21 июня 1957 года в США был арестован знаменитый советский разведчик Рудольф Абель. Его настоящее имя Уильям Фишер. Он был сыном немецкого коммуниста и русской, а родился в Англии. В 20-е годы семья переехала в СССР, где одно время жила в Кремле. Уильям поступил в разведшколу НКВД, шпионил в Англии, а в годы войны оставался в Москве. Пик его карьеры пришелся на послевоенное время, когда Фишер был переброшен в США с фальшивым паспортом на имя Гольдфуса. Его "крышей" была фотостудия в Бруклине. Он действительно был прекрасным фотографом, а кроме того, рисовал, играл на фортепиано, знал шесть языков. Какое-то время руководил шпионской сетью в Америке, потом перебрался в Финляндию, где для конспирации женился на финке, хотя в Москве его преданно ждала русская жена. Вернувшись в Америку, Фишер был выдан перебежчиком.
Суд над ним стал на Западе событием номер один, но советская пресса не проронила о нем ни слова. Абелю дали 30 лет. Однако уже в 1962 году на границе Западного и Восточного Берлина на мосту Глинике "шпиона №1" обменяли на сбитого над СССР американского летчика Френсиса Гэри Пауэрса (об этом прекрасно рассказано в известном фильме "Мертвый сезон").
После этого Абель-Фишер жил в Москве с первой женой и дочерью Эвелин, играл в бильярд, рисовал пейзажи и страдал от невостребованности. Посмертно вышел альбом его работ.
В 1633 году великий ученый Галилео Галилей, обвиненный в ереси, был изолирован во дворце инквизиции.
Как узник он пользовался необычными привилегиями - занимал во дворце три комнаты, имел слугу, получал провизию из тосканского посольства, вел переписку без контроля цензуры.
А на следующий день, 22 июня, Галилей коленопреклоненно отрекся от своих открытий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа смилостивился и заменил ученому заключение в тюрьме инквизиции изгнанием. Престарелый Галилей вернулся на виллу Медичи, где доживал век в строжайшем уединении.
В 1868 году в Мюнхене под управлением Ганса фон Бюлова состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры". Постановка стала триумфом композитора и его покровителя, короля Людвига Баварского.
Героем этой самой длинной в истории классической оперы - в несокращённом варианте она длится 5 часов и 15 минут – стал один из самых плодовитых и разносторонних немецких поэтов Ганс Сакс. Наследие Сакса состоит из 4275 мейстерзангов, 208 пьес, 170 месс, бесчисленных псалмов, любовных и солдатских песен, карнавальных игр и моральных поучений. Причем поэзией и музыкой он занимался лишь в свободные часы, так как был работящим башмачником.
«Я почти сознательно настроился на комическую оперу, - писал впоследствии Вагнер. - Это были "Нюрнбергские мейстерзингеры" с Гансом Саксом во главе. Я изобразил Сакса последним представителем народного творческого духа».
В 1872 году в Москве прошла торжественная церемония "ввода в эксплуатацию" первой конно-железной дороги, или попросту конки. За две недели до открытия грандиозной Политехнической выставки власти спохватились: как перевозить огромное количество гостей? Так что трасса была проложена в рекордно короткие сроки. Ну а 21-го числа на глазах "главного приемщика" - императора - 30 человек железнодорожной команды быстро состыковали рельсы и забили костыли в последние несколько метров полотна. Александру Второму новый вид транспорта понравился чрезвычайно. Вагоны (их тогда называли "каретами") прекрасно смотрелись: с изящной отделкой, двухэтажные. Цены были весьма умеренными: 10 копеек за поездку внизу и пятачок за путешествие "на ветру", то есть на втором этаже вагона. Правда, дамам на открытой верхней площадке ездить возбранялось.
Музыкальная дата. В такой же день 1981 года после 19 лет совместной работы Дональд Фэген и Уолтер Бекер объявили о прекращении существования Steely Dan (Стили Дэн) – одного из лучших американских коллективов, игравшего в стиле мягкого мелодичного джаз-рока. Однако в 2000 году музыканты неожиданно для всех вернулись на сцену, причем с триумфом, получив за свой новый альбом престижную премию «Грэмми».
Рекомендую в завершение чтения послушать последнюю песню с альбома 1980 года «Гаучо», которая действительно могла стать последней песней «Стили Дэн», не прими музыканты через 20 лет решение объединиться вновь…
В 1910 году родился Александр Твардовский. Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны – крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой – «неофициальный оппозиционер», борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства».
«Он был – богатырь, из тех немногих, кто перенес русское национальное сознание через коммунистическую пустыню», – сказал о Твардовском Александр Солженицын.
Лучшее его произведение – поэма «Василий Теркин».
…Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
«Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода», – признавался Александр Твардовский.
В 1935 году родилась французская писательница Франсуаза Саган. Ее настоящее имя Франсуаза Куарез, а свой псевдоним она взяла у одной из героинь эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" -принцессы де Саган.
Секрет огромной популярности Франсуазы Саган в том, что она мастерски сочетает тончайший психологизм в описании самых сокровенных душевных качеств своей героини с занимательностью изложения. Плюс чисто французское изящество стиля и неповторимый галльский юмор...
«...Иногда на рассвете, когда я еще лежу в постели, а на улицах Парижа слышен только шум машин, моя память вдруг подводит меня: передо мной встает лето и все связанные с ним воспоминания... И тогда что-то захлестывает меня, и, закрыв глаза, я окликаю это что-то по имени: «Здравствуй, грусть!»
Свою первую повесть "Здравствуй, грусть!" Франсуаза Саган написала, когда ей не исполнилось и девятнадцати лет. С тех пор ее стали считать своеобразной "визитной карточкой французской женской прозы" во всем мире.
Следующие произведения Саган - "Любите ли вы Брамса?", "Немного солнца в холодной воде" лишь укрепили любовь к ней читателей, и особенно читательниц. За 50 лет эта женщина, однажды увидевшая немного солнца в холодной воде, написала более 50 книг и меньше года не дожила до своего семидесятилетнего юбилея.
Сегодня день рождения популярного актера театра и кино Валерия Золотухина.
О себе и своей актерской судьбе он рассказывает так:
«Линия жизни моя достаточно прямая и ясная. Укладывается она от портала до портала Театра на Таганке – 13 метров, 13 шагов всей моей линии. Театру на Таганке - 40 лет. Все 40 лет, даже трудно себе представить, я проработал в этом театре.
Когда-то очень давно в моем селе на Алтае я решил, вернее, я ничего не решал, я знал, что буду артистом. Первая дверь в Москве, в которую я вошел, я поступил на отделение оперетты. Спел частушки, сплясал, сыграл на аккордеоне, был принят на первый курс музыкальной комедии в 17 лет. На курсе у нас преподавал замечательный педагог по мастерству актера Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф. Она с первого дня сказала: «Молодой человек, ваше место в драматическом театре, не в музыкальном». На пятом курсе с первого дня я работал в Театре имени Моссовета, учась на музыкальной комедии. Потом я увидел спектакль «Добрый человек из Сезуана» где-то в конце мая 1964 года. Это было самое большое мое театральное потрясение. Самое большое за всю жизнь до того и после. Спектакль закончился, я метался по Театру на Таганке в слезах, я завидовал ребятам, которые играют этот спектакль. Я пришел к Любимову и сказал, что согласен на все, даже сидеть в массовке в «Добром человеке…». Любимов меня взял.
Первая роль, которая мной была сыграна в Театре на Таганке, была роль Грушницкого в спектакле «Герой нашего времени». Я играл Грушницкого, а Николай Николаевич Губенко играл Печорина, и мы стрелялись в этом спектакле. Так началась моя судьба, моя линия жизни в Театре на Таганке...
В кино первой ролью моей стала роль Петьки Трофимова в фильме «Пакет», затем был «Хозяин тайги», «Интервенция», «Цветы запоздалые», «Бумбараш», «На всю оставшуюся жизнь…». Моцарт в фильме «Маленькие трагедии» - одна из моих любимых ролей».
В такой же день родился Виктор Цой.
Читайте нас: