Как все начиналось. Церемония
Изначально отношения России и Китая складывались довольно непросто. Объяснялось это тем, что как раз ко времени появления первых русских поселений вблизи нынешней российско-китайской границы в середине XVII века в Китае у власти утвердилась маньчжурская династия Цин. А именно маньчжуры (этнически не являвшиеся китайцами) предъявляли к русским претензии, что они расселяются на землях, которые входили «в зону их прямых интересов». Иначе говоря, с живущих на этих территориях народов Приморья, маньчжуры брали дань.
В результате, история российско-китайских отношений началась, по сути, с вооружённых столкновений. В 80-х годах китайские войска осаждали два самых крупных на тот момент русских поселения на Дальнем Востоке – Албазин и Нерчинск. Несмотря на многократное превосходство китайцев в численности, русским, во многом благодаря дипломатическому искусству посольству графа Головина и мужеству стрельцов и казаков, удалось сохранить лицо и заключить Нерчинский договор.
Россия пошла на территориальные уступки, но при этом получила возможность спокойно осваивать территорию севернее Амура. Кстати сказать, московские послы были первыми из европейцев, кому удалось затеять полномасштабные переговоры с китайцами. Именно потому, что русские поняли, насколько важны для их коллег из «Поднебесной» традиционные церемонии. Вот эта способность русских учитывать «китайскую специфику» и привела к тому, что в истории взаимоотношений наших стран не было больших войн. А в XX веке Россия (СССР) неоднократно помогала «китайским товарищам», как в военном, так и экономическом плане. Во многом именно благодаря поддержке СССР Китай к концу XX века превратился из слабого, раздираемого противоречиями и междоусобицами государства в одну из сильнейших мировых держав.
Равнение на Россию
Началось всё с отречения руководством РСФСР «от всех неравноправных договоров, навязанных царским правительством Китаю, и от всех привилегий, которыми пользовалась царская Россия вместе с Англией, Японией, США и другими империалистическими государствами в Китае» в июле 1919 года». Естественно, такой поворот очень понравился китайским политикам, которые практически поголовно выступали за отмену навязанных «Поднебесной» договоров с европейскими державами. Лидер национально-освободительного движения Китая Сунь Ятсен даже заявил, что Россия является образцом республики, с которой китайский народ должен брать пример.
И хотя Китай на тот период, по сути, не был единым государством, молодая Советская республика последовательно поддерживала все партии и движения, которые выступали за освобождение страны от протектората западных стран.
Военная помощь «хорошим китайцам»
Уже в 1923 году страна, в которой только-только закончилась Гражданская война, отправляет на помощь, как бы мы сейчас сказали, китайскому националисту Сунь Ятсену, возглавлявшему партию Гоминьдан, группу военных специалистов и 2 миллиона долларов в придачу. В этом же году в Советской России побывала группа китайских военных, которые перенимали прогрессивный для них опыт молодой Красной Армии.
Летом 1924 года на юге Китая на острове Вампу открылась школа по подготовке офицеров для революционной китайской армии. СССР практически полностью финансировал школу вплоть до разрыва отношений с Гоминьданом в 1927 г. За эти годы на нужды школы Советский Союз израсходовал около 900 тысяч рублей, поставил тысячи единиц стрелкового оружия и миллионы патронов. Общая же помощь «хорошим» революционным китайцам, воевавшим против «плохих» в 20-е годы составляла сотни миллионов рублей. Яркий пример советского интернационализма и альтруизма.
Синьцзянский тракт – китайская «дорога жизни»
В 30-е годы практика участия в китайских «разборках» с поддержкой наиболее прогрессивных, по мнению большевиков, сил продолжилась. В 1932 году Япония оккупировала территорию той самой Маньчжурии, на границу с которой вышла Россия в 17 веке. Кстати, единственной страной, которая согласилась помогать Китаю в борьбе с японскими милитаристами, стал опять-таки СССР. 21 августа 1937 года был подписан советско-китайский договор о ненападении. Москва в 1938-39 годах выдала «Поднебесной» кредиты на сумму в 250 миллионов долларов. Уже с октября 1937 года в революционные войска Китая получали советское оружие, боеприпасы, медикаменты, бензин. За неполные 2 года СССР поставил в Китай 985 самолетов, 82 танка, более 1300 артиллерийских орудий, свыше 14 тысяч пулеметов. Большая часть вооружения шла по трассе Алма-Ата — Ланьчжоу через Синьцзян.
Синьцзянский тракт стал «дорогой жизни» для Китая. На нём было задействовано до 5200 советских грузовиков ЗИС-2. Для перевозки людей и особо важных грузов была создана авиалиния, обслуживаемая бомбардировщиками ТБ-3 (переделанными в транспортные машины), а затем и двухмоторными ДС-3. 1 октября 1937 года для отправки в Китай были подготовлены 447 советских лётчиков и механиков, специалистов по аэродромному обслуживанию, инженеров и рабочих по сборке самолетов. Переодетых в «гражданскую униформу» летчиков-добровольцев поездом отправили в Алма-Ату. Истребители И-15 и И-16 перегоняли из Алма-Аты в Ланьчжоу своим ходом. Только в одном бою над Уханем 29 апреля 1938 советскими и китайскими лётчиками был сбит 21 истребитель и бомбардировщик противника ценой потери 12 своих самолётов. Японцы косвенно признали эффективность действий советских лётчиков, потребовав от СССР отозвать их из Китая. Требование это на тот момент выполнено не было.
Маньчжурский оплот
До 1945 года СССР вынужден был соблюдать подписанный с Японией договор о ненападении, заключённый в 1940 году. Однако в ходе блестяще проведённой Маньчжурской операции именно советские войска освободили Северо-Восточный Китай и сделали его территорию надёжным оплотом для китайской компартии, что в итоге и предопределило её победу в борьбе с гоминьдановцами и помогло завершить эпоху гражданский войн и смуты в Китае.
Большую помощь Советский Союз оказывал КНР в 50-е годы. Именно в это время «младшему китайскому брату» был передан Порт-Артур, и знаменитая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Предоставлены кредиты на льготных условиях. Оказывалась помощь в перевооружении армии, особенно в связи с войной в Корее. При непосредственном участии советских специалистов и рабочих было построено свыше 300 крупных заводов, полностью оснастил их. По сути, речь шла о становлении новой промышленности Китайской народной республики. Больше половины торговли КНР приходилось на СССР. По некоторым данным, в Китае в этот период работало около 11000 советских специалистов.
Ядерный зонтик для «Поднебесной»
Естественно, что растущая мощь коммунистического Китая не нравилась США. Несколько раз эти страны стояли на грани прямого вооружённого противостояния. Не будь СССР, американцы бы недолго думая устроили десятки китайских «Хиросим», чтобы сломить желание китайцев к сопротивлению. Однако Советский Союз не раз давал понять США, что интервенция против Китая равносильна интервенции против СССР. А в случае ядерных ударов по Китаю, последуют ядерные удары по США. В 1954 году Мао Цзэдун заявил генсеку СССР Никите Хрущеву о своем желании иметь ядерное оружие.
По понятным причинам, в СССР такое желание не сразу нашло понимание. Хрущёв не раз заявлял Мао Цзэдуну, что Китаю вполне достаточно того «ядерного зонтика», который обеспечивает ему Советский Союз. После долгих переговоров 15 октября 1957 года стороны подписали «Китайско-советский договор о новых оборонительных технологиях». Советская сторона негласно согласилась передать Китаю соответствующие ядерные и атомные технологии. И хотя последовавшее охлаждение в отношениях двух стран прервало эту работу, у китайцев уже были начальные наработки, благодаря которым они создали ядерную бомбу в 1964 году.
Читайте нас: