Американские специалисты, осуществляющие инспекции в рамках договора СНВ-3, не приедут на Воткинский завод, выпускающий твердотопливные ракетные комплексы. Контракт между госкорпорацией «Роскосмос» и предприятием, подразумевавший выделение на прием американской стороны около 200 тыс. руб., был расторгнут, а из трех инспекций не состоялось ни одной. По данным “Ъ”, это могло стать следствием отказа Минобороны РФ от развертывания серийного производства новейших МБР РС-26 «Рубеж».
О том, что американские специалисты в рамках выполнения договора СНВ-3 не будут проводить инспекции на Воткинском заводе (производит МБР «Тополь-М», «Ярс» и «Булава»), следует из деталей соглашения по разрыву госконтракта по шифру «Обеспечение». В документе, впоследствии удаленном с сайта госзакупок, говорится, что заказчик (госкорпорация «Роскосмос») и исполнитель (Воткинский завод) расторгают контракт.
«Услуги не оказывались, затраты по ним не проводились», — говорится в документе. Всего американские специалисты в рамках выполнения СНВ-3 должны были провести до 2020 года три инспекции. Для этого завод должен был обеспечить встречу до десяти американцев в аэропорту, обеспечить их доставку на завод, проживание в гостинице и сопровождение по объектам. При этом «Роскосмос» требовал «ограничить круг лиц, допущенных для организации работ и сопровождения инспекционной группы США», а также осуществлять ее доступ к объектам «в строгом соответствии с планами и по маршрутам следования». Однако ни одной инспекции с момента подписания контракта (март 2018 года) так и не состоялось.
В «Роскосмосе» от комментариев отказались. В Минобороны РФ “Ъ” заявили, что площадка Воткинского завода использовалась однократно на начальном этапе реализации договора СНВ-3 для демонстрации новой МБР типа «Ярс». «При этом Воткинский завод не является объектом контроля по договору СНВ-3, — подчеркнули в ведомстве. — В этой связи проведение инспекций на Воткинском заводе не планируется». В МИД РФ, в свою очередь, сообщили, что договор СНВ-3 предполагает ежегодное проведение каждой из его сторон до восьми так называемых инспекций второго типа, в число которых среди прочего входят инспекции ликвидированных баллистических ракет. Согласно требованиям договора, на одном и том же объекте в каждый год может быть проведено не более двух инспекций второго типа.
«Воткинский завод занимается не только производством, но и ликвидацией некоторых снятых с боевого дежурства и выводимых из засчета по договору о СНВ ракет, — напомнили в МИД РФ. — Американские инспекторы вправе установленным порядком посетить место ликвидации в строго оговоренных пределах, не затрагивающих производственную зону предприятия». Там добавили, что это нужно для подтверждения факта приведения ракет в состояние непригодности для эксплуатации, подчеркнув, что аналогичными правами обладают российские инспекторы применительно к ликвидируемым американским средствам СНВ.
Сейчас Воткинский завод серийно выпускает оперативно-тактические ракеты «Искандер-М», стратегические ракеты «Тополь-М» и «Ярс», ракеты морского базирования «Булава». До 2009 года там работали 20 американских инспекторов, обладающих дипломатическим иммунитетом. Они контролировали выполнение советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (США из него выходят), а также осуществляли на предприятии непрерывное наблюдение в рамках договора СНВ-1.
Отметим, что американские инспекторы могли посетить Воткинск в 2015 году: тогда они должны были проинспектировать прототип МБР РС-26 «Рубеж», который планировалось развернуть еще в 2016 году (см. “Ъ” от 26 марта 2015 года). Однако этого так и не произошло. А в марте 2018 года ТАСС сообщил, что эта ракета военными пока закупаться не будет ввиду необходимости перераспределения средств на более приоритетные цели (типа разработки гиперзвукового летательного блока «Авангард» или тяжелой жидкостной МБР РС-28 «Сармат»). По словам источника “Ъ” в оборонной промышленности, Московский институт теплотехники (разработчик РС-26) создал необходимый задел, возможности которого позволят наладить в особом случае серийное производство данных МБР, однако о принятии ее на вооружение в ближайшие годы речи не идет. По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, после инспекции по теме «Ярс» стороны хотели продлить срок для проведения подобных проверок. Расторгнуть же контракт они решили на фоне слабой политической оправданности дополнительных инспекций.
Читайте нас: