Здравствуйте, уважаемые читатели! Как-то недавно встретилось мне высказывание о том, что, якобы, не могло быть у древних мощного флота, мол не найдены античные корабли. Ну что ж, древнегреческие триремы пока что найдены не были. Это не удивительно, потому что делались они из древесины, а древесина - не бронза и, даже, не железо, она легко может быть просто изъедена... Но, начну сию тему по заведённому мной порядку. Что лучше может свидетельствовать о наличии мощного флота, как не портовые сооружения и адмиралтейства всех видов - кораблестроительные верфи?
Помнится мне, что некогда древняя Греция не была монолитным и единым государством. Помнится,существовали сами по себе Спарта и Эллада. А ещё существовал Коринф, который находился между первыми двумя, соединял их собою друг с другом и, бывало, получал от них с обеих же сторон плюхи. Но... держал удар, ибо богател. Как это у него получалось, читайте далее :о)))
Древнегреческий город-государство Коринф удачно расположился на Коринфском перешейке, который был проходным местом, связывающим полуостров Пелопоннес с материковой Грецией. Древние источники говорят о Коринфе как о богатом торговом центре со смешанным населением, состоявшим из греков, римлян и евреев. О религиозном разнообразии Коринфа свидетельствуют храм имперского культа, святыни и святилища, посвященные греческим и египетским божествам, и еврейская синагога.
Используя выгодность своего положения на узком перешейке, ширина которого в самом узком месте составляет менее 6 км, коринфяне построили два порта: Лехайон размещался на севере для морской торговли в Коринфском заливе, то есть, в направлении на запад в сторону Италии, а порт Кенчрей (Кенхрей - Kenchreai) - на юге, откуда в Сароническом заливе суда уходили в сторону Афин, Ионии, Кипра и остальной части Леванта (Малой Азии и Египта). Из-за опасности сильных ветров около мысов на южной оконечности Пелопоннесса, мореплаватели часто предпочитали не огибать полуостров, а заходить в порт и перевозить свои грузы по каменному волоку в порт, находящийся на другой стороне перешейка.
Контроль Коринфа над перешейком обеспечил ему доминирующую экономическую и военную мощь в период классической Греции и в византийский период. Это сказочное богатство города-полиса отобразилось в коринфском стиле архитектуры.
Одна из двух колоссальных статуй фригийских пленников, использовавшихся в качестве причалов на фасаде «Пленников» северной базилики древнего Коринфа.
С 2015 года в Коринфском заливе по проекту Lechaion Harbour Project (LHP) работает международная группа археологов из Греции и Дании, которые обнаружили под водой инфраструктуру крупной гавани Лехайона и свидетельства бурной морской деятельности коринфцев с VI века до н. э. до VI века нашей эры. Таким образом, на протяжении более 1000 лет Лехайон был процветающим центром средиземноморской морской торговли, а также крупной военно-морской базой. Корабли и флотилии отправлялись отсюда с ценными грузами, колонистами и морскими пехотинцами, предназначенными для портов по всему Средиземноморью и за его пределами.
Порт был разрушен землетрясением примерно в конце VI - начале VII века и до недавнего времени оставался малоизученным, поскольку остатки древней гавани находятся под водой.
Сначала учёные построили профиль дна залива с помощью недавно разработанного 3D-профилировщика подводного сканирования, позволяющего получать 3D-изображения структур, скрытых под песком . В результате, ими были выявлены: два участка с сохранившимися деревянными кессонами, волнорез, входной канал, ведущий в три внутренних портовых бассейна Лехайона, и три античных мола: два больших мола, сооружённых из больших отёсанных каменных блоков, и один мол меньшего размера.
В 2015 году подводные раскопки производились на двух объектах. Первым стал мол византийской эпохи с шестью кессонами, вторым – обложенный камнем канал, ведущий во внутреннюю гавань. Важным открытием стало обнаружение хорошо сохранившихся деревянных кессонов. Согласно предварительным данным радиоуглеродного датирования, кессоны относятся к V веку нашей эры.
Архитектор Крис Брэндон изучал кессоны в Caesarea Maritima (Приморская Кесария), и считает, что кессоны и Лехайона, и Кесарии были "баржами с одной единственной функцией" - по существу они были прямоугольными деревянными рамами, с днищем, чтобы они могли плавать. Кессоны должны были сооружаться на суше, прежде чем их транспортировали в заранее определенные места и затапливали с использованием бетона или щебня, с целью создания волнореза для защиты пришвартованных судов и их грузов от ветра и прибоя. Уцелевшие кессоны (вместе) составляют линию длиной 57 метров (187 футов).
Инженеры Римской империи использовали подобную технологию в больших масштабах, например, в Приморской Кесарии (Caesarea Maritima) в Израиле в конце первого века до н. э., но это [кессоны] - первый пример сооружения этого рода с сохранившимися до нашего времени деревянными элементами, когда-либо обнаруженный в Греции. Предварительное углеродное датирование (C-14 carbon) помещает кессоны во временные рамки строительства базилики Леонидас, - крупнейшей христианской церкви своего времени. Строительство базилики началось в середине 5 века нашей эры. Её длина была 180 метров - примерно такого же размера, как и первый этап строительства собора Святого Петра в Риме. Ученые до сих пор предполагали, что портовые сооружения в Средиземноморье были построены в греческий и Римский периоды, а в византийский период просто были отремонтированы и поддерживались в рабочем состоянии. Открытие мола, построенного из деревянных кессонов, бросает вызов этому представлению.
Недавно обнаруженное византийское сооружение не стало долгожителем не по своей вне. Археологическим чудом стало то, что часть кессонов вообще сохранилась. Теплая вода и высокая концентрация соли в Средиземном море являются райскими условиями для древесных червей. Они могут едва ли не за месяц сожрать древесину и другие органические материалы. До этого открытия были найдены только следы присутствия кессонов, само дерево которых уже давно распалось.
Датский археолог Бьорн Ловен из копенгагенского Университета был первым, кто обнаружил кессоны при погружении.
"Я плавал в полном водолазном снаряжении и вдруг увидел много досок и жердей на морском дне, и мое сердце пропустило удар. Сначала я был настроен скептически, потому что это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но в глубине души я знал, что это должно было быть античное строительное дерево, так как никто позже не строил таким образом. Я все еще сомневался, пока мы не получили подтверждение."
Дерево находится в сказочно хорошем состоянии, что дает археологам надежду, что они найдут больше органического материала во внутренней и внешней гаванях, возможно, даже один из святых Граалей морской археологии - трирему, - военный корабль с тремя рядами вёсел, который сыграл важную роль в победе Греции в греко-персидских войнах V века до н. э..
Руины эллингов, где сооружались триремы, были найдены в древней афинской гавани Пирей ( Piraeus), но самих кораблей пока найдено не было. Открытие такого количества сохранившейся древесины кессонов предполагает возможным то, что команда LHP однажды сможет найти и остатки триремы.
В 2017 году подводные археологи продолжили исследование порта. На сей раз они изучали строения римского периода.
Два монументальных мола L-M1 (слева) и L-M2 (справа), доминирующие во внешней гавани в Лехайоне. В 2017 году на вершине мола LM-1 был обнаружен фундамент 12 x 12 м, который принадлежал либо маяку, либо большой фортификационной башне. Фото беспилотника: K. Xenikakis & S. Gesafidis
Римская монета из Коринфа с изображением маяка
Подробнее можно прочитать:
(продолжение следует)
Читайте нас: