«Единственное, что во время войны действительно меня пугало,
это опасность со стороны немецких подводных лодок».
это опасность со стороны немецких подводных лодок».
У. Черчилль «Вторая Мировая война»
К августу 1942 года Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) приняло решение, что четыре подводные лодки U-68 , U-172 , U-504 и U-156 составят первоначальное ядро немецкой волчьей стаи «Eisbär» для нанесения внезапного удара по судоходству в водах Кейптауна.
U-68, слева.
Примечание. Одна из самых результативных лодок Германии во время второй мировой войны. Совершила 10 боевых походов, потоплено 32 судна (197 453 брт), повреждено 1 судно (545 брт). Гибель10 апреля 1944 года, глубинные бомбы и реактивные снаряды «Эвенджеров» и «Уайлдкэтов» из эскадрильи VC-58 с эскортного авианосца ВМС США «Гуадалканал».
По расчетам Деница подводные лодки должны оставаться в оперативном районе у Кейптауна примерно до конца октября, после чего группу «Eisbär» сменит новая партия подводных лодок.
Примечание. В разных источниках встречается и Wolfpack Eisbär и Operation Eisbär. Волчья стая «Eisbär» оперировала в Южной Атлантике с 25 августа по 1 сентября 1942 года. Operation Eisbär длилась до декабря 1942. Из журнала боевых действий U-68:31.08.42. Радиосообщение 1818/1/235. Группе Eisbär с 24.00 1 сентября продолжать путь самостоятельно.
Лодки вышли из базы Лорьян во второй половине августа. В это же время «дойная корова» U-459 убыла из Сен-Назер. Подводным лодкам пришлось преодолеть около 6 000 морских миль, прежде чем они достигли оперативных вод у Кейптауна.
Командование морскими силами (SKL) требовало, чтобы подводные лодки оставались незамеченными в течение всего их пути к берегам Южной Африки. И рассчитывало на успех стратегической внезапности.
Однако BdU, и в частности – Денниц, придерживались другого мнения. Конечная цель операции, по его утверждению, определялась постоянными атаками подводных лодок, с максимальным причиненным уроном.
SKL и BdU пришли к компромиссу: подводным лодкам было разрешено совершать нападения на суда противника во время их похода к Кейптауну.
16 сентября, при проведении операции по спасению выживших с английского транспорта «Лакония», U-156 получила повреждения в результате атаки B-24 «Либерейтор» и была вынуждена возвращаться на базу. Ей на замену отправлена U-159, находившаяся в оперативном районе у устья реки Конго.
Возвращение U-156, 16 ноября 1942 года, Лорьян, Франция
Несмотря на различные источники военно-морской разведки, указывающие движение на юг нескольких подводных лодок, вкупе с потоплением британского транспорта «Лакония», командующий силами Южной Атлантики (Commander-in-Chief, South Atlantic) адмирал сэр Кэмпбелл Тейт и его штаб были убаюканы ложным чувством безопасности.
Все их внимание было сосредоточено на Индийском океане и предполагаемой японской угрозе.
Адмирал сэр Уильям Эрик Кэмпбелл Тейт
Хотя силы обороны Союза (Южная Африка) – Union Defence Force (UDF, South Africa) претерпели реорганизацию в течение первых двух лет войны, все же побережье и гавани Южной Африки оставались очень уязвимы в плане обороны.
Зенитные возможности ЮАС оставляли желать лучшего. Когда в 1939 году разразилась война, в стране было всего восемь 3-дюймовых зенитных орудий и шесть прожекторов. А когда эти орудия и прожекторы были отправлены в Восточную Африку, Союз был полностью лишен наземной противовоздушной обороны. В плане воздушного прикрытия лишь Кейптаун, Дурбан и Порт-Элизабет имели поддержку южноафриканских военно-воздушных сил South African Air Force (SAAF).
Война привела к резкому увеличению морских перевозок вокруг мыса и количества кораблей, посещавших местные порты.
Количество грузовых судов, заходивших в Кейптаун, выросло с 1 784 (1938–1939) до 2 559 (1941–1942) и 2 593 (1942–1943). А в Дурбане с 1 534 до 1 835 и 1 930 соответственно.
Количество военно-морских судов, посетивших Кейптаун, увеличилось с десяти (1938–1939) до 251 (1941–1942) и 306 (1942–1943). А в Дурбане их число увеличилось с шестнадцати (в 1938 году) до 192 (в 1941) и 313 (в 1942 году).
Для защиты кораблей, посещавших местные порты, приступили к строительству новых военно-морских баз: на острове Солсбери в гавани Дурбана и на острове Роббенэйланд, расположенном в Столовой бухте. В Кейптауне был построен сухой док Стеррок, способный обслуживать (как и его аналог в Дурбане) линкоры и авианосцы.
После атак японскими подводными лодками гаваней Сиднея (Австралия) и Диего Суарес (Мадагаскар) в портах Дурбан и Кейптаун были проложены по дну сигнальные кабели, призванные контролировать передвижения кораблей и судов. В заливе Салданья, где проводилось формирование конвоев, только в 1943 году было заложено управляемое минное поле.
К 8 октября Южно-атлантическое командование в Саймонстауне располагало только четырьмя эсминцами и одним корветом. Размер оперативного района у Кейптауна, а также тот факт, что атаки подводных лодок распространялись до Дурбана, не позволяли эффективно применять противолодочные корабли.
К февралю 1942 года ПЛО остальных южноафриканских портов все еще находилась в стадии планирования.
С 22 по 24 сентября лодки группы «Эйсбар» к югу от острова Святой Елены успешно пополнили запасы с U-459 и продолжили свой боевой путь. Оставшаяся часть пути прошла без происшествий, и в первую неделю октября 1942 года лодки прибыли к берегам Кейптауна.
В ночь с 6 на 7 октября 1942 года большая океанская немецкая подводная лодка U-172 под командованием капитан-лейтнанта К. Эммермана сумела успешно проникнуть на рейд Кейптаунской гавани с целью разведки. Она остановилась на близком расстоянии от острова Роббен, изучила портовые сооружения. И, прежде чем снова погрузиться в воду, капитан позволил своей команде
«подниматься один за другим, чтобы насладиться великолепным видом города, не заботящегося о светомаскировке во время войны».
С 7 по 9 октября U-68, U-159, U-172 потопили 13 судов общим тоннажем 94 345 брт.
Только за один день 8 октября U-68 пустила на дно четыре грузовых судна. К 13 октября погода испортилась, начались сильные штормы. U-68 и U-172 были отозваны обратно на базу. С прибытием в южные воды U-177, U-178, U-179 и U-181 штаб BdU приказал подводным лодкам расширить свои оперативные районы патрулирования вплоть до Порт-Элизабет и Дурбана.
В течение оставшейся части октября и начала ноября U-178 совместно с U-181 и U-177 было приказано действовать у берегов Лоренсу-Маркеша и далее на юг к Дурбану.
Патрулирование трех подводных лодок было чрезвычайно успешным. Им удалось потопить 23 торговых судна, включая британский военный транспорт «Новая Шотландия», на борту которого находилось 800 военнопленных и интернированных итальянцев. Опасаясь повторения инцидента «Лакония», BdU приказало подводным лодкам не предпринимать спасательных операций. Жертвами атаки U-177 28 ноября стали 858 человек из 1052 находившихся на борту.
С началом операции «Факел» SKL приказало всем оставшимся немецким подводным лодкам у южноафриканского побережья вернуться в Северную Атлантику и Средиземное море, чтобы атаковать корабли антигитлеровской коалиции.
За период с 8 октября по 2 декабря восемь немецких подводных лодок потопили 53 торговых судна противника (общим тоннажем 310 864 брт), потеряв при этом только одну подводную лодку. Единственной потерей была U-179, потопленная 8 октября 1942 года глубинными бомбами с британского эсминца «Актив».
Ядро следующей группы «Тюлень» (Seehund), направляющейся к южным берегам Африки, составили лодки U-506, U-516, U-509 и U-160.
Субмарины покинули свои базы в декабре 1942 года – январе 1943 года (U-160) и прибыли в оперативный район у Кейптауна в феврале 1943 года. Однако оперативные условия в Южной Атлантике (и особенно у берегов Южной Африки) резко изменились с октября 1942 года.
UDF приняло ряд оборонительных противолодочных мер, которые были направлены на сокращение потерь торговых судов вдоль южноафриканского побережья.
Начальный период операции у побережья между Кейптауном и Порт-Элизабетом принес скромный результат: только шесть транспортов (общей массой 36 650 брт) были потоплены тремя подводными лодками (U-506, U-509 и U-516).
Продвинувшись дальше на восток, чтобы действовать у берегов Дурбана и южной части Мозамбикского канала, U-160 удалось потопить шесть торговых судов в период с 3 по 11 марта, что составило в общей сложности 38 014 брт.
Во второй половине марта группе «Тюлень» было приказано вернуться в оперативный район между Кейптауном и Порт-Ноллотом. В конце марта в районе Уолфиш-Бей U-509 и U-516 потопили еще два торговых судна.
Несмотря на то, что ни одна подводная лодка не была потеряна во время операции «Тюлень», результаты оказались не столь успешными по сравнению с «Эйсбар». В период с 10 февраля по 2 апреля 1943 года было потоплено в общей сложности 14 торговых судов (всего 85 456 брт).
В апреле 1943 года только U-182 патрулировала у южноафриканского побережья, имея на счету три потопленных судна. В середине апреля к U-182 присоединилась U-180.
Примечание. Подводная лодка осуществляла секретную операцию. 21 апреля U-180 совершила рандеву с японской подводной лодкой I-29 к востоку от Мадагаскара в Индийском океане. Лидер индийского движения за независимость Чандра Бос и два офицера-судостроителя ВМС Японии поднялись на борт I-29. Капитаны Эми Тецусиро и Томонага Хидео, которые должны были изучить методы строительства подводных лодок по прибытии в Германию, поднялись на борт U-180.Также были получены две тонны золотых слитков в качестве оплаты от Японии за
В оперативном районе у южноафриканского побережья U-180 потопила только одно судно.
В течение апреля-мая к U-180 присоединились U-177, U-181, U-178, U-197 и U-198. В мае было потоплено семь торговых судов. В конце июня подводные лодки пополнили свои запасы с немецкого надводного танкера «Шарлотта Шлиман» в 100 милях к югу от острова Маврикий.
Шарлотта Шлиман
Заправка лодки. Судно снабжения «Питон» заправляет подводную лодку U-124.
После пополнения запасов шесть подводных лодок были направлены в новые оперативные районы. Они действовали вдоль восточного побережья Южной Африки между Лоренсу-Маркиш и Дурбаном, Маврикием и Мадагаскаром. Во время патрулирования к югу от Мадагаскара 20 августа U-197 была потоплена глубинными бомбами с двух самолётов типа «Каталина» 259-й эскадрильи RAF.
Несмотря на принятые UDF контрмеры, подводным лодкам Деница все же удалось потопить 50 торговых судов (в общей сложности 297 076 брт) в течение всего 1943 года у берегов Южной Африки.
В течение 1944 года четыре подводные лодки U-862 U-852, U-198 и U-861 потопили восемь торговых судов, что составило 42 267 брт.
23 февраля 1945 года U-510 потопила последнее судно «Пойнт-Плезант» у берегов Южной Африки.
На немецкие подводные лодки, действовавшие у берегов Южной Африки во время Второй мировой войны, приходится 114 потопленных торговых судов (общим водоизмещением 667 593 брт), что составляет всего лишь 4,5 % от общего тоннажа потопленных кораблей и судов германскими субмаринами за время войны.
На протяжении всей войны общий торговый тоннаж, потерянный в южноафриканских водах от морских мин, надводных рейдеров и подводных лодок, составил 885 818 брт. Из этого числа 75 % приходится на успешные атаки подводных лодок.
После проведения операции «Эйсбар» UDF и Южно-атлантическое командование извлекли уроки и приняли меры по предотвращению повторения той же ситуации.
Большая часть медленно движущихся торговых судов у берегов Южной Африки была сформирована в конвои во время движения между портами Кейптаун и Дурбан. Были созданы специальные маршруты торгового судоходства вокруг южноафриканского побережья, которые были достаточно близки к берегу, чтобы обеспечить адекватное воздушное прикрытие эскадрилий SAAF и RAF. Этот шаг обеспечил почти непрерывное воздушное прикрытие конвоев во время движения вдоль побережья Южной Африки.
Развернута сеть станций радиопеленгации на южноафриканском побережье. Так, с помощью радиоперехвата и пеленгации было определено положение U-197. После того как после октября 1942 года южноафриканские контрмеры были активизированы, стало очевидным постепенное снижение числа потоплений торговых судов подводными лодками.
Однако на короткое время немецким подводникам удалось привести судоходство у берегов Южной Африки в беспорядок.
Петров Сергей (bubalik)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: