В 1960 году произошел официальный разрыв отношений между Советским Союзом и Китаем. Поводом к этому стал обмен оскорблениями между лидерами ведущих восточных держав. Великий кормчий Мао Дзэдун обозвал Никиту Хрущева "современным ревизионистом" и "гуляш-коммунистом", повинным в "реставрации капитализма" в СССР. Он заявил, что "империализм и реакция - это бумажные тигры" и потребовал от советского лидера использовать всю мощь своей страны для поддержки "национально-освободительных войн" в странах "третьего мира" и оказания большего политического и военного давления на США. В ответ Хрущев назвал Мао "авантюристом", не считающимся с реальностью ядерного противостояния. Так наступил конец великой советско-китайской дружбе. Лишь в мае 1989 года, после многочисленных перипетий, Москва и Пекин нормализовали отношения. Случилось это во время визита в Китай Михаила Горбачева.
В 1633 году в Риме, в церкви святой Марии, Галилео Галилей, выслушав приговор инквизиционного трибунала, произнес свое отречение. Это был не конец истории отношений великого ученого со Святой инквизицией, но и далеко не начало.
Первый звоночек прозвенел в 1616 году, когда Галилей был вызван в Рим и строжайшим образом предупрежден, чтобы перестал баловаться с еретической теорией Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Пристальное внимание инквизиции было вызвано, как водится, доносом. Некий «брат Фома Каччини» настучал на знаменитого уже тогда ученого, сообщив, что «ему говорили, что ходят слухи, что вроде бы тот утверждал…» – словом, все в лучших традициях.
Окорот Галилею был сделан нешуточный, а человек он был вполне здравомыслящий и совершенно не собирался переть на рожон, но вот это наблюдение за планетами, в процессе которых выявлялись все новые, захватывающие дух сведения, вроде пятен на Солнце, кратеров на Луне, спутников Юпитера – все это было так увлекательно, и так хотелось поведать миру об увиденном и понятом, что Галилей пустился на хитрости. Он принялся излагать свои взгляды как гипотезу заведомо неверную, но, если, мол, ее принять, то получится то-то и то-то.
В 1623 году он издает книгу «Пробирных дел мастер», посвятив ее новому Папе Римскому Урбану VII, с которым ученый состоял во вполне приятельских отношениях (что вселяло надежды), где, в частности, пишет, что «приписываемое Земле движение, которое я в качестве благочестивого католика считаю совершенно ложным… при всей своей ложности до некоторой степени объясняет явление комет».
До определенного времени такие штучки сходили с рук, Галилей расхрабрился и в 1630 году явился в Рим с новой рукописью, именуемой «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» – ну вроде бы как диспут такой, где противоположные точки зрения отстаивают различные персонажи. Дискуссия. Разумеется, папу Урбана VII быстренько убедили, что дуралей, который совершенно неубедительно защищает церковную точку зрения, списан с него, и понеслось.
Началось расследование, допросы, похоже, все-таки с применением пыток (хотя церковными историками этот факт до сих пор не подтверждается), Галилей понял, что его реально ждет судьба Джордано Бруно и, очевидно, разумно рассудив, что движение планет вряд ли зависит от того, что он там скажет или не скажет, подписал отречение: «…Я, Галилео Галилей, от вышесказанного отрекся собственноручной подписью». И правильно сделал. Никого он этим не подвел, никого не выдал, а взамен получил возможность умереть хоть и под домашним арестом, зато в собственной кровати и своей смертью, что в иные времена можно считать уже прямо-таки немалой удачей.
Сегодня день рождения легендарного артиллериста, заместителя командующего Ракетными войсками и артиллерией Главного командования Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины, дважды Героя Советского Союза, кандидата военных наук генерала-полковника Василия Степановича Петрова.
В 21 год капитан Петров в результате ранений при переправе через Днепр лишился обеих рук, год пробыл в госпиталях (там он узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза), но вернулся в строй. О том, что стал дважды Героем Петров также узнал в госпитале: в своем последнем бою в конце апреля 45-го года он личным примером поднял в атаку батальон и был тяжело ранен в обе ноги.
Его дважды оставляли пожизненно в армии. Первым такое решение принял Сталин, но Петров узнал об этом только 40 лет спустя: высокие чины боялись, как бы он не загордился. Вторично подобное решение было принято в 1994 году в украинской армии.
Было и такое: в начале 60-х бдительные проверяющие хотели исключить Петрова из партии за то, что он не расписывался в ведомости об уплате членских взносов. Понятное дело, инициаторы этого шага не знали, что у Петрова нет рук.
В такой же день 1995 года окончил свой жизненный путь популярный поэт-песенник Леонид Дербенев.
Проработав после окончания института пять лет юристом, он потом всецело посвятил себя творчеству. Среди самых известных его работ – «Песня про зайцев», «Остров невезения», «Лучший город земли», «Есть только миг», «Все могут короли», «Волшебник-недоучка», «Городские цветы», «Я знаю, ты на свете есть». Одна из этих песен в исполнении Александры Гайдук продолжит наш эфир.
"Я решил сегодня передать судьбу государства и нашего народа в руки солдат. Да поможет нам Бог в этой важнейшей борьбе", - обратился 22 июня 1941 года к нации Адольф Гитлер.
Из воспоминаний немецкого генерала Курта Типпельскирха: «22 июня в 3 часа 30 минут немецкая армия начала роковое наступление на восток по всему фронту от Чёрного до Балтийского моря…»
А вот воспоминания маршала Жукова: «В ночь на 22 июня 1941 года всем работникам Генштаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах. Необходимо было как можно быстрее передать в округа директиву по приведению пограничных войск в боевую готовность. Всё говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе…»
В 3 часа 45 минут 22 июня 41-го года нарком Военно-морского флота Николай Кузнецов позвонил в Кремль и сообщил о немецком налёте на Севастополь. Со Сталиным его не соединили. Но - через несколько минут - перезвонил Маленков: "Вы понимаете, что докладываете?" - "Понимаю и докладываю со всей ответственностью: началась война..."
В 10 утра в Кремле в горячке распоряжений кто-то сказал, что надо бы выступить по радио. "Сталин был в таком подавленном состоянии, - пишет в мемуарах, опубликованных только в 1988 году, Анастас Микоян, - что не знал, что сказать народу, "которому обещал мир, а если войну, то на территории противника..."
Но выступление по радио все же состоялось. С правительственным заявлением выступил заместитель председателя Совнаркома и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов:
«...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…»
«…Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - отмечалось далее в правительственном заявлении. - В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
...Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
В Минске на 22 июня 1941 года было намечено торжественное открытие Комсомольского озера, котлован которого копали всем миром. В полдень должно было состояться открытие купального сезона, пройти соревнование физкультурников. На пляжах предполагалось расположить шесть духовых оркестров, Парк культуры и отдыха организовывал для посетителей два больших концерта. К полудню на озере уже было полным-полно народу. Но празднику помешала война, о начале которой многие минчане здесь же и узнали из только что упомянутого выступления по радио Вячеслава Молотова.
Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни создавали после 1945-го – главным в своей жизни они считали то, что сделано за 1418 дней войны.
К вечеру того рокового дня были готовы эскизы нескольких плакатов. Один из них изображал красноармейца, который прокалывал штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении.
На третий день войны плакаты были расклеены на улицах городов. Плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» помнят по сей день миллионы людей.
Великую Отечественную войну известный поэт Алексей Сурков начал с создания «Песни смелых»:
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится
Смелым дорога вперёд.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт…
Она была написана по зову сердца. И как заклинание звучали последние строки. Под стихотворением стоит красноречивая дата – 22 июня 1941 года.
Читайте нас: