Китайские ВВС провели испытание второго прототипа истребителя пятого поколения J-31, который получил новое название FC-31 Gyrfalcon («Кречет»). По данным СМИ, вторая машина обладает лучшими характеристиками радиолокационной незаметности, улучшенным электронным оборудованием, а также большей максимальной полезной нагрузкой. Ее стоимость оценивается в 70 млн долларов.
Главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский рассказал, почему китайский истребитель уступает разрабатываемому в России истребителю Т-50 ПАКФА.
«Китай пока только учится этому направлению. Китай на своих самолетах до сих пор использует российские авиационные двигатели. Именно на самых ответственных моделях. Это продолжается достаточно длительное время. Они так и не сумели создать авиационные двигатели, равные российским по надежности, ресурсу и эффективности. Они ведут исследования новой авиационной техники широким фронтом, в том числе и по направлению истребителей пятого поколения. Они испытывают целых две модели, разрабатываемые двумя разными китайскими компаниями. Но говорить о постановке таких изделий в серию еще очень и очень рано. И то, что они придут на обеспечение китайских авиационных сил раньше нашего перспективного авиационного комплекса ПАКФА – это фантазия некоторых экспертов. Сроки поступления этих самолетов на вооружение китайской армии непредсказуемы», — отметил эксперт.
По его словам, российский истребитель пятого поколения находится на высокой степени готовности.
«Все по плану идет. В этом году очередной летный образец отправили на испытание. Ждем, что в течение года-двух начнется закупка так называемой предсерийной партии, которая поступит на опытную войсковую эксплуатацию уже непосредственно в части ВКС», — пояснил собеседник.
Он объяснил, почему новейшие истребители Су-35, первая контрактная партия которых, как сообщила Лента.ру, сегодня прибыла в Китай, нельзя считать самолетами пятого поколения.
«К самолетам пятого поколения предъявляются определенные требования, в частности, сверхзвуковая крейсерская скорость, то есть без форсажа. По этому показателю Су-35 нельзя причислить к самолетам пятого поколения», — сказал Мураховский.
Однако и списывать самолеты предыдущего поколения рано. «Говорить, что по остальным параметрам Су-35 и похожие самолеты уступают пятому поколению, тоже нельзя. У них есть свои преимущества, в частности по параметру стоимости-эффективности. Высокое эргономическое качество, высокая маневренность и достаточно мощный комплект вооружения. Так что есть свои преимущества и недостатки у нынешних самолетов, которые относят к поколению 4++, и у самолетов пятого поколения. Как показала практика США, которые имеют на вооружении самолеты пятого поколения — тяжелые истребители F-22 — они оказались настолько дорогими и сложными, что США предпочли ограничить их закупку сравнительно небольшой партией. Универсальный истребитель F-35 тоже выявил серьезные проблемы. Недаром избранный президент Дональд Трамп поставил под сомнение целесообразность дальнейших закупок этих самолетов, выразив мнение что более эффективно будет закупать предыдущее поколение F/A-18», — напомнил эксперт.
Помимо модели J-31 в Китае сейчас завершается разработка еще одного истребителя пятого поколения — J-20 («Черный орел»). На сегодняшний день изготовлено девять прототипов и два предсерийных экземпляра. По планам, самолет должен пойти в серию в следующем году.
Читайте нас: