Конец спорам о новом самолете не может положить даже главком ВКС
Одним из главных событий на открывающемся во вторник авиасалоне МАКС-2017 должна стать демонстрация истребителя МиГ-35. Как сообщил ТАСС генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, этот самолет будет впервые представлен широкой публике в нынешнем облике. Демонстрация будет статическая, в летной программе салона новая машина не участвует. Демонстрация летных возможностей МиГ-35 запланирована в сентябре на форуме «Армия-2017».
Тарасенко также заявил, что серийное производство самолета запланировано на 2019 год. И это для ОКБ Микояна и Гуревича большой прорыв, поскольку у МиГ-35, несмотря на ряд его очевидных достоинств, сложилась не слишком лестная репутация.
Проект создания нового высокоманевренного легкого истребителя в РСК «МиГ» затянулся неоправданно долго, ОКБ приступило к его разработке в начале нулевых годов. Чему «способствовали» как объективные, так и субъективные обстоятельства. К субъективным относится жесткая конкуренция с ОКБ «Сухого», а также кадровая лихорадка. К объективным причинам — и финансирование по остаточному принципу, и срыв сроков разработки комплектующих смежниками. Самым «тонким» местом оказалась РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-А», которую только сейчас, похоже, довели до ума.
«В вину» МиГ-35 ставят и то, что он сравнительно недавно проиграл тендер на закупку легких истребителей для ВВС Индии стоимостью в несколько миллиардов долларов. Тяга его двигателей оказалась меньше, чем указывалось в паспорте, а РЛС не самым лучшим образом обнаруживала цели. Выиграл тендер французский истребитель «Рафаль».
Но при этом почему-то забывают два важных обстоятельства. Во-первых, самолет к тому моменту был, конечно, «сырым». Однако существуют прецеденты, когда Россия и Индия совместно доводят, условно говоря, полуфабрикаты. И при этом Индия получает доступ к российским технологиям. (Французы такого подарка не сделали). Именно так произошло с истребителем Су-30МКИ, который сейчас, смело можно сказать, украшает ВВС Индии. Примерно такая же история разворачивается и с перспективным истребителем пятого поколения Т-50 — создается совместное предприятие на базе индийской промышленности по разработке и производству индийской модификации Т-50.
А, во-вторых, проигрыш в тендере был в значительной степени предопределен политическими мотивами. Индия стремится не держать все яйца в одной корзине, то есть не закупать военную технику у одной страны. В авиации мы и так достаточно интегрированы в индийские вооруженные силы — это и Су-30МКИ, и палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, и перспективный Т-50, и самолет ДЛРО А-50.
Скептики по отношению уместности массового внедрения МиГ-35 в ВВС России согласны с тем, что легких истребителей, согласно концепции построения истребительной авиации любой страны мира, должно быть как минимум вдвое больше, чем тяжелых. Их в России представляют Су-35 и Т-50, который уже на подходе. Логика тут простая. Легкие истребители дешевле. Их потери при участии в боевых действиях легче восстанавливать. Их эксплуатация обходится значительно дешевле. (Тут необходимо отметить, что РСК «МиГ» удалось снизить стоимость эксплуатации МиГ-35 по сравнению с МиГ-29К, также легким истребителем, в 2,5 раза).
Однако к самолету довольно много претензий. И относятся они, как правило, не к его боевым характеристикам. Точнее эти характеристики начинают сравнивать с характеристиками тяжелых истребителей, что не вполне корректно.
Итак, по порядку. Сейчас США и Россия активно развивают направление истребителей пятого поколения. А МиГ-35 относится к поколению 4++. Ну, так и Су-35 относится к тому же самому поколению. Но он активно продвигается в ВКС.
МиГ-35, вероятно (!), будет совсем не дешевым самолетом. И его эксплуатация, опять же вероятно, будет недешева. И это проистекает, прежде всего, из-за того, что самолет якобы предполагается выпускать очень ограниченными сериями. Министерство обороны заказало РСК «МиГ» 16 самолетов до 2021 года. Их не хватит на то, чтобы заменить устаревшие МиГ-29.
Любопытно, что это говорят более чем компетентные специалисты, долгие годы освещающие ситуацию в отечественной и мировой авиации. Но при этом умалчивают, что производство будет именно крупносерийное. Не далее как в январе этого года главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондырев сообщил о планах замены всей легкой истребительной авиации самолетами МиГ-35. В первой партии должно быть построено 30 машин. Всего же Минобороны намеревается приобрести 170 истребителей. Ну, а первые самолеты начнут поступать в эскадрильи в 2018 году. Так что ни о каком ограниченном выпуске МиГ-35 говорить не приходится. Соответственно, и стоимость его будет падать по мере расширения производства.
Ну, и, разумеется, не выдерживают никакой критики заявления противников «облегчения истребительной авиации» о том, что МиГ-35 — это тот же самый МиГ-29, слегка обновленный. То есть никого движения вперед в ОКБ Микояна и Гуревича 30 лет не было. Да, действительно, планер взят от МиГ-29, поскольку он обладает прекрасными аэродинамическим характеристиками. Точнее, заимствована геометрия планера. При этом у него существенно снижена заметность — как радиолокационная, так и тепловая.
Начинка же, то есть бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), не только абсолютно новая, но более чем современная. Некоторые системы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такова, например, РЛС с АФАР «Жук-А», позволяющая обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным выделением энергии с целью маскировки самолета.
Помимо РЛС используется оптико-электронная система локации, работающая в пассивном режиме. Есть мощная система обороны. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что позволяет максимально упростить подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях. То есть модернизация МиГ-35 может осуществляться непосредственно в строевых частях.
Надо сказать, что новый микояновский истребитель не столь уж и легок. Его боевая нагрузка достигает шести с половиной тонн. К вооружению относится высокоточное оружие — от корректируемых бомб до ракет, — которое позволяет завоевывать господство в воздухе и наносить точные удары по наземным и надводным целям.
Существует статистика компьютерных боев между американскими истребителями F-22 и F-35 и российскими Су-35 и Т-50. МиГ-35 таким образом не тестировался. Но есть основания предположить, что в ближнем бою и в сражении на средних дистанциях он окажется эффективнее, чем Су-35. Благодаря и отклоняемому вектору тяги (как и у Су-35), который имеется у модернизированного двигателя, и прекрасному планеру, и эффективной авионике. Например, скороподъемность у МиГ-35 на 50 м/с выше. Выше, пусть и незначительно, и допустимая эксплуатационная перегрузка.
МиГ-35 использует высокоманевренные ракеты «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 с лазерной ГСН, способные поражать цели, маневрирующие с ускорением 12 g. Этими же ракетами вооружен и перспективный Т-50. Ракеты Р-27 имеют дальность 110 км и максимальную скорость 4250 км/ч. При этом скорость поражаемых целей может достигать 3600 км/ч.
Современное ракетное вооружение позволяет МиГ-35 наносить удары по наземным и надводным целям без вхождения в зону ПВО противника.
Виктор Бондырев, объясняя потребность ВКС в МиГ-35, сказал: «Слава богу, что нет сейчас крупных вооруженных конфликтов, есть только локальные, как в Сирии. Нам нужны самолеты именно такие, которые могли бы эту задачу решить, и 3,5 тысячи километров, которые может лететь МиГ-35, — нас это очень устраивает». Это перегоночная дальность. А боевой радиус, учитывая, что истребитель легкий, очень приличный — 1000 км. При этом есть возможность дозаправки в воздухе.
Также следует отметить, что у МиГ-35 большой экспортный потенциал. МиГ-29 сейчас эксплуатируются в 30 странах мира. И приближается время их замены. Вполне понятно, что наиболее удобно для пилотов пересаживаться в кабины самолетов того же производителя.
ЛТХ МиГ-35 и Су-35С
Масса пустого, кг: 11000 — 19500
Максимальная взлетная масса, кг: 23500 — 34500
Масса топлива, кг: 5830 — 11500
Боевая нагрузка, кг: 6500 — 8000
Тяга двигателей, кгс: 2?5500 — 2?8800
Тяга на форсаже, кгс: 2?9400 — 2?14500
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 — 2500
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 — 1400
Боевой радиус, км: 1000 — 1500
Практический потолок, м: 17500 — 20000
Скороподъемность, м/с: 330 — 280
Управляемый вектор тяги: есть — есть
РЛС: АФАР — ПФАР
Владимир Тучков
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Читайте нас: