Лента новостей

09:34
Почему российский ВПК опаздывает с созданием мобильной антидронной зенитки?
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.12.2024
09:03
СМИ: крейсер Геттисберг пытался сбить два американских истребителя
08:57
Кольцо сжимается: российская армия окружает ВСУ в Курской области - ситуация на утро 25 декабря
08:36
Запад отвечает России террором
08:12
Сырский пошел на отчаянный шаг - Новости
06:07
Ученые научили роборуку печатать хрящи и ткани прямо на теле пациента
06:05
После Трампа: digital state захватил США и весь мир
05:50
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО ПОКРОВСК СЕГОДНЯ И УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ НА ПЕРЕДОВОЙ.
03:50
Британский лев против снежного барса: предпосылки второй англо-афганской войны
03:28
Котёл для ВСУ: новости СВО от 25 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1035-й день спецоперации России на Украине
02:11
В России появится ГОСТ на шаурму
01:47
ОАК передала Минобороны России новые истребители-бомбардировщики Су-34 и новейшие Су-57 — видео
01:28
Глава GSC Game World отреагировал на слухи о скором выходе S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на PS5
01:23
Послевоенная модель Киева
01:19
Цветущий сад европейской демократии и его экзотические плоды
00:34
Румыния — русский проект на Балканах
23:48
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию — Кулеба
23:47
Подарок к переговорам. Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
23:46
Польских школьников готовят к войне с Россией
23:45
Страны Европы опустошают газовые хранилища рекордными темпами
23:41
У берегов Португалии могут находиться 250 затонувших кораблей с сокровищами
23:19
«Все задачи были решены»: Франц Клинцевич — о действиях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане
22:56
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию - Кулеба
22:55
Подарок к переговорам.Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
22:08
Киев планирует воевать в 2025 году, заручившись поддержкой партнеров
22:04
Зелинский поджёг полицейскую машину в Москве (ВИДЕО)
21:47
Перспективы встречи Путина и Трампа, декриминализация порно, поджоги банков
21:34
Как золото из глубин достигает поверхности Земли? Новая термодинамическая модель дает объяснение
21:21
Суперкомпьютеру Илона Маска выделили 150 МВт — теперь он заработает почти во всю мощь
21:17
Киев получил первый $1 млрд за счет замороженных активов России
21:16
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 декабря
21:15
Боевики ВСУ воруют всё, до чего дотягиваются руки - от гранатомётов до боеприпасов ПВО
21:14
Украина намерена возвращать мужчин из-за границы обещанием трудоустройства с бронированием
21:10
Ситуация с детьми мигрантов в школах стала катастрофической
21:08
Международная конкурентоспособность Севморпути — бесспорная и бессрочная
20:57
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 24 декабря, вечер
20:42
У любителей чая и кофе оказались выше шансы избежать рака головы и шеи
20:38
Как быстро должен лететь Санта, чтобы всё успеть? Исследователь ищет ответ с помощью носа его оленя
20:22
Стрелков подал прошение о замене наказания на принудительные работы
19:46
«Людоловы» на изготовке
19:34
На границе Украины очереди. В преддверии снижения мобилизационного возраста матери вывозят сыновей
19:33
Трамп не повторит Минские соглашения, он хочет стабильного мира — Келлог
19:32
«Ни квартиру, машину продать, ни жениться». Все реестры украинского Минюста до сих пор недоступны после кибератаки
19:31
Зурабишвили не собирается уходить с поста президента, надеясь на проведение новых парламентских выборов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»О том, похож ли Ту-160 на американский В-1, и о тайне катастрофы 2003 года

О том, похож ли Ту-160 на американский В-1, и о тайне катастрофы 2003 года


Сегодня авиаторы и авиастроители отметят 35-летие первого полета стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Сейчас у этого события особая смысловая нагрузка, ведь в Казани решено восстановить производство Ту-160 в радикально переработанном варианте Ту-160М2. Промышленники, напоминая о временах прекращения выпуска «стратега», когда у России все были друзья, отмечают: «Слава богу, что опомнились!»

САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ СТРОИЛА ВСЯ СТРАНА

«Чтобы был понятен масштаб дела, скажу: этим самолетом занималась вся страна, курировал ЦК КПСС с его с жесткой партийной дисциплиной, — припомнил былое президент ассоциации предприятий и промышленников РТ, бывший генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев. — Министр авиационной промышленности в Казань приезжал каждый месяц, вместе с главкомом ВВС проводил здесь совещания. Приезжали все субпоставщики, все главные конструктора по теме».

Постановление правительства СССР о создании многорежимного стратегического ракетоносца-бомбардировщика вышло 26 июня 1974 года. Главным конструктором назначили Валентина Близнюка, до этого работавшего по темам пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144 и беспилотных летательных аппаратов. Интересно, что главными кураторами темы были люди, так или иначе связанные с Казанью: министр авиационной промышленности (1965 — 1977) СССР Петр Дементьев (родился в селе Убей, ныне относящемся к Дрожжановскому району РТ) и его преемник (1981 — 1985) Иван Силаев (выпускник КАИ 1954 года).

Три прототипа собирались с 1977 года в Москве (фюзеляжи делали в Казани, крылья и мотоотсеки — в Воронеже, оперение и воздухозаборники — в Иркутске, шасси — в Куйбышеве) — два летных и один для статических испытаний. Одновременно в Казани началась подготовка к серийному производству машины. Для производства новой машины не просто вдвое увеличили площади Казанского авиазавода, но и научились сваривать титан, освоили множество других особых технологий.

18 августа 1981 года прототип впервые выкатили на бетонку ЛИИ им. Громова в Жуковском, а 18 декабря летчик-испытатель Борис Веремей поднял машину в первый полет. Первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года: командиром был все тот же Веремей, правым пилотом — Владимир Матвеев. Кстати, именно он 29 марта 1985 года перегнал в Казань спасенный буквально из-под ножа Ту-144, который сегодня перевозят к зданию КНИТУ-КАИ на улице Четаева.

Ту-160 создавался как ответ на разработку американцами аналогичного по классу самолета Б-1. К началу 90-х США поставили вооруженным силам сотню Б-1 и, несмотря на разрядку в политических отношениях, приступили к работам над новым стратегическим носителем — Б-2. А в СССР планы относительно массового выпуска Ту-160 (а должны были построить тоже примерно сотню машин) резко изменились, ведь США уже не враг. В феврале 1992 года президент Борис Ельцин решил прекратить производство Ту-160. Правда, в 1997-м (по решению того же Ельцина) производство Ту-160 решили восстановить, но вновь раскрутить такое производство — непростая задача. Из старых заделов родились две машины: одну сдали в 2000 году, вторую — в 2008-м.

«В КАЗАНИ БЫЛО МНОГО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Один из летающих сегодня Ту-160 несет на борту имя своего главного конструктора — «Валентин Близнюк». «Отличный мужик — знающий, бесхитростный и доброжелательный», — так некогда охарактеризовал его бывший шеф-пилот Казанского авиазавода Михаил Ковбасенко.

Валентин Иванович родился в селе Малороссийское (Восточный Казахстан) 12 апреля 1928 года. В 1953 году окончил Московский авиационный институт и попал в конструкторское бюро Андрея Николаевича Туполева. Участвовал в разработке самолетов Ту-95, Ту-128, Ту-22. В 1957 году в ОКБ Туполева создали подразделение с индексом «К» — по разработке перспективных летательных аппаратов, Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов Ту-121 «C», Ту-123, Ту-143, Ту-141, а также разработкой воздушно-космической ударной беспилотной системы Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда». Также он был начальником отдела общих видов (своего рода идеологический центр любого авиастроительного КБ) проекта Ту-144, а затем — заместителем главного конструктора. В 1975 году его назначили главным конструктором Ту-160 и заместителем генерального конструктора московского завода «Опыт», где строился прототип.

Мы дозвонились до Валентина Ивановича. В последнее время он болеет, тем не менее главный конструктор ответил на несколько наших вопросов.

— Валентин Иванович, почему местом производства Ту-160 выбрали Казань?

— Потому что казанский завод считался самым интеллектуальным, было понятно, что на него можно рассчитывать. Считаю, в Казани выполнили большую работу по доводке Ту-160. Был период, когда я чуть ли не каждую неделю к вам ездил. Завод производил хорошее впечатление: новые огромные цеха, хорошо оснащенные, много оборудования тогда поставили. И много было квалифицированных специалистов.

— Каким вам вспоминается в то время директор завода Виталий Егорович Копылов? К нему у нас относятся с большим почтением…

— Мне он нравился. Выдающийся был человек, очень энергичный. Сделал колоссально много для организации серийного производства. А опытную машину делали в Москве. У нас там была мощная база, целый комплекс, который сегодня разорили по дурости: сейчас остался один корпус, который непонятно чем занимается. Сейчас черная полоса вроде прошла, бюро возрождается…

— И даже возобновлять выпуск радикально модернизированного Ту-160 собираются. Как относитесь к этой идее?

— Да, решение принято, но, как мне кажется, пока не очень стараются. В наше время кооперацию по Ту-160 организовывал лично Дементьев, все было сделано относительно быстро… К идее восстановления производства Ту-160 отношусь очень хорошо, ведь на сегодня это самый новый из бомбардировщиков такого класса в мире. Новее нет ничего.

— А как ж американский Б-1, который прошел серьезные модернизации?

— Б-1 — непонятная машина, скорее показуха.

— Вот как?! А говорят, что Ту-160 очень на нее похож и якобы даже во многом скопирован с Б-1…

— Похож, да только у них мало общего. Наш самолет в полтора раза больше. У нас машина стратегическая, а у них почти тактическая — дальность маленькая. Да, Б-1 в какой-то мере помогал нам своим существованием, но всерьез общего, кроме таких вещей, как изменение стреловидности, нет.

— Ту-160 стал первым самолетом, в конструкции которого масштабно применялся титан…

— Пожалуй, широко применять его мы начали со 130-й машины — беспилотника примерно в 30 тонн весом.

— А опыт «Сотки» ОКБ Сухого пригодился?

— Совершенно разные вещи. У «Сухого» было, можно сказать, доморощенное титановое производство. Титан у них трещал в полете. А у нас благодаря отработанным технологиям — совершенно другая картина. Да, «Сотка» была довольно передовой машиной, но коллеги шли напролом в отличие от нас с нашей мощной научно-технической базой.

— В истории Ту-160 были две катастрофы. Если с первой, 1987 года, есть какая-то ясность — отказ техники, то вторая, случившаяся в 2003-м, до сих пор видится загадочной…

— В первом случае машину бросили из-за отказов, а во втором самолет попал под газовый выброс в районе Куйбышева.

— Но в официальных версиях катастрофы этого не было, говорилось лишь, что самолет мог упасть на подземное хранилище газа… А как это произошло?

— Очень просто. Самолет шел на посадку, попал в облако газа и взорвался…

— Почему в начале 90-х Россия перестала выпускать Ту-160?

— Потому что временщики.

«ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ И БУДУТ»

Всего в Казани было выпущено порядка 40 Ту-160 (принят на вооружение в 1987 году). После развала СССР 19 машин осталось на Украине, где была одна из баз стратегической авиации. 8 самолетов после длительных переговоров вернули в счет нефтегазовых долгов, один оставили в музее в Прилуках, а десять — разрезали, причем на американские деньги. Предположительно, сегодня на вооружении состоит 16 Ту-160.

Есть информация, что в цехах КАПО в неизвестной стадии готовности находятся еще два «фюзеляжа». Высказывались предположения, что именно они станут первыми опытными Ту-160М2. Но, как рассказывал помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов, заделы советского времени доводиться до летного состояния не будут. Также, по его словам, деньги на связанные с Ту-160М2 НИОКР на завод уже пошли.

Не секрет, что у проекта восстановления производства Ту-160 есть противники — дескать, слишком дорого, эти деньги можно потратить на более важные дела, к тому же машина старая. Да и нужны ли сегодня такие самолеты?

«У нового Ту-160 совершенно новые «мозги», вооружение, абсолютно другая машина создается, — подчеркивает Лаврентьев. — Во многом поэтому все так непросто… Нужен ли такой самолет? Есть вещи, которые были и будут. Мы, к сожалению, живем в том мире, в котором живем. То, что намечено на Казанском авиазаводе, надо реализовывать. Слава богу, мы опомнились, поняли, что живем не в мире 1991 — 1992 годов, когда всех нас усиленно уверяли, что нам ничего не надо, мы куда-то там интегрируемся и вообще никаких конфликтов не будет. Нас тогда приглашали на разные высокие совещания, где нам говорили: у России нет никаких интересов, кроме как внутри страны. Но такого быть не может! Чтобы свои интересы отстаивать, нужно иметь щит. Поэтому сейчас опомнились и начали заниматься нашим авиазаводом, который на некоторое время полностью забыли».



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх