Советский МИГ-23 и миф о «сверхнадежной» системе ПВО НАТО
4 июля 1989 года советский МИГ-23 без какого-либо предупреждения беспрепятственно пролетел над территорией ФРГ, Голландии, Бельгии, доказав тем самым, что сверхнадежная система ПВО НАТО – не более чем миф.
28 мая 1987 года на Большом Москворецком мосту приземлился легкий одномоторный самолет, ведомый немецким пилотом-любителем Матиасом Рустом. Журналисты хором оплевывали советские ПВО и завывали: «Позор, позор! Такое могло случиться только в Рашке! А вот на Западе…» А что «на Западе»? Два года спустя не легкий спортивный самолет, а боевой МИГ-23 беспрепятственно пересек воздушное пространство трех стран-членов НАТО. И где были их хваленые ПВО?
МИГ замполита
4 июля 1987 года в 09:08 МИГ-23, бортовой номер 29 взлетел с аэродрома 871-го истребительного Померанского ордена Красного Знамени полка, дислоцированного в районе польского г. Колобжега. Пилотировал самолет полковник Николай Скурдин, начальник политотдела 239-й истребительной авиадивизии.
Солдаты и офицеры всех политработников делят на две категории: «Делай как я» и «Делай как я сказал». Скуридин был из первых. Это был «летающий» замполит, летчик 1-го класса, имевший более 1.700 часов налета. Для поддержания необходимого уровня летного мастерства Скуридин регулярно поднимался в воздух, так что вылет замполита для выполнения учебного задания был в части обычным явлением.
На 41-й секунде полета полковник услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Обороты двигателя начали резко падать, скорость резко упала с 550 до 350 км/ч. и скоро сердце машины затихло совсем. Попытки «воскресить» двигатель ни к чему не привели, самолет начал терять высоту. Еще несколько секунд – и он начнет просто падать. До земли оставалось 130 метров.
Скуридин доложил о ЧП, на что получил вполне ожидаемую команду покинуть самолет. Развернув машину в сторону Балтийского моря, на высоте 100 метров летчик катапультировался. Оставляя за собой полосу черного дыма, МИГ ушел на север.
Самолет пропал с экранов локаторов, вылетевшие ему вслед истребители аварийный МИГ не обнаружили. Генерал-майор авиации В. Огнев доложил командованию ВВС: «Произошел самопроизвольный отказ двигателя, пилот катапультировался, самолет упал в море, жертв и разрушений нет». Но он здорово ошибся.
«Летучий голландец» ВВС СССР
Истребитель не захотел умирать. Видимо, включилась генетическая память предков, когда пробитые в нескольких местах советские машины «на честном слове и на одном крыле» не падали, а дотягивали до родного аэродрома. Самолет «ожил», двигатель загудел и начал набирать обороты. В режиме автопилота МИГ поднялся до 12.000 метров и на скорости 740 км/ч развернулся и продолжил полет по заданному ранее курсу строго на запад.
Воздушное пространство Польши и ГДР самолет пересек беспрепятственно: система опознавания «свой-чужой» была включена и на все запросы служб ПВО МИГ уверенно отвечал: « Спокуха, ребята, я свой».
В 09:44 самолет пересек границу ГДР и вторгся в воздушное пространство, контролируемое НАТО. На смену советскому бардаку пришел бардак натовский.
Зафиксировав нарушение границы, немецкие военные забегали как ошпаренные тараканы. Это вам не спортивный самолетик Руста – над территорией ФРГ летел боевой истребитель, предназначенный для нанесения бомбо-штурмовых ударов по земле, способный нести ракеты «воздух-земля», управляемые и неуправляемые ракеты, до 16 бомб и вооруженный 23-мм авиационной пушкой. Кто его знает, какую «миссию мира» несет боевая машина? Не написано ли на ее фюзеляже «Смерть немецким оккупантам»?
И тем не менее, команду «цель уничтожить» дать никто не решился, натовские офицеры оказались такими же «сверхосторожными», как и советские. И самолет продолжал лететь над немецкими селами и городами, американскими военными частями и базами в сторону Атлантического океана.
Беспилотник Made in USSR
Более половины территории ФРГ пересек советский истребитель, пока его не встретили в воздухе два перехватчика F-15. Американские пилоты имели приказ принудить советский МИГ к посадке. Нагнавшие МИГ американские пилоты доложили, что советский пилот (гад, сволочь) садиться отказывается, на контакт не идет и вообще его в самолете нет.
Последовал забавный диалог:
«Вы уверены?» - «Да, черт возьми, да! Фонарь кабины сорван и кабина пуста!» - «А вы на 100 процентов уверены? А посмотрите-ка хорошенько, может это самолет нового типа?» - «Какого в пень нового типа?! Вам же ясно говорят: машина летит без пилота!»
Но даже приняв версию о «беспилотнике» никто из обвешанных звездами генералов НАТО не решился отдать простую команду «Сбить!» Каждый боялся взять на себя ответственность: а вдруг этот самолет настолько дорог русским, что его потери они просто не перенесут? Начнется скандал и что тогда СО МНОЙ будет?
А советский истребитель уже летел над территорией Нидерландов.
Маленькую Голландию он пролетел в несколько секунд и вторгся в воздушное пространство Бельгии. Впереди уже маячила Франция, но двигатель всосал последнюю каплю горючего и остановился. Самолет понесся к земле и в 10:37 упал на ферму семьи Деларе, погиб 18-летний сын хозяина. Бельгия направила СССР ноту протеста, советское правительство выплатило семье погибшего денежную компенсацию.
За полтора часа МИГ-23 пролетел 901 км, пересек территории Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов, Бельгии и лишь 15 км. не дотянул до французской границы. Самолет доказал свои превосходные летные качества и проверил на гнилость систему ПВО НАТО, которая оказалась не такой уж и непреодолимой. Единственно жаль погибшего парня – право, советский самолет мог бы найти для себя и более достойную цель.
Klim Podkova
Читайте нас: