад – гусеницы могут вращаться хоть в разные стороны. Первоначально танк предполагалось вооружить 75мм пушкой L/24 с последующим перевооружением на 105мм L/28. Но башня поставлена не была.
На рисунке и фото – VK3001(P) Leopard или Porsche Type 100
На рисунках – «генеалогическое древо» и внешний вид прототипов Pz VI Tiger
В мае 1941 года Гитлер предложил новую концепцию тяжелого танка, который по мнению фюрера, должен обладать повышенными огневой мощью и броневой защитой. Такая машина должна была стать основной ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. Следуя указаниям фюрера, были разработаны ТТХ и выданы задания на новые машины – фирме Porsche на разработку танка VK 4501 (Р) с 88-мм пушкой и фирме Henschel – на VK 3601(Н) с пушкой с коническим стволом (как я писал чуть выше – пушка не прошла). В мае-июне 1942 года обе фирмы должны были представить прототипы. При этом фюрер потребовал, чтобы уже к сентябрю 1942 года, до завершения испытаний (!!!), уже были готовы 85 танков (60 – от Porsche и 25 – от Henschel).
Поскольку первоначальная пушка не годилась, а сроки поджимали, Адерс решил установить на VK 3601(Н) башню Krupp, разработанную для VK 4501(Р). Так как для установки башни машину пришлось слегка переделывать, то ее индекс изменился – вместо VK 3601(Н) прототип стал именоваться VK 4501(Н). Вместе с башней на хеншелевской машине «прописалась» и новая пушка – 8.8cm KwK 36 L/56.
20 апреля 1942 года, в день рождения Гитлера, оба танка были показаны фюреру в его ставке «Волчье логово» (Wolfsschanze) в Восточной Пруссии. При этом возникли трудности там, где их меньше всего ожидали – у танка VK 4501(Н) гусеницы торчали на 50мм с каждой стороны платформы. Танк Порше же при выгрузке попросту увяз в грунте (хеншелевцы использовали железнодорожный кран, а поршевцы решили блеснуть).
На фото – прототип VK 4501(Р) на заводе Nibelungenwerke и на полигоне. На верхнем фото, в темной шляпе – Ф. Порше
На фото – VK 4501(Р) в ходе тренировки 503-го тяжелотанкового батальона (503 sPzAbt –schwere Panzerabteilung)
На фото – высокопоставленные нацистские чиновники осматривают VK 4501(Н). Вместо башни – балластная рубка
В ходе испытаний у ставки Гитлера проявились недостатки у обоих прототипов – так, двигатель VK 4501(Н) загорелся из-за работы в перенапряженном режиме. Нужно отметить, что поломки двигателей и трансмиссии преследовали «Тигры» довольно долго. Вариант VK 4501(Р), несмотря на большую скорость (50км/ч), чем у конкурента, во-первых, оказался весьма неповоротливой машиной, а во-вторых, запас продемонстрировал мизерный запас хода – всего 50км (а поскольку эти машины планировалось использовать в Африке, минимальный запас хода должен был бы быть не менее 150км).
Полигонные же испытания выявили еще ряд недостатков – прототип VK 4501(Р) еще и показал низкую надежность электротрансмиссии. Кроме этого, подобный вариант трансмиссии требовал массу дефицитной меди и либо создания узкоспециализированных тыловых и ремонтных служб для новой машины, либо полного переучивания уже имеющихся.
Сравнив оба прототипа, несмотря на особое благоволение фюрера к доктору Порше, было решено принять на вооружение машину VK 4501(Н). Новый танк получил официальное обозначение Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf.H1 (Sd. Kfz. 181). В 1944 году, после принятия на вооружение Tiger II, название было изменено на Ausf.E или Tiger I.
На фото – первый прототип танка. Обратите внимание – у машины отсутствуют крылья на бортах и установлена оригинальная защита гусениц. В походном положении она откидывалась на верхний лобовой лист
В процессе производства, начатого в августе 1942 года, в конструкцию танка вносились незначительные изменения. Так, на первых девяти машинах колеса и траки гусениц не были взаимозаменяемы и эти не имели крыльев по бортам, кроме этого на этих танках ящики для ЗИПа и снаряжения были от Pz III. На башне лючок с амбразурой для стрельбы из личного оружия был заменен на люк-лаз. Так же, для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние также можно было использовать для стрельбы минами типа "S". На машинах поздних выпусков для этой цели служило "оружие ближней обороны" - Nahverteidigungswaffe - мортирка, установленная внутри танка и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего.
На рисунке – варианты башен ранних впусков
На рисунке – башня позднего выпуска
На фото – танки первых выпусков
На фото – танк раннего выпуска. Хорошо видны мортирки противопехотных мин.
Со второй половины 1943 года на Pz VI стала устанавливаться новая командирская башенка, унифицированная с Pz V, внесены изменения в конструкцию стопора пушки и т.п. Кроме этого, на танки стали крепить запасные траки – на бортах башни и на лобовом листе машины. Подверглась изменениям и силовая установка – если на первых 250 машинах устанавливался двигатель Maybach HL 210РЗО, то на остальных - Maybach HL 230Р45. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом листе корпуса монтировались воздушные фильтры типа Feifel.
Позже, из-за быстрого износа гусениц и опорных катков они были заменены на катки с внутренней амортизацией.
На фото – танк Pz VI Tiger поздних выпусков, захваченный бойцами 3-го Белорусского фронта в 1944 году
На фото – танк Pz VI Tiger поздних выпусков
Кроме этого, первые 495 машин оснащались оборудованием подводного хода (все остальные стали штатно устанавливать подобное оборудование только в 50-х).
На фото – испытания оборудования п/х на танке Pz VI Tiger
Как я уже писал выше, гусеницы нового танка не вписывались в габариты железнодорожных платформ. Немцы нашли решение и этого вопроса – танки имели по два комплекта гусениц – широкие (725мм) боевые и более узкие (520 мм) транспортные гусеницы. Кроме других гусениц, при транспортировке мог сниматься и внешний ряд катков, а боевые гусеницы укладывались под днище танка. В «транспортном» варианте танк мог перемещаться только дорогам с твердым покрытием – удельное давление на грунт, и без того немаленькое, достигало 1,53кг/см2. Впрочем, немцы возили свои танки и так – с боевыми гусеницами.
На фото – разные варианты транспортировки танков. На фото внизу – танк на транспортных гусеницах пытается ехать вне дороги.
В качестве небольшого бонуса – видеоэкскурсия по танку.
Читайте нас: