Лента новостей

22:42
Прямой дорогой в пропасть: о «ключевых достижениях украинской дипломатии»
21:38
По холодным следам: как ученые нашли вулкан, виновный в глобальном похолодании 1831 года?
21:19
Минус три «Леопарда» в боях на Курском фронте (ВИДЕО)
20:50
Почему Хула-Хуп не падает? Математика доказывает: важна не только скорость, но и форма
20:14
«Дай, умру»: в сети набирает обороты смертельное видео на ножах как якут убил бойца ВСУ
19:43
Беглая оппозиция не способна разродиться «правительством России в изгнании»
19:40
В Приднестровье без поставки газа прекратили работу все предприятия
19:39
Цены на газ на европейском рынке выросли до рекордных показателей
19:04
Новогоднее поздравление Зеленского – 20-минутка ненависти
18:54
В Молдавии могут запретить работу некоторых российских авиакомпаний
18:50
В Таиланде автобус с российскими туристами попал в ДТП
18:16
Китай ввёл санкции против десятков компаний из США
18:03
Бурный роман США с террористами
18:00
Президент подписал первые документы в новом году
17:23
AMD обошла Intel по продажам на Amazon, а самый востребованный процессор — Ryzen 7 5700X3D
15:25
Подробности о проектах российской игровой приставки
15:15
Китай превзошел Stark link благодаря 10-кратной скорости лазерной передачи данных из космоса на землю со скоростью 100 Гбит/с
15:06
Ключевые события 2024 года
14:52
В Турции назначили суд пособникам террористов, напавших на «Крокус»
14:38
Штрафбат, эпизод 1, часть 1
14:10
Преступные планы Банковой на 2025 год: мира не будет
13:17
В новогоднем обращении Зеленский запутался в цветах украинского флага
13:09
Зачем в Азербайджане разыгрывают антироссийскую карту?
12:48
Третья газовая: как Европу готовят к войне с Россией
12:14
Сводка о ходе СВО на 2 января: позор Зеленского, фейк с ракетами разоблачен – Украина в шаге от капитуляции
12:08
Российские бойцы отпраздновали Новый год между ротациями в курском приграничье
12:01
Солнце за тучами, ветер стих: как решить проблему хранения возобновляемой энергии?
11:39
Водителем взорвавшейся Tesla в Лас-Вегасе оказался военный
11:26
Пентагон в ШОКЕ - Русские обходят позиции ВСУ - Новости
11:11
Атмосферный парадокс: Почему атмосфера молодой экзопланеты не соответствует месту ее рождения?
10:49
При массовой стрельбе в ночном клубе США пострадали 13 человек
10:37
Русский Царь-мангал разбил украинский Крокодил - Новости
10:33
ВСУ в окружении: Юрий Подоляка в свежей сводке от 02.01.2025, последние новости
10:21
Тёмная энергия – иллюзия? Новые данные о сверхновых ставят под сомнение расширение Вселенной
09:48
Натовцы скупают консервы из-за русской угрозы - Новости
06:57
«Ставим мировые рекорды»: Роскосмос подвёл итоги 2024 года и рассказал о событиях в российской космонавтике (ВИДЕО)
04:42
Как планировали при Сталине
03:33
ВС РФ продвигаются, ВСУ терпят крах: новости СВО от 2 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1042-й день спецоперации России на Украине
03:03
Захарова пошутила об опасности российских женщин для иностранцев
03:00
Война в море: российский линейный крейсер Киров против американского малозаметного эсминца Zumwalt — кто победит?
02:21
Kia отозвала 23 тысячи электромобилей из-за рассеянного заводчанина, который забывал закручивать болты
02:13
Отказ от российского газа чреват суровыми последствиями для Евросоюза
00:43
Особенности украинского Нового года
00:38
Грядет очередное мощное извержение вулкана. Оно вызовет хаос, к которому мир не готов
21:53
Вы когда-нибудь слышали о быстрых радиовсплесках? Теперь ученые знают, откуда они берутся
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Странные проекты советских кораблей

Странные проекты советских кораблей


Странные проекты советских кораблей

Первый



А первым номером странных кораблей стал еще царский крейсер, достроенный в СССР по измененному проекту «Красный Кавказ» типа «Светлана». При ознакомлении с вооружением неплохого, в общем, для Первой мировой войны корабля, можно только изумиться – насколько изуродовали грозную боевую машину. Тем не менее, крейсер пригодился, повоевал, и даже стал гвардейским.

Оно и не удивительно – беспомощный в бою против кораблей, он вполне мог стрелять по берегу. А неплохое состояние механизмов позволило его активно использовать в первый период войны. Хотя строили и планировали его совсем для другого...

Не имея мощного флота, красвоенморам, тем не менее, приходилось решать задачу обороны берегов, и в «гениальные» головы пришла отличная идея – создать пушку, способную стрелять на расстояния до 38 км. Суть её была в том, что даже легкий крейсер с такими орудиями сможет из-за минно-артиллерийской позиции расстрелять даже линкор, оставаясь безнаказанным.

Пушку инженер Чернявский сделал. Но, как водится, вышло не то чтобы очень – предельно низкая живучесть, сумасшедшее рассеивание и невозможность стрелять на полную дальность, ибо приборов для загоризонтной стрельбы попросту не было.

Вот под эти пушки типа Б-1-К и определили недостроенного «Адмирала Лазарева».

В сущности, весь проект модернизации – попытка построить идеальную «Славу» для боя в Моонзунде. Четыре одноорудийных башни с суперорудиями и четыре 76-мм Лендера для зенитной стрельбы. И всё.

Позже крейсер перевооружали и довооружали. Но все это не коснулось ГК. В итоге уникальный корабль (тяжелый крейсер по Вашингтонским соглашениям) вряд ли смог бы отбиться даже от пары эсминцев, и создан был для некой сфероконической войны, где он расстреляет Гранд-Флит из-за мощных минных заграждений.

Все это понимал и Кузнецов:

«Недостатки артиллерии главного калибра «Красного Кавказа» были настолько серьезны, что в 1939–1940 гг. командование Черноморским флотом настаивало на замене одноорудийных 180-мм башен крейсера 130-мм спаренными установками Б-2-ЛМ, испытания опытного образца которых намечалось провести с декабря 1940 по май 1941 года на лидере «Ташкент» в Севастополе».

Но в итоге так ничего сделано и не было.

Второй


Номером два странных кораблей можно назвать тяжелые крейсера типа «Киров».


Сама идея вооружить копию итальянских легких крейсеров типа «Раймондо Монтеккуколи» тремя трехорудийными башнями с орудиями калибра все тех же 180 мм креативна до предела, особенно по причине низкой скорострельности такой конструкции и общей слабости корабля.

Тем не менее, по проекту 26 и 26бис было построено 6 крейсеров – единственные довоенные советские крейсера. Слабое бронирование, недостаточное зенитное вооружение и неудачный главный калибр – их визитная карточка. Погоня за 180 мм калибром ожидаемо не довела до добра (кроме ВМФ СССР, в межвоенный период такой калибр использовали только аргентинцы, на кораблях времен Первой мировой – англичане).

А в итоге самыми массовыми советскими крейсерами стали корабли проектов 68 и 68бис, с вполне классическими орудиями ГК в 152 мм.

Но это не значит, что погоня за курьёзами прекратилась. Наоборот, под руководством наркома Кузнецова разрабатывались довольно странные проекты.

Третий


И номер три – проекты тяжелых крейсеров, точнее средних крейсеров по советской классификации, а еще конкретнее – нерожденные детища адмиральских хотелок.


Проектов было много.

До войны развивались крейсера проекта 69, которые начались с артиллерии калибра 254 мм, доросли до 305 мм, а потом перепроектированы на немецкие 3Х2 380 мм. Но в итоге так и не были построены.

После войны же любимым детищем Кузнецова стали крейсера проекта 66 с главным калибром аж в 220 миллиметров, которые, по идее, должны были разделать американские «Де-Мойны». На 1953 год проект предусматривал постройку кораблей полным водоизмещением в 30 тысяч тонн, вооруженные 3Х3 220/65 и с главным поясом 155 миллиметров. Постройка так и не началась.

Что и понятно. Превышая по водоизмещению американца, наш крейсер уступал ему в защищенности. А очередное уберваффе калибра 220 мм давало большое рассеивание. Итог – проработанный проект остался в архиве. А опытное орудие ГК тихо утилизировали.

Но и это не стало поводом остановиться.

Четвертый


Четвертый проект – проект 84:

«В 1954 году началось проектирование легкого крейсера проекта 84.

Крейсер должен был иметь водоизмещение 14–15 тыс. т, скорость хода 32–33 узла и дальность плавания 5000 миль.

Вооружение крейсера должно было состоять из восьми 180-мм универсальных орудий СМ-45, двенадцати – 100-мм универсальных орудий в шести двухорудийных башенных установках СМ-52 и двадцати четырёх – 50-мм автоматов в шести счетверенных артустановках ЗИФ-75.

Кроме того, на крейсере должны были базироваться два вертолета.

Для крейсера проекта 84 в ЦКБ-34 были разработаны новые 180/65,5-мм пушки СМ-45 в двухорудийных башнях СМ-48.

Дальность стрельбы их 97,5-кг снаряда при начальной скорости 900 м/с составляла 36 234 м (198 каб.).

В отличие от старых орудий крейсеров проекта 26 пушка СМ-45 имела не картузное, а раздельно-гильзовое заряжание.

Угол возвышения СМ-45 от –3" до +76°».

По чему собирались стрелять в начале 60-х (а раньше бы эти крейсера не построили) из универсальных 180-мм орудий? Большая загадка.

Точно не по реактивным самолетам. Для них такой огонь безвреден.

Крейсера строить не стали.

И правильно сделали. К тому времени дорабатывались морские ЗРК. Да и авианосцев, которые должны были бы прикрывать эти, с позволения сказать, корабли ПВО, попросту не было...

Труд конструкторов и ресурсы ушли в воздух.

Хотя не в последний раз.


Пятый


Пятый проект – проект 63 атомного ракетного крейсера:

«На корабле предусматривались самолеты-снаряды П-40 или П-6 с убирающимися в корпус поворотными пакетными пусковыми установками и боекомплектом, обеспечивающим три шести- или восьмиракетных залпа, возможность приема двух ракет П-20, ЗРК М-3 с двумя пусковыми установками, ЗРК М-1 с 2–4 пусковыми установками, четыре спаренные 76-мм установки, две РБУ-2500.

Стандартное водоизмещение устанавливалось 15–16 тыс. т, скорость полного хода – 32 узла».

И он тоже не взлетел.

В первую очередь по причине невостребованности.

Ибо в океане никакие ЗРК не помогут против атаки авиакрыльев пары авианосцев. А своего авианосца как не было, так и не появилось. Одним словом, бесполезные корабли. И то, что планы постройки шести их экземпляров убрали, несомненное достижение здравого смысла.


О советских корабельных монстрах, самых больших кораблях мира, проектов 1144 и субмаринах водовозах проекта 941 написано много.

Спорить об их функциональности можно бесконечно. Отметим лишь – одновременно с 1144 строились крейсера проекта 1164. Размером гораздо меньше, а функционалом – сравнимые.

А альтернативы 941 водовозу (подводное водоизмещение 48000 тонн), размером гораздо скромнее, но убойнее и надежнее – служат до сих пор. «Дельфины» уже 20 лет как основной носитель морских СЯС. И справляются со своей задачей без рекордных размеров.

Шестой


А закончить стоит последним проектом Империи – подводным крейсером проекта 881.

Идея создать убойную ПКР, не считаясь с размерами и здравым смыслом, витала в воздухе. И в итоге вышла ПКР «Болид».

Дальность 800 км, скорость 4 маха, но размеры...

По прикидкам, АПЛ проекта 881 достигали подводного водоизмещения 25000 тонн, что делало их вторыми по размеру кораблями мира (первые – проект 941).

В итоге огромный подводный корабль становился критически уязвим для ПЛО противника. И разработку (вместе с развалом СССР) прекратили...

Итоги


Если подвести некий итог.

Все наши корабли делились на две группы: те, что вполне соответствовали мировым тенденциям, и попытки создать чудо-оружие.

Первые всегда были вполне на уровне, а вот вторые...

И чудо-пушки и чудо-ракеты эффекта, который от них можно было ожидать, не дали ни разу.

И наоборот. Построенные белые слоны быстро пилились на металлолом, оставаясь некими военно-морскими курьёзами.

В лучшем случае им везло. Как повезло носителям 180 мм орудий в годы Великой Отечественной, пушки негодные на море, вполне смогли работать на берегу.

В худшем случае – патриоты долго обвиняли власти в уничтожении очередного сверхоружия. Даже не задумываясь о том, что аналогичные задачи можно решать проще и дешевле.

И радует то, что большинство монстров остались только в виде моделек и ТТЗ в архивах, никогда не сойдя на воду.

Роман Иванов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх