Во время Второй мировой войны у ВМС
Американские подводники во время войны с японцами в акватории Тихого океана порой вынуждены были принимать решения, которые не были предусмотрены никакими уставами и руководствами для военно-морских офицеров. Американцы с большим трудом, почти метр за метром, лишали японцев одиноких коралловых атоллов, малых и больших островов, а затем и огромных архипелагов, таких как Филиппины. После «Дня величайшего позора Америки», нападения японцев на Перл-Харбор, американцы стремились во что бы то ни стало отомстить самураям. Они быстро оправились от вражеских ударов и перешли в наступление. Адмирал Гарольд Старк приказал «начать неограниченную воздушную и подводную войну против Японии.
Первыми в бой вступили подводные лодки ВМС США. С суши их поддерживали радиоразведка и команды криптологов, читающих японские шифры. Перехват шифров позволял субмаринам США точно выходить на рубежи атак и уничтожать суда японцев орудийным огнем или торпедами. На начальном этапе войны у американских подводных лодок были огромные проблемы из-за несовершенства вооружения. Американские торпеды Mark XIV отскакивали от борта атакованных кораблей, не взорвавшись. Или они вообще взрывались слишком рано. Или тонули в море, проскочив мимо целей. Торпеды часто проходили под корпусом атакуемого корабля, хотя были «запрограммированы» на хорошую глубину.
Самая известная американская подводная лодка USS Wahoo выпустила семь торпед по двум кораблям во время своего первого патрулирования. Ни один японский корабль не был потоплен. Лишь спустя полгода войны с Японией (июнь 1942 г.), получив множество критических отчетов, было решено провести боевые испытания, подтвердившие наличие у торпед очень серьезных дефектов. Выяснилось, что у оружия неисправны система управления, магнитный детонатор.
Даже после исправления неисправного взрывателя техническое обслуживание торпед продолжало создавать проблемы для американских подводных лодок. Необычные и зачастую трагические ситуации, связанные с обращением с «сигарами», случались практически до конца войны. Например, на субмарине USS Wahoo при задувании торпедных аппаратов матрос-торпедоносец случайно запустил торпеду. Проблема заключалась в том, что крышка пусковой установки все еще была закрыта. Торпеда повредила люк, но не взорвалась, и корабль продолжил патрулирование с поврежденной трубой и заклинившей торпедой в люке. Экипаж чувствовал себя так, словно на борту была бомба замедленного действия. К счастью, субмарина вернулась на базу целой.
Во время Второй мировой войны было 30 случаев попадания в судно собственной торпеды. Два таких инцидента в Тихом океане закончились трагически. Первым потерянным таким образом судном был американский военный корабль США Tulibee, затонувший 26 марта 1944 года. Действуя недалеко от островов Палау, он атаковал японский конвой и выпустил по нему две торпеды. Через две минуты один из них вернулся и попал в дом. Лишь один член экипажа, находившийся на борту во время взрыва, выжил после быстро тонущего корабля. Он упал в воду и был взят в плен японцами до конца войны.
Американские подводники старались не терять оптимизма, несмотря на сложную обстановку
Еще одно подобное событие произошло 25 октября 1944 года, когда с борта USS Tang (дело было недалеко от Формозы (современный Тайвань) было запущено несколько торпед, которые ударили по японскому транспортнику. Капитан «Танго» Ричард ОКейн хотел добить поврежденный корабль врага и выпустил свою последнюю торпеду. Торпеда вылетела прямо перед целью, резко изменила направление, сделала круг и попала в торпедный отсек «Танго». Только девять моряков, попавших в плен к японцам, спаслись с затонувшего на глубине 55 метров корабля.
Необычная дуэль во время необычной миссии произошла с USS Harder. Судно отправили на поиски сбитых летчиков, которые приземлились на небольших островах, разбросанных по Тихому океану в Каролингском архипелаге. 31 августа 1943 года капитан получил приказ подойти к острову Тангаулап и найти Джона Р. Гэлвина, сбитого пилота F6F Hellcat. Четыре добровольца из числа моряков поднялись на понтон, на котором они должны были перевезти раненого летчика с пляжа на корабль.
Пока лодка «Хардер» с большим трудом буксировала небольшой спасательный плот с Гальвином, экипаж корабля провел над их головами перестрелку с японскими снайперами. Японцы засели на прибрежных деревьях и оттуда начали обстреливать всплывшую субмарину и моряков, проводивших спасательную операцию. Японских стрелков с деревьев сбил не только Хардер, но и вызванные на помощь американские истребители. Спасенный пилот провел на подводной лодке еще 30 дней, прежде чем Хардер завершил патрулирование и вернулся в порт. Субмарина "Хардер" прославилась своей невероятной эффективностью, потопив четыре японских эсминца за четыре дня во время своего пятого патрулирования в море Целебес. Этот рейд был назван «величайшим патрулем войны» из-за стоимости затонувших кораблей (эсминцев).
Удивительный подвиг совершила субмарина "Боффин" во время своего шестого патрулирования у островов Рюкю на Окинаве. 10 августа 1944 года лодка "выследила" конвой японских кораблей, направлявшихся в небольшой порт Минами Дайто. Она плыла за ними и атаковала, когда корабли пришвартовывались. Одна из его торпед разорвалась на берегу, другая уничтожила торговое судно, а третья - по задумке капитана - разрушила причал, а также автобус и портовый кран, стоящие на нем. Причал, автобус и кран потом были нарисованы на боевом флаге авианосца «Бофин» как свидетельство героических боевых достижений.
Буквально "золотым" оказался пуск торпеды с борта субмарины "Альбакор" 19 июня 1944 года. Попав всего один раз, он уничтожил чрезвычайно ценный для японцев авианосец Taiho."Альбакор" выпустила по колоссу три торпеды и спряталась под водой. После попадания только одной торпеды "Тайхо" продолжил движение на уменьшенной скорости. Однако выяснилось, что взрыв торпеды задел топливные баки самолетов, пары горючего из них заполнили сначала шахту палубного лифта, а затем и весь корпус авианосца. Одной случайной искры хватило, чтобы прогремел взрыв. А через шесть часов после него большой корабль затонул.
Петр Куценко
Читайте нас: