Лента новостей

22:08
Путин выполнил просьбу Кадырова и передал Чечне нефтяную компанию
22:08
Российский флот станет еще эффективнее благодаря новой технологии пополнения боезапаса
20:25
Трагедия над Латакией: почему израильские самолеты оказались в зоне присутствия российских ВКС и как ответит Москва?
20:16
Сбитый в Сирии самолет: почему не сработала система «свой — чужой»?
19:32
Ил-20 найден, выживших нет. На ком лежит вина за эту сирийскую трагедию?
19:28
Расслабьтесь, войны с Израилем не будет!
19:28
В Пентагоне прокомментировали крушение самолёта Ил-20
19:26
Российские граждане уже гибли в войнах с Израилем
19:24
Адский конвертер: Как Андрей Костин государственные банки подставил
19:24
США выразили соболезнования в связи с крушением Ил-20 в Сирии
19:23
Sky News: Теперь Израилю будет гораздо сложнее проводить операции в Сирии
19:19
В ситуации с Ил-20 есть французский след?
19:09
Минские соглашения теперь и в Идлибе? Шойгу рассказал о деталях меморандума
19:08
Силуанов пояснил, когда РФ обжалует решение по долгу Украины
19:06
Заявление Наливайченко об использовании гадалок и астрологов в СБУ. Ответ ведомства
19:05
Из принцесс в золушки. Эрдоган без сверхдержавной риторики
19:02
Карты, деньги и гробы: в Ростове-на-Дону под видом похоронного бюро работало казино
19:01
Операция «ликвидация»: в Киеве раскрыли тактику МВФ
18:59
Трагедия Ил-20 в Сирии: Соловьёв и Багдасаров об основных версиях
18:57
Иностранная интервенция против Сирии. Михаил Ошеров
18:55
О санкциях как оружии в борьбе за контроль над миром
18:54
Кто поплатится за сбитый в Сирии российский Ил-20?
18:51
Сергей Собянин принес присягу на верность городу и москвичам
18:51
Нетаньяху выразил соболезнования Путину после крушения Ил-20
18:50
Кучма требует извинений от Трампа за Украину
18:48
Военной операции не будет: Россия и Турция договорились создать демилитаризованную зону в Идлибе
18:43
В Совфеде предложили постпреду США обратиться к психиатру
18:40
Упц вашингтонского патриархата
18:28
Разорвавший договор о дружбе с РФ Порошенко обрек Украину
18:28
Компромисс России и WADA: кто кому больше уступил в деле о допинге
18:21
Серик Малеев. Каспийская увертюра казахского МИДа. Как казахи Россию и Иран американцами припугнули.
18:17
Серик Малеев. Казахстан Крым не брал
18:16
Утечка с генеральной репетиции «Белых касок»: в Сеть попало видео подготовки провокации в Идлибе
18:05
Почему российские гиперзвуковые ракеты в лидерах американских страхов?
17:56
Минобороны схематично показало передвижение израильских F-16 и российского Ил-20
17:41
Великолепная столица: совсем скоро в Москва-реке появится бассейн
17:32
В Минфине поддержали план главы ВТБ по дедолларизации экономики
17:15
Путин призвал не сравнивать ситуацию с Ил-20 со сбитым Турцией Су-24
17:01
В Штабе Андрея Тарасенко предоставили доказательства нечестной игры кандидата-коммуниста Ищенко
13:12
Посадить придется всех...
13:11
«УПЦ Вашингтонского патриархата»
12:58
Переговоры в Пхеньяне
12:53
Европа на грани запретов мемов в интернете
12:45
«Хотеть не вредно»
12:44
Краткий анализ по поступившей первичной информации о потере самолета в Сирии
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Суперсамолет М-50: прорыв или авантюра

Суперсамолет М-50: прорыв или авантюра

 В 1956 году в СССР началось создание стратегического сверхзвукового бомбардировщика М-50 с межконтинентальной дальностью полета. В сравнительно короткий срок был спроектирован и построен уникальный по тем временам летательный аппарат. Почему был закрыт проект, над которым более семи лет работали коллективы 35 ОКБ, 66 НИИ и 105 заводов

По оценкам специалистов, создание в СССР сверхзвукового стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета являлось одной из самых амбициозных программ советского авиапрома за всю его историю. За решение этой задачи взялся Владимир Мясищев.

Требовался самолет, способный с территории СССР доставить термоядерную бомбу к основным административно-политическим и промышленным центрам США, сбросить ее и вернуться обратно.

Уже с 1952 года в ОКБ (Особое конструкторское бюро) Владимира Мясищева изучались проекты сверхзвуковых бомбардировщиков М-30, М-31, М-32, М-33 и многих других. Всего было исследовано около 20 таких вариантов. Однако ни один из них на тот момент не обладал межконтинентальной дальностью полета.


Ни двигателя, ни самолета

В 1956 году началось создание стратегического самолета М-50. Результатом длительных исследований стала новая концепция сверхзвукового стратегического бомбардировщика. На выходе получился самолет классической схемы с треугольным крылом и стреловидным цельноповоротным оперением, с фюзеляжем минимального поперечного сечения, четырьмя двигателями, полностью автоматизированными системами управления, самолетовождения и бомбометания.

Самолет получился весьма немалых размеров и взлетного веса. Его длина превышала 58 метров, размах крыльев с мотогондолами составлял 27 метров, а взлетный вес в первоначальном варианте достигал 238 тонн. Экипаж самолета М-50 состоял всего из двух человек, сидящих тандемом в кабине истребительного типа.

Бомбовое вооружение максимальной массой до 30 тонн размещалось в грузовом отсеке, где предполагалось также подвешивать и управляемую сверхзвуковую крылатую ракету М-61 со складывающимися крыльями, имеющую дальность пуска до 1000 км ( она также создавалась в ОКБ Владимира Мясищева).

На первом опытном самолете оборонительное вооружение отсутствовало, но на серийных самолетах предполагалось применение кормовой пушечной установки с дистанционным управлением.

Конструкция самолета оптимизировалась для размещения как можно большего количества топлива, которое должно было составлять не менее 70% от взлетной массы. На бомбардировщике предполагалось размещение новых образцов силового, топливного, холодильного оборудования, электроаппаратуры, автоматов управления и целых бортовых систем — самолетовождения, навигации, вооружения. Всего на М-50 должны были установить 410 наименований оборудования, из которых 242 являлись опытными образцами.

Максимальная практическая дальность полета с двумя дозаправками устанавливалась равной 14-15 тыс. км, без дозаправки — 11-12 тыс. км, максимальная скорость полета в районе цели — 1,9-2 тыс. км/ч.

В качестве силовой установки планировалось использовать топливно экономичные турбореактивные двигатели с форсажными камерами, разрабатываемые под руководством Прокофия Зубца.

Это, кстати говоря, и явилось одной из главных причин, вследствие которых был закрыт проект М-50. Владимир Мясищев повторил ошибку многих авиаконструкторов советского времени, проектировавших свои самолеты под двигатели, которые находились еще на этапе создания. Как правило, на выходе не получалось ни двигателя, ни самолета.

И на этот раз вышло точно так же. Двигатели Прокофия Зубца так и не удалось довести до нужных кондиций. Вместо них временно (как казалось тогда) были установлены двигатели конструкции Владимира Добрынина. На пилонах под крылом М-50 устанавливались два турбореактивных двигателя ВД-7 с форсажными камерами, еще два бесфорсажных двигателя ВД-7Б размещались на концевых частях плоскостей бомбардировщика.

Однако с такой силовой установкой М-50 попросту не мог преодолеть звуковой барьер. С двигателями ВД-7А самолет получил обозначение М-50А, под которым и вошел в историю.

Испытания на скоростях

В начале мая 1959 года М-50А официально передали на наземные испытания. Осенью 1958 года бомбардировщик М-50А в разобранном виде на барже по Москве-реке был доставлен из Филей на аэродром ЛИИ в Жуковском. Почти месяц самолет проверяли на работоспособность отдельных систем, не выводя на летное поле. Выявив и устранив в статических условиях ряд недостатков, конструкторы подготовили М-50А к рулежкам.

Таковых с 28 мая по 15 июня было выполнено всего пять, но они, как свидетельствуют авиационные историки, вскрыли неожиданно большое количество дефектов бортового оборудования.

Для проверки эффективности принятых мер в октябре были проведены еще четыре рулежки. Скорость самолета постепенно увеличивали, пока он не оторвался от взлетно-посадочной полосы и не совершил небольшой подлет. Ко всеобщей радости, на этот раз рулежки подтвердили готовность М-50А к первому полету.

22 октября министр авиапромышленности Петр Дементьев утвердил программу заводских испытаний М-50А, предусматривавшую 35 испытательных полетов.

При этом предполагалось осуществить проверку и доводку основных систем самолета, определение летных характеристик бомбардировщика и отработку техники пилотирования на до- и околозвуковых скоростях полета.

Первый полет М-50А состоялся 28 октября 1959 года. Машину подняли в воздух летчики-испытатели Николай Горяйнов и Анатолий Липко. Набрав высоту 1 тыс. м, пилоты выполнили разворот, прошли над взлетной полосой, сделали два круга и через 35 минут благополучно посадили М-50А.

28 ноября М-50А достиг скорости 1010 км/ч и высоты 5 тыс. м. В течение 40 минут экипаж изучал поведение самолета на виражах, разгонах и торможениях. Взлетная масса бомбардировщика при этом была доведена до 118 т. После этого полеты вновь пришлось остановить для выполнения большого объема доводочных работ.

В итоге с 28 октября 1959-го по 5 октября 1960 года. М-50А совершил всего 11 полетов с общим налетом 8 час 33 мин вместо 35 полетов, предусмотренных программой испытаний. При этом в полете 16 сентября самолет достиг скорости 1090 км/ч — максимальной с двигателями ВД-7А. По утверждению специалистов ОКБ-23, эта скорость соответствовала числу М (числу Маха, т.е. отношению скорости объекта к местной скорости звука) — 1,01, но по расчетам специалистов ЛИИ им. М. М. Громова, число М равнялось 0,99.

Для дальнейшего расширения диапазона скоростей полета М-50А Мясищев принял решение заменить два его внутренних двигателя на форсажные ВД-7М, специализированный вариант которых получил обозначение ВД-7МА. Реализовано это было в апреле 1961 года, что наряду с очередными доработками системы управления позволяло надеяться на достижение числа М — 1,35. Однако с новыми двигателями самолет совершил всего восемь полетов, включая участие в параде, но сверхзвуковой скорости так и не достиг.

Всего М-50А совершил 19 полетов. Потом он несколько лет простоял на аэродроме в подмосковном Жуковском, после чего попал в Музей ВВС в Монино, где находится и сегодня, являясь одним из главных экспонатов.

Интриги нет

По большому счету, самолет в таком виде не мог использоваться в качестве сверхзвукового стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. Ни то, ни другое на опытной машине достигнуто так и не было. «Ракетомана» Никиту Хрущева, на которого списывают закрытие программы М-50, нельзя считать виновником конца программы. Никакой интриги в закрытии проекта М-50 исследователями так и не обнаружено.

Сам Мясищев считал, что создание такого самолета — огромный скачок в развитии авиации и не имеет прецедента в мировой практике.

Однако по большому счету, единственный реальный результат, которого удалось достичь, — эффектная демонстрация новой машины на воздушном параде.

На протяжении всех 1950-х годов военно-политическое руководство СССР внимательно следило за процессом разработки стратегических бомбардировщиков, поддерживая его ресурсами.

Однако, как подчеркивают отечественные авиационные историки, вставшие на этом пути трудности так и не позволили в те годы создать достаточно эффективные перспективные авиационные комплексы Дальней авиации ни по скорости, ни по дальности. Не удалось выйти и на требуемые уровни эксплуатационной надежности. Сомнительным представлялось и успешное преодоление ПВО вероятного противника.

В то же время успехи создателей межконтинентальных баллистических ракет в решении главной задачи — доставки ядерного боеприпаса на территорию США — были очевидны. Заботясь о наиболее эффективном расходовании имевшихся ресурсов, в Кремле решили закрыть программы разработки новых авиационных комплексов Дальней авиации, а ставку сделать на ракеты.

Да и денег на реализацию всех программ одновременно — межконтинентальной стратегической крылатой ракеты Ла-350 Семена Лавочкина «Буря», сверхзвукового стратегического бомбардировщика Владимира Мясищева и собственно межконтинентальных баллистических ракет — в стране не хватало. Поэтому и «Буря», программа М-50 были закрыты.







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Суперсамолет М-50: прорыв или авантюра"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    mind1954

    Главное было продемонстрировать западу, что у нас ведутся работы

    в этом направлении !!!

    Ну ничего страшного в том, что закрыли эти темы НЕТ, заделы-то от этих

    работ остались и так или иначе в дальнейшем пригодились, УВЕРЯЮ ВАС !!! 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх