Лента новостей

15:38
«Ему не нравится Украина». Фукуяма рассказал о грядущей судьбе Европы и мира при Трампе
15:37
Боррель назвал рецепт выживания Евросоюза
15:36
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации с 2 по 8 ноября
15:30
Посол Японии в России Муто-сан не читал Конституцию РФ?
15:27
В США из-за шуточного ролика снова обнаружили «русский след» на выборах
15:18
Франция передала Украине сто дронов-камикадзе новой модели
14:54
ООН с опаской ожидает возвращения Трампа к власти
14:49
TSMC полностью останавливает поставки 7-нм и более современных чипов в Китай
14:45
Украинский депутат пожаловался Трампу и Вэнсу на репрессии режима Зеленского
14:44
В ДНР убили генерала, подопечные которого убили «Техаса»
14:43
Безуглая обвинила Савченко в отступлении ВСУ с территории ДНР
14:41
Китаю следует поучиться у России уходу от санкций
14:36
Беззубые спартанцы: в Европе готовятся к вооружённому конфликту с Россией
14:33
Трамп впервые в истории США решил назначить главой аппарата Белого дома женщину
14:32
В ФБК не смогли объяснить появление дорогостоящего жилья у Волкова
13:53
Орбан: Трамп прекратит финансирование конфликта на Украине, а Евросоюз не сможет содержать ВСУ
13:52
Эрдоган: при желании Трампа противостояние на Украине быстро завершится
13:29
Наступаем на нескольких направлениях: последние новости спецоперации на 8 ноября 2024 года, карта боевых действий на Украине
13:23
Расчёты гаубиц «Мста-С» уничтожили самоходную артиллерийскую установку Krab ВСУ
13:17
Как ледоколы «Арктика» и «Лидер» усилят российский военный и торговый флот
13:02
Что Россия хочет и что Трамп может
12:57
Второе пришествие Трампа: перспективы политики США в отношении Китая
12:20
Первая портативная приставка на Ryzen AI 300 поступила в продажу за $1099–1699 — за её покупку дадут медаль
12:09
В Греции коммунисты заблокировали автоколонну с боеприпасами для ВСУ
12:07
Захарова напомнила о последствиях передачи ЕС российских активов Киеву
11:45
У недоношенных детей во взрослой жизни оказались хуже заработок и образование
11:29
«Ни земли, ни воды убийцам народов!» Греческие коммунисты заблокировали автоколонну со снарядами для ВСУ
11:21
В Нидерландах произошло массовое нападение на израильских болельщиков
11:12
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 8 ноября, день
10:48
Земский собор – оплот российского суверенитета
10:35
Украина теряет школьников – и виноват не только Путин
10:33
Зеленский позарился на замороженные активы РФ
10:23
Южная Корея демонстративно запустила баллистическую ракету
10:22
СМИ узнали о подготовке перехода верфи Звезда в состав ОСК
09:46
Круизный лайнер с сотнями российских туристов отправился в Шанхай
09:42
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 08.11.2024
09:30
Мобилизованные будут служить до конца спецоперации: решение президента и реакции семей
09:24
Десантники штурмом взяли опорный пункт ВСУ на одном из участков в приграничном районе Курской области
09:11
Жесткий Центробанк: как одолеть инфляцию
09:04
Эмоциональные качели Киева. Украина надеется на военное лобби США
09:03
Иран - первый проигравший от победы Трампа?
08:58
Взрывы и стрельба в Одессе: атакованы объекты врага (ВИДЕО)
08:55
Стратегические угли Покровска. Чем потеря города угрожает украинской металлургии
08:44
Подлодка Уфа остановилась в Индонезии
08:38
Обстановка в Курской области утром 8 ноября: как развивается конфликт на границе
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»О том, похож ли Ту-160 на американский В-1, и о тайне катастрофы 2003 года

О том, похож ли Ту-160 на американский В-1, и о тайне катастрофы 2003 года


Сегодня авиаторы и авиастроители отметят 35-летие первого полета стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Сейчас у этого события особая смысловая нагрузка, ведь в Казани решено восстановить производство Ту-160 в радикально переработанном варианте Ту-160М2. Промышленники, напоминая о временах прекращения выпуска «стратега», когда у России все были друзья, отмечают: «Слава богу, что опомнились!»

САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ СТРОИЛА ВСЯ СТРАНА

«Чтобы был понятен масштаб дела, скажу: этим самолетом занималась вся страна, курировал ЦК КПСС с его с жесткой партийной дисциплиной, — припомнил былое президент ассоциации предприятий и промышленников РТ, бывший генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев. — Министр авиационной промышленности в Казань приезжал каждый месяц, вместе с главкомом ВВС проводил здесь совещания. Приезжали все субпоставщики, все главные конструктора по теме».

Постановление правительства СССР о создании многорежимного стратегического ракетоносца-бомбардировщика вышло 26 июня 1974 года. Главным конструктором назначили Валентина Близнюка, до этого работавшего по темам пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 и беспилотных летательных аппаратов. Интересно, что главными кураторами темы были люди, так или иначе связанные с Казанью: министр авиационной промышленности (1965 — 1977) СССР Петр Дементьев (родился в селе Убей, ныне относящемся к Дрожжановскому району РТ) и его преемник (1981 — 1985) Иван Силаев (выпускник КАИ 1954 года).

Три прототипа собирались с 1977 года в Москве (фюзеляжи делали в Казани, крылья и мотоотсеки — в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве) — два летных и один для статических испытаний. Одновременно в Казани началась подготовка к серийному производству машины. Для производства новой машины не просто вдвое увеличили площади Казанского авиазавода, но и научились сваривать титан, освоили множество других особых технологий.

18 августа 1981 года прототип впервые выкатили на бетонку ЛИИ им. Громова в Жуковском, а 18 декабря летчик-испытатель Борис Веремей поднял машину в первый полет. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года: командиром был все тот же Веремей, правым пилотом — Владимир Матвеев. Кстати, именно он 29 марта 1985 года перегнал в Казань спасенный буквально из-под ножа Ту-144, который сегодня перевозят к зданию КНИТУ-КАИ на улице Четаева.

Ту-160 создавался как ответ на разработку американцами аналогичного по классу самолета Б-1. К началу 90-х США поставили вооруженным силам сотню Б-1 и, несмотря на разрядку в политических отношениях, приступили к работам над новым стратегическим носителем — Б-2. А в СССР планы относительно массового выпуска Ту-160 (а должны были построить тоже примерно сотню машин) резко изменились, ведь США уже не враг. В феврале 1992 года президент Борис Ельцин решил прекратить производство Ту-160. Правда, в 1997-м (по решению того же Ельцина) производство Ту-160 решили восстановить, но вновь раскрутить такое производство — непростая задача. Из старых заделов родились две машины: одну сдали в 2000 году, вторую — в 2008-м.

«В КАЗАНИ БЫЛО МНОГО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Один из летающих сегодня Ту-160 несет на борту имя своего главного конструктора — «Валентин Близнюк». «Отличный мужик — знающий, бесхитростный и доброжелательный», — так некогда охарактеризовал его бывший шеф-пилот Казанского авиазавода Михаил Ковбасенко.

Валентин Иванович родился в селе Малороссийское (Восточный Казахстан) 12 апреля 1928 года. В 1953 году окончил Московский авиационный институт и попал в конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева. Участвовал в разработке самолетов Ту-95, Ту-128, Ту-22. В 1957 году в ОКБ Туполева создали подразделение с индексом «К» — по разработке перспективных летательных аппаратов, Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов Ту-121 «C», Ту-123, Ту-143, Ту-141, а также разработкой воздушно-космической ударной беспилотной системы Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда». Также он был начальником отдела общих видов (своего рода идеологический центр любого авиастроительного КБ) проекта Ту-144, а затем — заместителем главного конструктора. В 1975 году его назначили главным конструктором Ту-160 и заместителем генерального конструктора московского завода «Опыт», где строился прототип.

Мы дозвонились до Валентина Ивановича. В последнее время он болеет, тем не менее главный конструктор ответил на несколько наших вопросов.

— Валентин Иванович, почему местом производства Ту-160 выбрали Казань?

— Потому что казанский завод считался самым интеллектуальным, было понятно, что на него можно рассчитывать. Считаю, в Казани выполнили большую работу по доводке Ту-160. Был период, когда я чуть ли не каждую неделю к вам ездил. Завод производил хорошее впечатление: новые огромные цеха, хорошо оснащенные, много оборудования тогда поставили. И много было квалифицированных специалистов.

— Каким вам вспоминается в то время директор завода Виталий Егорович Копылов? К нему у нас относятся с большим почтением…

— Мне он нравился. Выдающийся был человек, очень энергичный. Сделал колоссально много для организации серийного производства. А опытную машину делали в Москве. У нас там была мощная база, целый комплекс, который сегодня разорили по дурости: сейчас остался один корпус, который непонятно чем занимается. Сейчас черная полоса вроде прошла, бюро возрождается…

— И даже возобновлять выпуск радикально модернизированного Ту-160 собираются. Как относитесь к этой идее?

— Да, решение принято, но, как мне кажется, пока не очень стараются. В наше время кооперацию по Ту-160 организовывал лично Дементьев, все было сделано относительно быстро… К идее восстановления производства Ту-160 отношусь очень хорошо, ведь на сегодня это самый новый из бомбардировщиков такого класса в мире. Новее нет ничего.

— А как ж американский Б-1, который прошел серьезные модернизации?

— Б-1 — непонятная машина, скорее показуха.

— Вот как?! А говорят, что Ту-160 очень на нее похож и якобы даже во многом скопирован с Б-1…

— Похож, да только у них мало общего. Наш самолет в полтора раза больше. У нас машина стратегическая, а у них почти тактическая — дальность маленькая. Да, Б-1 в какой-то мере помогал нам своим существованием, но всерьез общего, кроме таких вещей, как изменение стреловидности, нет.

— Ту-160 стал первым самолетом, в конструкции которого масштабно применялся титан…

— Пожалуй, широко применять его мы начали со 130-й машины — беспилотника примерно в 30 тонн весом.

— А опыт «Сотки» ОКБ Сухого пригодился?

— Совершенно разные вещи. У «Сухого» было, можно сказать, доморощенное титановое производство. Титан у них трещал в полете. А у нас благодаря отработанным технологиям — совершенно другая картина. Да, «Сотка» была довольно передовой машиной, но коллеги шли напролом в отличие от нас с нашей мощной научно-технической базой.

— В истории Ту-160 были две катастрофы. Если с первой, 1987 года, есть какая-то ясность — отказ техники, то вторая, случившаяся в 2003-м, до сих пор видится загадочной…

— В первом случае машину бросили из-за отказов, а во втором самолет попал под газовый выброс в районе Куйбышева.

— Но в официальных версиях катастрофы этого не было, говорилось лишь, что самолет мог упасть на подземное хранилище газа… А как это произошло?

— Очень просто. Самолет шел на посадку, попал в облако газа и взорвался…

— Почему в начале 90-х Россия перестала выпускать Ту-160?

— Потому что временщики.

«ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ И БУДУТ»

Всего в Казани было выпущено порядка 40 Ту-160 (принят на вооружение в 1987 году). После развала СССР 19 машин осталось на Украине, где была одна из баз стратегической авиации. 8 самолетов после длительных переговоров вернули в счет нефтегазовых долгов, один оставили в музее в Прилуках, а десять — разрезали, причем на американские деньги. Предположительно, сегодня на вооружении состоит 16 Ту-160.

Есть информация, что в цехах КАПО в неизвестной стадии готовности находятся еще два «фюзеляжа». Высказывались предположения, что именно они станут первыми опытными Ту-160М2. Но, как рассказывал помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов, заделы советского времени доводиться до летного состояния не будут. Также, по его словам, деньги на связанные с Ту-160М2 НИОКР на завод уже пошли.

Не секрет, что у проекта восстановления производства Ту-160 есть противники — дескать, слишком дорого, эти деньги можно потратить на более важные дела, к тому же машина старая. Да и нужны ли сегодня такие самолеты?

«У нового Ту-160 совершенно новые «мозги», вооружение, абсолютно другая машина создается, — подчеркивает Лаврентьев. — Во многом поэтому все так непросто… Нужен ли такой самолет? Есть вещи, которые были и будут. Мы, к сожалению, живем в том мире, в котором живем. То, что намечено на Казанском авиазаводе, надо реализовывать. Слава богу, мы опомнились, поняли, что живем не в мире 1991 — 1992 годов, когда всех нас усиленно уверяли, что нам ничего не надо, мы куда-то там интегрируемся и вообще никаких конфликтов не будет. Нас тогда приглашали на разные высокие совещания, где нам говорили: у России нет никаких интересов, кроме как внутри страны. Но такого быть не может! Чтобы свои интересы отстаивать, нужно иметь щит. Поэтому сейчас опомнились и начали заниматься нашим авиазаводом, который на некоторое время полностью забыли».



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх