Российское агентство ТАСС сообщило, что Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) займутся совместной разработкой истребителя пятого поколения.
«Сегодня подписали соглашение о развитии промышленной кооперации в области военно-технической продукции. Это дает возможность развивать проект по легкому истребителю пятого поколения, который будет разрабатываться с участием эмиратской стороны», - заявил министр промышленности и торговли РФ Мантуров на 13-й международной выставке вооружений IDEX 2017 в Абу Даби.
По словам Мантурова, с российской стороны в проекте будет принимать участие ОАК как головная организация, ПАО «Сухой» со своими наработками по истребителю пятого поколения и РСК «МиГ» с наработками по однодвигательным самолетам.
Глвава ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что концепция нового легкого истребителя еще не определена. «Пока еще не выбрали, каким он будет - однодвигательным или двухдвигательным. Но подписанное соглашение позволяет нам начать эту работу».
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что легкий истребитель пятого поколения будет создаваться на базе МиГ-29. «На базе МиГ-29 будет создаваться более современный самолет пятого поколения», - сказал он. По мнению Чемезова, эта работа займет семь-восемь лет.
Военно-техническое сотрудничество России с ОАЭ, а также с Иорданией, приносит стабильно успешные результаты, правда в области авиации совместных проектов пока не было.
Так, совместными усилиями РФ и ОАЭ были созданы зенитно-ракетно-пушечный комплекс «Панцирь», гранатомет РПГ-32 «Баркас» и бронеавтомобиль «Тигр».
Справка:
«Панцирь- С» - Зенитный ракетно-пушечный комплекс ПВО. Разработан КБ приборостроения (КБП, г.Тула). Прототип комплекса создан в 1994 г. и впервые публично продемонстрирован на авиасалоне МАКС-1995. В условиях снижения финансирования, начиная с 2000 г. частичное финансирование разработки ЗРПК осуществляли Объединенные Арабские Эмираты.
РПГ-32 «Баркас» - многоразовый ручной мультикалиберный многофункциональный гранатомет. В зависимости от типа цели может оснащаться выстрелами различного калибра от 72,5 до 105 мм, типа боевой части и стоимости. Единым для всех выстрелов является пусковое устройство длиной 36 сантиметров и весом 3 килограмма, включая оптический прицел, размещаемый в служебном обращении внутри пускового устройства.
Разработан НПО «Базальт» по заказу Иордании. Экспортное наименование— «Ха́шим». Название «Хашим» — родовое имя Хашимитской королевской династии Иордании и пророка Мухамеда— гранатомёту было дано имя иорданским королем Абдаллой II. В настоящее время в Иордании гранатомет производится из поставляемых сборочных комплектов и носит название «Нашшаб», что можно перевести как «разбивающий вдребезги», «размельчитель» или «сокрушитель».
«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Производится на Арзамасском машиностроительном заводе заводе.
Непосредственным заказчиком многоцелевого транспортного средства выступала фирма Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Конечным заказчиком являлась компания King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) иорданского короля Абдулы II. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ).
Именно в ОАЭ в 2010 году наладил производство лучших в мире снайперских винтовок Владислав Лобаев, который из-за «конфликта интересов с ИжМашем», был вынужден обратиться за поддержкой к арабских шейхам. Винтовки Лобаева были приняты на вооружение армии ОАЭ, после чего ставший известным во всем мире конструктор смог вернуться в Россию. Сейчас его винтовками вооружены снайперы российских спецслужб.
Перспективы сотрудничества с арабами по созданию нового легкого фронтового истребителя, по признанию самой российской стороны, пока неясны. Сам факт этого сотрудничества говорит о том, что ОАК не в состоянии самостоятельно его создать. На поверхности, безусловно, финансовые проблемы. Большая часть бюджетного финансирования в настоящее время идет на возрождение российского военнщ-морского флота. Видимо, считается, что семейство тяжелых истребителей «Су» сможет обеспечить воздушное прикрытие во всех видах военных конфликтов. В принципе это так, с одним допущением: если этих конфликтов будет не слишком много и если противник не будет иметь современных средств ПВО или сопоставимых с российскими боевых самолетов. То есть если не будет больших потерь во фронтовой авиации.
В случае же интенсивных боевых действий потери тяжелых истребителей возместить будет гораздо сложней и накладней, чем легких. В советской авиации число легких и тяжелых истребителей было сбалансировано. В ВКС России тяжелые истребители доминируют, и это хорошо известно нашим стратегическим «партнерам».
В ближайшей перспективе на вооружение могут быть приняты легкие истребители МиГ-35, реклама которых недавно прошла по российским СМИ.
Известно, что в апреле 2011 года МиГ-35 выбыл из тендера на поставку 126 истребителей для Министерства обороны Индии. Его радар в ходе испытаний не смог обнаружить цель на дистанции, заявленной в тендере, а двигатели РД-33МК не показали необходимую для выполнения задания тягу.
В экспертном сообществе существует устойчивое мнение, что Миг-35 является всего лишь модернизированным вариантом самолета МиГ-29КР, отмечая при этом, что маркетинговая цель всего проекта Миг-35 связана лишь с сохранением производственных линий компании.
На мой взгляд, главной проблема, которую предстоит решать разработчикам российско-арабского МиГа — это именно двигатель.
РД-33 — самый массовый в мире двухконтурный реактивный двигатель своего класса. Его снабдили форсажной камерой, устанавливаемый на МиГ-35 РД-33МК, который имеет форсажную тягу 9700 кгс. Для сравнения — двигатель F-135, устанавливаемый на американском F-35, имеет форсажную тягу 19500 кгс (однако по показателю тяговооруженности МиГ—35 все же выглядит несколько предпочтительней F-35, так как тот почти на десять тонн тяжелее).
В настоящее время в США вводятся в эксплуатацию самолеты тактической авиации с двигателями пятого поколения (F-22 с двигателем F119 и F-35 с двигателем F135), которые по сравнению с двигателями четвертого поколения характеризуются меньшим количеством деталей, снижением веса и расхода топлива, увеличением лобовой тяги, повышением надежности и ресурса, снижением трудоемкости и стоимости обслуживания.
Это обеспечивается «повышением температуры газа перед турбиной и повышением давления в компрессорах, что стало возможным благодаря широкому применению высокопрочных порошковых и гранульных сплавов, монокристаллических лопаток турбины с высокоэффективной системой охлаждения, полых рабочих лопаток вентилятора, лёгких высоконапорных ступеней компрессора типа «блиск» (диск, выполненный как одно целое с рабочими лопатками), корпусов и других статорных деталей из композиционных материалов». Таким образом, технический прогресс в авиационном двигателестроении обеспечивается не в последнюю очередь передовыми разработками в области материаловедения.
Но на первом плане все же оригинальные конструкторские решения. Такие, что заложены в разрабатываемый сейчас в США трехконтурный адаптивный реактивный двигатель шестого поколения.
Такой двигатель позволит обеспечить низкий удельный расход топлива при длительном крейсерском полете с дозвуковой скоростью и барражировании, и высокую тягу на разнообразных боевых режимах, включая короткий взлет и посадку, сверхзвуковой полет, боевое маневрирование и перехват.
Двигатель шестого поколения предполагается разработать, модернизировав уже существующий F-135. Компании Pratt & Whitney и Lockheed Martin приступили к разработке проекта модернизации двигателей истребителей F-35 Lightning II. Как сообщает «Flightglobal», проект предполагает изменение конструкции двигателей F135 таким образом, чтобы реализовать в них адаптивную технологию. Благодаря ей они смогут выдавать большую тягу и потреблять меньше топлива. Предполагается, что новые двигатели будут устанавливаться на F-35 с 2021 года.
Проект модернизации предполагает добавление в конструкцию двигателя третьего воздушного контура. С открытым третьим контуром двигатель будет работать практически как обычный двухконтурный, но с несколько большей тягой и со значительно меньшим потреблением топлива. Для высоких скоростей полетов третий контур будет закрываться.
Конечной целью проекта станет создание новых реактивных двигателей с тягой не менее 200 килоньютонов и экономичным дозвуковым режимом.
Компания «Пратт энд Уиттни» заявила, что при испытаниях в силовой установке F135 истребителя F-35 были получены «самые горячие температуры рабочих газов, которые когда-либо были зарегистрированы в турбореактивном двигателе». Это позволяет обеспечить большую тягу и возможности двигателя.
С «Пратт энд Уитни» соперничает компания «Дженерал электрик», которая заявила, что у нее «шестилетняя фора» перед конкурентом. Двигатель от «Дженерал электрик» имеет керамические матричные композитные компоненты турбины низкого давления, которые выдерживают более высокие температуры, чем достигнутые в двигателях предыдущего поколения.
Итак, российским разработчикам и их арабским партнерам, если они хотят создать конкурентоспособный на мировом рынке легкий фронтовой истребитель, придется развивать исследования не только по новым технологическим решениям, но и привлечь экспертов из Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ).
Возможности российских разработчиков бортовой авионики известны, и они вряд ли превзойдут своих американских конкурентов. Таким образом, успех совместного российского-арабского проекта будет зависеть фактически только от успешной разработки нового двигателя.
Впрочем, сам факт привлечения для разработки нового истребителя финансовых ресурсов из-за рубежа свидетельствуют о возможном недопонимании со стороны Минобороны РФ стратегического значения авиадвигателя шестого поколения. Если заглянуть на несколько лет вперед, то в перспективе у США могут появиться самолеты, которые будут сочетать не только низкую радиозаметность, но и сверхманевренность. Адаптивные двигатели шестого поколения позволят этого достичь, хотя и не в самой ближайшей перспективе.
Это может лишить российские боевые самолеты каких-либо преимуществ по сравнению с американскими, кроме более низкой цены.
Поэтому, представляется, что любые спекуляции на тему опережающей разработки в России истребителей пятого и шестого поколения в этом свете лишены практического смысла. Без трехконтурных адаптивных двигателей, сопоставимых с американскими аналогами, таких самолетов не создать.
Читайте нас: