Лента новостей

09:03
СМИ: крейсер Геттисберг пытался сбить два американских истребителя
08:57
Кольцо сжимается: российская армия окружает ВСУ в Курской области - ситуация на утро 25 декабря
08:36
Запад отвечает России террором
08:12
Сырский пошел на отчаянный шаг - Новости
06:07
Ученые научили роборуку печатать хрящи и ткани прямо на теле пациента
06:05
После Трампа: digital state захватил США и весь мир
05:50
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО ПОКРОВСК СЕГОДНЯ И УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ НА ПЕРЕДОВОЙ.
03:50
Британский лев против снежного барса: предпосылки второй англо-афганской войны
03:28
Котёл для ВСУ: новости СВО от 25 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1035-й день спецоперации России на Украине
02:11
В России появится ГОСТ на шаурму
01:47
ОАК передала Минобороны России новые истребители-бомбардировщики Су-34 и новейшие Су-57 — видео
01:28
Глава GSC Game World отреагировал на слухи о скором выходе S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на PS5
01:23
Послевоенная модель Киева
01:19
Цветущий сад европейской демократии и его экзотические плоды
00:34
Румыния — русский проект на Балканах
23:48
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию — Кулеба
23:47
Подарок к переговорам. Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
23:46
Польских школьников готовят к войне с Россией
23:45
Страны Европы опустошают газовые хранилища рекордными темпами
23:41
У берегов Португалии могут находиться 250 затонувших кораблей с сокровищами
23:19
«Все задачи были решены»: Франц Клинцевич — о действиях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане
22:56
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию - Кулеба
22:55
Подарок к переговорам.Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
22:08
Киев планирует воевать в 2025 году, заручившись поддержкой партнеров
22:04
Зелинский поджёг полицейскую машину в Москве (ВИДЕО)
21:47
Перспективы встречи Путина и Трампа, декриминализация порно, поджоги банков
21:34
Как золото из глубин достигает поверхности Земли? Новая термодинамическая модель дает объяснение
21:21
Суперкомпьютеру Илона Маска выделили 150 МВт — теперь он заработает почти во всю мощь
21:17
Киев получил первый $1 млрд за счет замороженных активов России
21:16
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 декабря
21:15
Боевики ВСУ воруют всё, до чего дотягиваются руки - от гранатомётов до боеприпасов ПВО
21:14
Украина намерена возвращать мужчин из-за границы обещанием трудоустройства с бронированием
21:10
Ситуация с детьми мигрантов в школах стала катастрофической
21:08
Международная конкурентоспособность Севморпути — бесспорная и бессрочная
20:57
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 24 декабря, вечер
20:42
У любителей чая и кофе оказались выше шансы избежать рака головы и шеи
20:38
Как быстро должен лететь Санта, чтобы всё успеть? Исследователь ищет ответ с помощью носа его оленя
20:22
Стрелков подал прошение о замене наказания на принудительные работы
19:46
«Людоловы» на изготовке
19:34
На границе Украины очереди. В преддверии снижения мобилизационного возраста матери вывозят сыновей
19:33
Трамп не повторит Минские соглашения, он хочет стабильного мира — Келлог
19:32
«Ни квартиру, машину продать, ни жениться». Все реестры украинского Минюста до сих пор недоступны после кибератаки
19:31
Зурабишвили не собирается уходить с поста президента, надеясь на проведение новых парламентских выборов
19:25
Почему британские элиты ненавидят Россию?
18:39
Переворот в Сирии и драма христиан на Ближнем Востоке
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы Ростислава Алексеева

Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы Ростислава Алексеева


Экраноплан "Лунь"
© ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева

100 лет назад в городе Новозыбкове (ныне Брянская область) родился человек, которому суждено было создать одни из самых удивительных машин на Земле — экранопланы, объединившие в себе черты самолета и корабля.

Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы Ростислава Алексеева


Ростислав Евгеньевич Алексеев, великий конструктор

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился в 1916 году в семье агронома и учительницы. В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником. В те же годы он начал заниматься парусным спортом.

Алексеев заинтересовался идеей повышения скорости на воде еще во время своего обучения на транспортно-машиностроительном факультете Горьковского индустриального (политехнического) института имени Жданова. Ростислав Евгеньевич пришел на завод "Красное Сормово" со своим дипломным проектом. В годы Великой Отечественной войны он начал работу на заводе в ОТК по приемке танков Т-34. Во внерабочее время он испытывает первую модель судна на подводных крыльях. В 1943 году состоялся спуск на воду первого катера на подводных крыльях.

Впоследствии за создание первых отечественных торпедных катеров на подводных крыльях Алексееву и группе его соратников, принимавших непосредственное участие в работах, в 1951 году была присуждена Сталинская премия.

С 1952 года на базе гидродинамической лаборатории и опытного танкового цеха была образована Научно-исследовательская опытовая гидродинамическая лаборатория, которая впоследствии выросла в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

С 1960 года ЦКБ ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов этих кораблей, построено более 30 единиц различного назначения. Переход от подводных к воздушным крыльям позволил снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной.

ЧТО ТАКОЕ ЭКРАНОПЛАН

• Экраноплан — это аппарат, использующий так называемый экранный эффект, который заключается в свойстве крыла, двигающегося вблизи поверхности моря или ровной суши, увеличивать подъемную силу и снижать сопротивление. Эффект тем больше, чем меньше расстояние крыла от поверхности.

• Экранопланы имеют авиационные скорости движения, но не требуют аэродромов, обладают большой грузоподъемностью, могут эксплуатироваться над любой относительно ровной поверхностью. По мореходности ограничения для экранопланов существуют только при взлете и посадке.

• Крыло экраноплана (в отличие от самолета) имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью ("экраном").

• Крупные экранопланы, снабженные поддувом реактивных струй двигателей под крыло, обладают мореходностью на взлете и посадке до 5 баллов, а в полете их мореходность практически не ограничена. Это обеспечивает высокую регулярность движения экраноплана.

• Морской экраноплан обладает значительно большей безопасностью в полете, чем самолеты, так как аэродром всегда под ним, и даже одновременный отказ всех двигателей позволяет ему выполнить безопасную посадку на воду. Экраноплан может лететь над мелководьем, что недоступно скоростным судам.

• Скорость и управляемость экраноплана, а также возможность быстрого увеличения высоты полета позволяют безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.

ЗНАМЕНИТЫЕ "ЛУНЬ" И "ОРЛЕНОК"

Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы Ростислава Алексеева


Экраноплан "Лунь"
© ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева

В 1966 году был создан первый экспериментальный полномасштабный морской корабль-экраноплан "Корабль-макет" (КМ) с десятью авиационными турбореактивными двигателями.

Строившийся на заводе "Волга" опытный морской транспортно-десантный экраноплан "Орленок" (С-21, заложен в 1970 году) в 1973 году совершил первый пробный выход в технологической конфигурации на реке Волга.

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов "Орленок" в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа. Дивизион этих экранопланов входил в состав Краснознаменной Каспийской флотилии.

В 1989 году после проведения стрельб был сдан с высокой оценкой первый в истории мировой техники опытный ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь".

В 1992-м был создан и утвержден проект опытного поисково-спасательного экраноплана "Спасатель" на базе материальной части второго строившегося образца экраноплана "Лунь".

• Экраноплан "Лунь":

Взлетная масса — до 400 тонн, скорость полета — до 550 км/ч, вместимость — 150–500 человек, госпитально-медицинский комплекс по своим масштабам — беспрецедентный для летательных аппаратов.
Аналогов ранее созданным экранопланам со схожими характеристиками взлетной массы, скоростными показателями и мореходностью не существует.

Сегодня ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева ведет разработки ряда проектов экранопланов для различных зон применения, с различными взлетной массой и диапазоном скоростных характеристик. Проекты экранопланов могут использоваться для перевозки пассажиров, срочной доставки грузов, а также для решения задач МЧС.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также "воздушных ям" и "болтанки".

Конструкции экранопланов технологичнее самолетов, что дает несколько меньшую себестоимость. Инфраструктура для обслуживания и обеспечения безопасности экранопланов требует меньших затрат. Экранопланы могут взлетать с воды на значительном расстоянии от берега, а значит, производить меньше шума в городе, чем самолеты, и двигаться из порта на режиме "малого газа". Параметры выхлопных газов двигателей соответствуют требованиям международных стандартов и по сравнению с самолетами быстрее нейтрализуются поверхностью моря.

Эксплуатация экранопланов возможна во всех климатических зонах. Наиболее выигрышно их использование на юге. Экранопланы обладают особой эффективностью, начиная от 600–800 тонн грузоподъемности. В зависимости от постановки задач экраноплан может иметь минимальную численность экипажа. Десантный экраноплан может транспортировать до 50% от взлетной массы.

Дальность полета экраноплана соизмерима с показателями авиационной техники. Для экраноплана, базирующегося на воде, необходим понтонный причал, остальное оборудование требуется такое же, как и для авиационной техники. Для подготовки пилотов накоплена необходимая база. Обучиться управлению экранопланами будет проще пилотам с опытом управления гидросамолетами.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЕКТЫ

Покорители воды и воздуха: чудо-экранопланы Ростислава Алексеева


Корабль-экраноплан "Корабль-макет"
© ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева

В данный момент специалисты ведут работы по созданию проектов высокоскоростных катеров нового поколения "Сагарис", "Турмалин", "Голдфингер". Экстерьер этих судов отличается футуристичным дизайном, утверждают в ЦКБ.

ЦКБ по СПК на территории собственного научно-производственного комплекса ведет строительство опытного образца судна на подводных крыльях (СПК) "Валдай 45Р". Прототипами данного судна являются СПК "Белоруссия" и "Полесье".

На заводе "Вымпел" ведется строительство головного судна на подводных крыльях "Комета 120М". Наработан большой опыт создания кораблей и катеров с воздушной каверной на днище водоизмещением от 100 до 400 тонн и скоростями движения от 30 до 60 узлов: быстроходный катер "Серна", десантный катер "Дюгонь", патрульные катера "Меркурий" и "Сокжой", пассажирское судно "Линда".

Одна из новых разработок — быстроходное экспедиционное судно "КВК 1200". Корабль способен решить целый круг задач: выполнение научно-исследовательских работ, геологоразведки, экологического мониторинга; транспортное обеспечение ТЭК; осуществление грузовых транспортных перевозок; участие в спасательных операциях. На базе платформы "КВК 1200" реализована концепция "интеллектуального корабля", обеспечивающая высокий уровень эффективности управления. Командный комплекс сосредоточен в одном месте и позволяет осуществлять постоянный контроль за всеми системами жизнеобеспечения корабля и состоянием экипажа.

Конструкторские идеи Ростислава Алексеева опередили время на десятки лет. Можно сказать, что с легкой руки гениального конструктора сошло и слово "экраноплан", которое во всем мире принято произносить по-русски.

Именно под руководством Алексеева корабли для перевозки грузов и пассажиров по рекам и морям сумели достичь скоростей 200, 300 и даже 500 км/ч. Скоростные суда ЦКБ по СПК признаны классификационными обществами США, Италии, Франции и других судостроительных держав.

Суда, спроектированные при Алексееве, эксплуатировались не только в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны.

Подготовила Анна Юдина. В материале использованы данные ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх