Государственный рязанский приборный завод – один из ведущих производителей сложной радиоэлектроники как военного, так и гражданского назначения. В том числе здесь создаются РЛС для истребителя пятого поколения ПАК ФА, надвтулочная РЛС для вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» и новейшая нашлемная система целеуказания и индикации для пилотов российских ВКС. Об этих разработках корреспонденту сайта телеканала «Звезда» рассказали генеральный директор предприятия Павел Будагов, его первый заместитель – технический директор Геннадий Колодько и главный конструктор научно-конструкторского центра видеокомпьютерных технологий Леонид Костяшкин.
На вашем предприятии создается система целеуказания и индикации для пилотов «Охотник». Это изделие позволяет выводить на стекло шлема пилота изображения, которые туда транслирует бортовое оборудование. Известно, что такие разработки ведутся и для американских истребителей F-35. Насколько «Охотник» конкурентоспособен в сравнении с иностранными аналогами?
Леонид Костяшкин: Эта система находится в классе изделий, которые не доведены до серии, и в том числе это касается системы для пилота F-35. Поэтому сравнивать их пока довольно сложно. Но одно сказать можно совершенно точно: наша разработка находится на мировом уровне и не уступает иностранным аналогам.
Геннадий Колодько: Вектор развития современной боевой техники примерно один. Уже давно понятно, что она стала настолько сложной, что человеку очень тяжело считывать все с приборной панели, сопоставлять данные и принимать решения. Поэтому и создаются подобные системы. «Охотник» значительно повысит боевую эффективность пилота, позволит ему тратить намного меньше времени на принятие решений, а кроме того, позволит меньше смотреть на приборы, опустив голову, а значит, меньше уставать.
Американские летчики довольно критически отнеслись к подобным разработкам, так как им было трудно адаптироваться к ним. Есть ли отзывы об «Охотнике» со стороны российских пилотов?
Г. К. Один из пилотов, который опробовал эту систему, сказал, что это очень многое меняет в управлении вертолетом и с ней придется пересматривать логику действий и тактику полетов. Пилотам всегда трудно привыкать к нововведениям, так было раньше и так будет всегда. Для того чтобы система прижилась, нужно проводить специальное обучение. Но другого пути нет.
Л. К. Именно по этой причине мы уделяем особое внимание эргономике системы, тому, чтобы пилоту было удобно. Важно отметить одну деталь: весит шлем не больше двух килограммов, так что из-за лишнего веса пилоты уставать не будут.
Когда система «Охотник» поступит в войска?
Г. К. В данный момент заканчиваются межведомственные испытания системы, и мы надеемся, что вскоре увидим ее на серийных машинах, в том числе и на новом вертолете Ми-28НМ.
Какие преимущества дает надвтулочная РЛС на поле боя?
Г. К. Расположение РЛС над втулкой несущего винта позволяет повысить эффективность вертолета. Прячась в складках местности и за природными преградами (лесом, в складках местности, барханами), экипаж может видеть целевую обстановку, оставаясь в то же время незаметным для противника.
Сегодня в мире только в двух странах создаются вертолеты с надвтулочной РЛС – в России и США. Какие особенности у вашей системы в сравнении с американской?
Г. К. В целом системы сопоставимы по своим характеристикам. Единственное, у Apache более узкий угол обзора, чем у «Ночного охотника». Сделано это было согласно техзаданию и связано с различной тактикой применения вертолетов. Мы считаем, что наш подход позволит вертолету быстрее определять цель и применять оружие.
Радар Ш-121, который применяется в том числе на истребителе Т-50 (ПАК ФА), имеет расположенную под углом фазированную решетку, а кроме того, построен на базе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs). Объясните, пожалуйста, нашим читателям, какие именно преимущества это дает самолету.
Г. К. Основные преимущества этого радара заключаются в том, что он имеет большие углы обзора, расширенные режимы работы, большую защищенность от помех. Кроме того, он имеет более низкую заметность. Говоря простым языком, он «видит» дальше обычного радара и его сложнее «обмануть». К тому же применение новой элементной базы дает снижение энергозатрат, повышение мощности, чувствительности.
Сможет ли этот радар обнаруживать самолеты, созданные по технологии «стелс»?
Г. К. Самолет ПАК ФА имеет возможность работать в L-диапазоне, против которого стелс-технологии беззащитны.
В прессе появлялись сообщения о том, что ПАК ФА будет нести в том числе ракету КС-172. Это изделие имеет дальность действия до 400 километров, и у него нет мировых аналогов. Значит, радар позволит ПАК ФА обнаруживать самолет-невидимку и применять оружие до того, как он войдет в зону его поражения?
Г. К. НИИП имени В. В. Тихомирова разработал изделие, а мы, АО «ГРПЗ», готовы выпустить радар в соответствии с утвержденным техническим заданием.
Каким образом будет вестись импортозамещение иностранных компонентов в уже принятой на вооружение технике? Ведь это потребует дополнительных испытаний?
Г. К. Замена иностранных компонентов будет проходить постепенно, по мере необходимости, в рамках планового ремонта, и вопрос об испытаниях будет индивидуально решаться в каждом отдельном случае. Есть элементы, которые не требуют никаких испытаний. Есть элементы, которые их потребуют. Но нужно подчеркнуть, что, меняя иностранные компоненты на российские, мы не меняем тактико-технических характеристик изделия. Поэтому этот процесс не вызовет больших осложнений.
Ведется ли замена иностранного оборудования в цехах предприятия на российское?
Павел Будагов: Мы ставим оборудование, в первую очередь рассматривая его характеристики, а не производителя. Если российские станки позволяют выполнять задание, конечно, мы закупаем это оборудование.
Расскажите о продукции гражданского назначения, которая выпускается на вашем предприятии.
Мы производим различное оборудование для гражданских нужд, и это является для нас одним из приоритетных направлений деятельности. Так, мы производим счетчики электроэнергии, сварочное оборудование «Форсаж», медицинскую технику, средства связи, электрозарядные станции «Фора», системы навигации, системы обработки изображений и многое другое. В целом доля выручки от гражданской продукции на данный момент составляет 6%, и мы планируем увеличить этот показатель.
Текст: Кирилл Яблочкин
Читайте нас: