Говорят, что мы часто недооцениваем древних, что они были умны и сообразительны не меньше нас. А еще мы переоцениваем древних. Они были жестоки, безжалостны, бессердечны, совсем как мы. Имея в своем распоряжении мечи, луки и копья они также искали средства убивать людей десятками и сотнями, а еще лучше тысячами. И когда что-то находили, испытывали неописуемый восторг.
Греческий огонь
Ну, кто не слыхал об этом напалме древних византийцев? Исторические хроники с ужасом и восторгом пишут о действии греческого огнемета. Дальность поражения была всего 25-30 метров, но этого вполне хватало, чтобы сеять среди солдат панику. Особенно понравился греческий огонь флотоводцам. «Распылитель» устанавливали на носу судна и при сближении «выплевывали» порцию горящей жидкости на вражеский корабль.
Как писали современники, потушить греческий огонь было невозможно. Универсальное средство пожаротушения вода здесь не годилась, греческий огонь горел даже на поверхности воды. Состав горючей смеси был государственной тайной. Византийцы так усиленно ее хранили, что секрет с годами был утерян.
И все же военные были недовольны и требовали от своих мудрецов чего-то более страшного и более эффективного. Те искали и находили.
Химическое оружие
Афиняне с гневом писали, что спартанцы в войне использовали недостойные методы: под стенами осаждаемых городов жгли дерево, пропитанной смолой и серой, а также горчицу, экскременты волков и прочую гадость. Впрочем, «недостойные методы ведения войны» применяли все стороны. Сторонниками «химической войны» были Ганнибал, Юлий Цезарь и Александр Македонский.
В 20-х годах прошлого века французы совместно с американцами раскапывали город Дура-Европос в Сирии, разрушенный персами. Археологи нашли осадный туннель, через который персы намеревались проникнуть в город. Римляне рыли контрподкоп – нормальная практика борьбы с туннелями со стороны противника. И вот два туннеля встретились.
В точке рандеву археологи нашли останки 19 римских центурионов и одного персидского воина. Неужели один храбрый перс уложил 19 римских солдат? Один из исследователей снял соскоб со стены и нашел в нем битум и серу. Это и помогло восстановить события той исторической встречи.
Вместо того, чтобы как принято вступить в бой и захватить туннель, персы с помощью мехов заполнили подземелье газовой смесью горящей смолы и серы. Конечно, были еще какие-то неизвестные нам добавки, от которых 19 солдат и задохнулись, не успев добежать до выхода. А перс видимо был тем смельчаком, который поджигал смесь и качал меха, пока не погиб.
Биологическое оружие
Не брезговали в древности и биологическим оружием. Никто его не запрещал и потому каждый изгалялся как мог. Противники забрасывали друг друга горшками с ядовитыми змеями и скорпионами, римляне катапультировали в осажденные города глиняные снаряды с осами и пчелами и бочки с нечистотами. Но все это не тянуло на оружие массового поражения. Мало, мало убитых!
Первыми как принято считать додумались поставить на службу войне бактерии и вирусы древние хетты. В 1335 году до н.э. в финикийском городе Симиру вспыхнула эпидемия. Ослабленный болезнью город был легко хеттами взят. По описаниям симптомов, ученые сделали предположение, что это была туляремия – опасное инфекционное заболевание.
Спустя несколько лет напали уже на хеттов. Агрессором стало могущественное царство Арцава, о котором сегодня мало кто и слышал. Шансы выстоять у хеттов были минимальными, но внезапно среди армии захватчиков началась эпидемия все той же туляремии. Интересно, что в обоих случаях болезнь именовали «хеттским мором», видимо подозревая что без хеттов тут не обошлось. Как умные хетты доставили разносчиков инфекции в осажденный город можно только предполагать. А вот что касается второго случая, тайны нет.
Отступая, хетты оставляли десятки зараженных туляремией ослов и баранов. Арцавцы с радостью ловили животных, загоняли их в свои стада, баранов ели, ослов использовали как вьючных животных. После того как «хеттский мор» выкосил арцавскую армию, хетты одержали несколько побед и отстояли свою независимость.
Применяли биологическое оружие и впоследствии. Забросить катапультой в осажденный город труп умершего от чумы или оспы было в норме вещей. Но повсеместной такая практика не стала. Вирусы и бактерии невозможно было удержать в определенных границах. Эпидемии никогда не ограничивались станом противника и косили людей по обе стороны фронта.
С 1925 года биологическое оружие запрещено. Но, несмотря на запрет, многие страны обладают его запасами и готовы пустить его в ход в любой момент - в этом мы ничем не отличаемся от наших предков.
Читайте нас: