23 июня 1988 года совершил первый полет палубный самолет МиГ-29К. До принятия на вооружение ВМФ эта машина добиралась долгих 25 лет. За это время на палубе нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов» прочно обосновался истребитель Су-33. Однако, судя по всему, в обозримом будущем время его истечет.
Сражение генеральных конструкторов
У МиГ-29К нелегкая судьба. Он совершил первый полет на полгода позже, чем его главный конкурент Су-33, созданный на базе Су-27К. Однако испытания обеих машин на «Адмирале Кузнецове» начались одновременно и параллельно — в 1989 году. В испытаниях также принимал участие учебно-тренировочный штурмовик Су-25УТГ. И он оказался более готовым для взлетов и посадку на палубу. На этом основании приемочная комиссия пришла к довольно неожиданному выводу о необходимости начать серийное производство Су-33. Хоть у этой машины было немало проблем, пусть и не столь серьезных.
Есть основания предположить, что это решение силой своего авторитета продавил генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Петрович Симонов, бывший замминистра МАП, а также создатель именно «продавливаемой» машины. Однако злоключения ОКБ Микояна в борьбе за место на авианесущей палубе на этом не прекратились. На «Адмирале Кузнецове» вполне хватило бы места для самолетов двух фирм, которые дополняли бы друг друга при решении боевых задач. И это соответствовало бы мировой стратегии, согласно которой легкие истребители, каковым является МиГ-29К, играют роль средства ПВО, а тяжелые наносят удары по надводным и наземным целям.
Но ОКБ Сухого искусно маневрировало, выстраивая для конкурентов непреодолимые барьеры на пути к «зафрахтованному» Симоновым авианосцу. На пользу ВМФ это не шло.
Кстати, однажды Симонов, отвечая на вопрос американского корреспондента о том, не целесообразно было бы объединить два ОКБ — Сухого и Микояна, весьма откровенно сформулировал свое кредо: «Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс" и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему А-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Иглс"… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в ОКБ Сухого с одной единственной целью — победить в конкуренции генерального конструктора ОКБ МиГ Белякова!».
Вытеснение тяжелого легким
Су-33 — тяжелый истребитель, МиГ-29К — легкий. И они должны были бы изначально соседствовать на палубе «Адмирала Кузнецова». Да, Су обладает очень серьезным для моря достоинством — у него больший в полтора раза радиус действия — до 1000 км против 600 км. Однако этот недостаток конструкторам МиГа удалось частично скомпенсировать. Во-первых, самолет имеет надежную и легкую в эксплуатации систему дозаправки в воздухе. Во-вторых, использование подвесных баков не сильно снижает аэродинамику. А уменьшение полезной нагрузки компенсируется использование на МиГ-29К новейшего высокоточного оружия.
Палубный истребитель МиГ-29КУБ
Следует помнить, что Су-33 — это самолет, созданный в конце 80-х годов. За четверть века его пытались модернизировать, создав более современную модель Су-33КУБ. Однако дальше построения одного прототипа дело не пошло. Сейчас на авианосце в массовом порядке проводят ремонт суховских машин, ресурс которых совсем скоро исчерпается. При этом говорится, что ремонт совмещен с модернизацией. Однако никаких технических подробностей смысла этой модернизации при этом не сообщается.
Ларчик тут открывается просто: в связи с выходом ОКБ Сухого на валютоемкий рынок гражданских машин («Суперджет») перестало хватать конструкторских и производственных ресурсов. И морская тематика была свернута.
Подробности требуют иностранные покупатели. В частности, Индия, которая начинает создавать свой авианосный флот. Но при этом ВМФ Индии закупает у России не Су-33, а МиГ-29КУБ (учебно-боевой с кабиной на двух пилотов).
Выигрыш этого тендера объясняется не только военно-техническими, но и экономическими достоинствами микояновского самолета. Он вдвое дешевле, а стоимость часа полета меньше в 2,5 раза.
Что же касается МиГ-29К, то это уже совсем другая машина по сравнению с той, которая впервые взлетела в 1988 году. Если Су-33 — это машина четвертого поколения, то МиГ-29К — 4++. Отказ от серийного производства миговского палубного самолета был предопределен не только интригами конкурентов. В августе 1991 года после успешного окончания испытаний ОКБ наконец-то получило разрешение на серийный выпуск самолета. Однако совсем скоро промышленность, которую лишили финансирования, полетела под откос. И вопрос был автоматически закрыт.
Проект был возобновлен в 1999 году. И в процессе его развития старый предсерийный прототип был модернизирован с целью повышения боевых и эксплуатационных характеристик самолета. Новый прототип впервые поднялся в воздух в 2002 году. До 2006 года продолжались его испытания. А на следующий год ОКБ приступило к созданию учебно-боевого МиГ-29КУБ. Оба самолета были приняты на вооружение в 2013 году.
Через 5 лет заканчивается ресурс Су-33, и они постепенно будут списываться и вытесняться МиГами. В связи с чем на МиГ-29К/КУБ возлагается весь перечень задач, предписанных корабельной авиации: ПВО, противокорабельная оборона, завоевание господства в воздухе, нанесение ударов по надводным и наземным объектам, поддержка бомбардировочной авиации… Со старым, образца 1988 года, самолетом это было бы проблематично. Новая машина в состоянии их решать. Хоть, конечно, наличие на палубе еще и тяжелого многофункционального истребителя усилило бы боевые возможности авианесущего крейсера.
В настоящий момент на «Адмирале Кузнецове» базируются 2 Су-25УТГ, 14 Су-33 (еще 7 находятся на хранении), 10 МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ. ВМФ заказал 24 миговских самолета, которые в обозримом будущем вытеснят «сушки». И все они на авианесущем крейсере разместятся за счет меньших размеров. Если «Адмирал Кузнецов» в состоянии нести 24 Су-33, то для МиГов эта цифра в полтора раза больше — 36.
Плоды модернизации
МиГ-29К претерпел глубокую модернизацию. В нем даже частично скорректирован планер. Повысилась до 20% доля композиционных материалов. Снижена видимость машины как в радио- так и в инфракрасном спектрах. Сделано охлаждаемое крыло.
Как уже говорилось, самолет оснащен аппаратурой дозаправки в воздухе. Также дальность полета возросла за счет использования ПТБ. На Су-33 ничего этого нет.
Палубный истребитель Су-33
На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ», выпускаемая корпорацией «Фазотрон-НИИР». По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
Прицельная система позволяет обслуживать высокоточное оружие с различными принципами самонаведения. На МиГ-29К может использоваться как уже существующее новейшее ракетно-бомбовое вооружение, так и находящееся на этапе разработки.
К неоспоримым достоинствам миговской машины следует отнести и повышенный межремонтный ресурс, и высокую надежность, и простоту технического обслуживания за счет внедрения системы компьютерной диагностики.
ЛТХ МиГ-29К и Су-33
Длина: 17,4 м — 21,18 м
Высота: 5,2 м — 5,72 м
Размах крыла: 11,99 м — 14,7 м
Площадь крыла: 42 кв.м. — 67,8 кв.м.
Масса пустого: 12700 кг — 19600 кг
Максимальная взлетная масса: 22400 кг — 33000 кг
Тяга двигателя: 2×5500 кгс — 2×7670 кгс
Тяга на форсаже: 8800 кгс — 12500 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1300 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч — 2300 км/ч
Боевой радиус без ПТБ: 850 км — 1000 км
Боевой радиус с 3 ПТБ: 1300 км — ПТБ отсутствуют
Практический потолок: 17500 м — 17000 м
Скороподъемность: 300 м/с — н/д
Длина разбега: 110 м — 105 м
Длина пробега: 90 м — 90 м
Боевая нагрузка: 4500−5500 кг — 6500 кг
Число точек подвески: 8 — 10
Пушечное вооружение: пушка 30-мм, 150 снарядов — пушка 30-мм, 150 снарядов.
Читайте нас: