Лента новостей

14:01
Израиль хочет хитростью мирным путем захватить сектор Газа?
13:57
Эксперт о передаче партии ПЗРК курдам: Штатам нужно закрепиться в Сирии любой ценой
13:26
Похолодало. Киев снял санкции с российского поставщика угля «Южтранс»
13:25
Взыскать с России деньги французам мешает соглашение времен Ельцина
13:24
Запад готовится к свержению Порошенко
13:22
«Список Могерини»: Украине не нашлось места в приоритетах ЕС на 2018 год
13:21
Харьков станет базой НАТО?
13:21
Стали известны возможные сроки размещения ракет «Циркон» на крейсерах
13:20
Россия в кольце «друзей»
13:18
США обеспокоены темпами модернизации войск России
12:33
Пентагон признал существование российского оружия "Статус-6"
08:52
У Путина новая позиция по Крыму и Донбассу
08:50
Al Alam: Путин и Эрдоган наносят ответный удар
08:47
Этот день в истории - 16 Января
07:25
Путин, нанеси удар!
07:23
Синай как новое место жительства дважды побежденного ИГИЛовца
07:20
Организатор поножовщины в Перми: Навальный развалит эту страну рабов!
07:17
С новым ГОСТом: Росстандарт к 2019 году намерен утвердить новые требования к водке
07:15
CNN: Лавров жестко отчитал США за дестабилизацию мирового порядка
07:13
Путин и Эрдоган наносят ответный удар
07:12
Лавров так напугал Белый дом, что там теперь боятся российских журналистов
07:09
На Украине пробуждаются демоны
07:08
В США назвали Россию самым надежным и привлекательным рынком для инвестиций
07:05
Армию и флот усилят "Калибрами" и "Искандерами"
07:04
Захарченко подписал указ о запрете выезда на подконтрольную Киеву территорию госслужащим ДНР
00:08
Европеизация: пассажиры поезда "Одесса – Ужгород" вынуждены рубить дрова, чтобы не замерзнуть
00:07
США зачищают информационное поле Украины
00:05
Почему Украина лидирует по количеству психбольных в ЕС
22:36
Граждане России погрузились в микрофинансовое рабство
21:07
Не просто падение, а признак краха: График обвала украинской гривны
21:06
Американский профессор: Россия никогда не расстанется с Крымом
21:05
Как в Польше зарабатывают на безвизе и украинских гастарбайтерах
21:04
Европейские цены с киевскими зарплатами: эксперты грозят новой инфляцией
21:03
Нардеп Шухевич предупреждает: Польша готова разделить Украину по Збручу
21:02
Концепция поменялась: Ада Роговцева вернулась к заработкам в России
21:00
Военный эксперт высказался об учениях ВСУ: маневры ради видео?
20:59
В Турции обвинили США в создании «террористической армии» под прикрытием
19:06
Экономические санкции — это политическая ошибка
19:02
Wiener Zeitung: Насколько успешны антироссийские санкции
17:14
Безоружный «Замволт»: снаряды не той системы
17:11
Русские фрегаты теперь не остановить
17:06
Клинцевич: «Путин лишен идеологических шор»
17:04
Слова Путина, которые возмутили все общество
16:55
Эксперт: мова может исчезнуть уже через несколько десятков лет
16:53
«Кулаки чешутся»: украинцы пытаются развязать конфликт с россиянами за рубежом
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Летчик-испытатель Сергей Богдан: Су-35 может позволить себе практически все

Летчик-испытатель Сергей Богдан: Су-35 может позволить себе практически все

 Летчика-испытателя компании "Сухой" Героя России Сергея Богдана заслуженно называют show stopper. Когда он пилотирует истребитель Су-35 или Су-57 на самых известных авиасалонах мира, все их участники и посетители замирают с поднятыми в небо головами. В ходе выставки Dubai Airshow 2017 Богдан рассказал ТАСС о секретах пилотажа на самолете Су-35 и возможностях этой машины.

— В одном из интервью вы говорили, что впервые подняли Су-35 в воздух в феврале 2008 года, то есть в следующем году у вас своеобразный юбилей с "тридцать пятым". Насколько вы хорошо изучили этот самолет?

— Что касается режимов устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35, здесь, безусловно, мною все пройдено и постигнуто "от и до". Но что касается боевых режимов, там есть много специфики.

У нас есть много летчиков и есть определенные направления. В то время как один занимается, допустим, аэродинамикой, другой осваивает какие-то боевые режимы. Я тоже много ими занимался, но не все тестировал. Это просто физически невозможно — все успеть, поскольку самолет летает на разных базах. Есть отдельные режимы, с которыми я знаком не по полетам, а только по видеоматериалам.

— Каков ваш общий налет?

— Больше 6000 полетов, около 5800 часов. Из них на Су-35 около 700 часов.

— Жаркая погода здесь, в Дубае, не мешает пилотировать?

— Да, здесь, скажем так, достаточно тепло, но у нас на авиасалоне МАКС подобные условия не раз наблюдались, когда температура воздуха была выше 30 градусов. Это вполне нормальная погода, и, кстати, очень показательно, что тяга двигателей Су-35 позволяет сохранять все характеристики самолета и выполнять комплекс фигур пилотажа.

Да, здесь (в ОАЭ) несколько другие условия — горизонт размыт, местность закамуфлирована, но каких-то существенных особенностей нет. В России, конечно, более контрастный рельеф, здесь ровная пыльно-песочная поверхность, но основные ориентиры есть, так что пилотированию ничего не мешает.

— Вы первый раз выступаете в Дубае?

— Да, первый.

— Как вы добирались до ОАЭ?

— Совершил вылет из Жуковского, сделал посадку в Астрахани, а потом сюда. Но в принципе, запас топлива у Су-35 большой, можно было и подальше пролететь. При желании можно назад до Москвы напрямую. Я думаю, что такой перелет возможен. На больших перегонах мы летаем на достаточно экономичном режиме.

Скорость на маршруте порядка 950–1000 км/ч, у гражданских самолетов примерно та же самая, в районе 850 км/ч. Мы идем по воздушным трассам так же, как и гражданская авиация. Единственное, эшелоны выбираем самые большие, выше 13 км. Как правило, пассажиров там не возят.

— В чем смысл высшего пилотажа на боевых самолетах в рамках салона, кроме самого шоу?

— Для специалистов понятно, что такие экзотические фигуры имеют определенные ограничения по высоте и району выполнения. Так как все это выполняется на малых и предельно малых высотах, то сразу становится видна высокая стабильность и управляемость самолета. Благодаря надежности систем управления обеспечивается безопасность, а это очень важный фактор для строевых летчиков.

Он очень важен в бою, так как самолет может терять скорость и принимать практически любое положение в пространстве, в любых диапазонах и на любых углах атаки выходить на цель и оставаться устойчивым.

— Отклоняемый (управляемый) вектор тяги Су-35 требует каких-то специальных систем управления?

— Нет, никаких отдельных органов управления не требуется, управляемый вектор тяги работает на самолете всегда. Единственное, есть специальный режим сверхманевренности, где снимаются ограничения по углу атаки, и Су-35 может выходить на любые значения, вплоть до +/- 180 градусов.

— Расскажите подробнее о программе высшего пилотажа Су-35 — какие фигуры вы показываете в Дубае в эти дни, в чем особенности их выполнения?

— Выполняется короткий взлет — самолет разбегается и буквально через три-четыре секунды на скорости 170 км/ч отрывается от земли. Для тяжелого истребителя это очень хорошие характеристики — Су-35 демонстрирует возможность взлета с поврежденной или укороченной полосы, то есть он может взлететь буквально через 300 метров после начала разбега.

Затем выполняется петля со взлета — это говорит о высокой тяговооруженности. После нее самолет, не теряя скорости, выполняет еще одну, полную петлю. Кроме самолетов "Сухого", это никто, в общем-то, не выполнял.

Дальше выполняется поворот на горке — самолет набирает высоту, потом энергично разворачивается в обратном направлении, буквально за четыре секунды. Эта фигура имеет прикладное значение с точки зрения повторной атаки цели.

Потом выполняется косая петля, и на ней самолет выходит на большие углы атаки и выполняет вращение в штопоре. Это тоже имеет прикладное значение. Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолетом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолета, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр.

Потом следует петля типа кульбита, когда самолет за очень короткое время выполняет петлю Нестерова. Но эта петля специфическая — очень большие углы атаки, и самолет практически "кувыркается" на месте. Смысл в том, что летчик не теряет контроля над машиной даже на закритических углах атаки. На доли секунды самолет выходит на отрицательное обтекание — то есть летит хвостом вперед, и перегрузка у него около нуля и даже отрицательная.

Самолет Су-35 очень стабилен, и для специалистов это очень показательно, а для обычной публики — невероятно красивая и динамичная фигура высшего пилотажа.

После этого выполняется практически вертикальная горка и переворот "через голову" — самолет достаточно быстро делает кувырок в верхней точке и переходит на парашютирование вертикально вниз с углом атаки 90 градусов. Выполняется виток или полтора витка штопора. Здесь также показываем, что фигура безопасна, и самолет не теряет свою устойчивость и управляемость. Важно, что его можно своевременно остановить и вывести в горизонтальный полет на безопасной высоте. Параметры этой фигуры таковы, что самолет сходит с больших углов атаки на высоте около 300 метров.

Выполняется "штопорная бочка" — самолет выходит на большие углы атаки, вращается, а потом выполняет проход на минимальной скорости, которая порой достигает 70 км/ч с углом атаки порядка 70 градусов.

Выполняется разворот на обратный курс на минимальной скорости порядка 200 км/ч, и снова для специалистов это многое говорит о самолете. Большой угол атаки, малая высота, самолет стабилен. После этого выполняется энергичный разгон — скорость порядка 750 км/ч на перегрузке 9g — самолет выполняет петлю с вращением в пространстве и вывод из нее.

После этого — выход на "колокол", но в верхней точке самолет не "падает" хвостом вниз, как обычно, а демонстрирует высокую тягу двигателей. Он тормозится во время "замирания" в верхней точке, а потом добавляется тяга, включается полный форсаж, и машина "висит" на месте.

Затем на больших углах атаки порядка 70 градусов самолет постепенно разгоняется до 350–400 км/ч и выполняет энергичный разворот на закритических углах атаки — то есть самолет задирает нос и буквально за две секунды разворачивается в обратном направлении. После этого выполняется пространственное вращение — ввод в одну сторону с перегрузкой порядка семи единиц и потом перекладка в обратном направлении с выходом на скорость около 100 км/ч и с углом атаки порядка 60 градусов. На высоте порядка 600 м самолет на такой скорости самолет прекрасно контролируется. Дальше — выпуск шасси и посадка.

— Не хотите выступить на каком-нибудь зарубежном авиасалоне на Су-57?

— ПАК ФА летает на отечественных авиасалонах, а если надо будет, покажем его и за границей, это не проблема. Но, честно говоря, участие в авиашоу для летчика-испытателя является второстепенной работой.

Это не основной вид нашей деятельности, мы же другими делами заняты. Однако участвовать в таких мероприятиях, безусловно, полезно. Посмотреть, что могут другие, как они это делают, как лучше показывать свойства самолета. Мы учимся друг у друга, это полезная школа. Участие в авиашоу — это всегда большой, положительный опыт, и каждый летчик стремится к этому, реализуется в той или иной мере.

— У вас, как и у "Стрижей" с "Русскими витязями", есть свои фан-клубы: люди приезжают из разных городов, чтобы посмотреть на ваши выступления. Именитые летчики защищены от "звездной болезни", как думаете?

— Честно говоря, про свои фан-клубы ничего не знаю. С огромным уважением отношусь к любителям авиации, которые и днем и ночью, в любой день приезжают, снимают самолеты откуда-то из-за забора. Преклоняюсь перед их любовью к авиации, перед их знаниями о ней. Это дорогого стоит, естественно, они в своих знаниях очень профессиональны.

У меня есть друзья, которые настолько любят авиацию, что даже я от них узнаю много нового. Рассказывают, допустим, про Т-50, что на нем какой-то новый лючок поставили или что-то новое прикрутили. Интересно! А звездная болезнь... Это, мне кажется, зависит от характера. Не знаю, есть ли она у меня или нет. Со стороны, наверное, виднее.



Беседовали Анна Юдина и Алексей Паньшин





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Летчик-испытатель Сергей Богдан: Су-35 может позволить себе практически все"


1 комментарий

  1. Маршал
    Евгений Гужов

    Самолеты хорошо, а ракеты лучше. Я б в ракетчики пошел, пусть меня научат. ))))

    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх