Вахта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии лишний раз напомнила ВМФ о необходимости модернизации и капитального ремонта единственного в России корабля подобного класса. Он не только несет в себе целую серию недоработок еще со времен своего создания, но и нуждается в существенном обновлении. Что именно в нем следовало бы модернизировать?
Разговоры о модернизации
Как стало известно, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» планируется поставить на ремонт и модернизацию в 2018 году. Об этом сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
Более детально о планах предстоящей модернизации рассказал глава ОСК Алексей Рахманов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, ремонт подразумевает улучшение систем управления и усиление авиационной группировки.
«Это будет, пожалуй, выведение этого корабля на новый уровень с точки зрения систем управления. Мы, к сожалению, не сможем поменять его концептуально и принципиально. Дальше речь, конечно же, пойдет и о том, что то новое авиационное крыло, которое сейчас встало на авианосец, должно быть усилено и получить дополнительные возможности», – приводит слова Рахманова ТАСС.
Многострадальный крейсер
Находясь в составе флота с 1991 года, «Кузнецов» ни разу не проходил капитального ремонта, хотя разговоры о модернизации единственного российского авианосца ведутся уже несколько лет. Сроки постоянно переносились, хотя такая необходимость назрела уже давно.
Учитывая, что строительство «Кузнецова» пришлось на нестабильные перестроечные годы, а вступление в строй – на голодные девяностые, единственный российский авианесущий крейсер можно смело назвать многострадальным кораблем. В 1995–1996 годах во время первого средиземноморского похода у него постоянно отказывали элементы силовой установки. Тогда из-за отказа котлов во время посещения Мальты корабль едва не был выброшен на скалы. Спустя 20 лет дым, валящий из труб авианосца во время похода к берегам Сирии, вызвал массу насмешек со стороны пользователей Сети и журналистов из других стран. В начале 2000-х на авианосце произошло сразу несколько пожаров. Из-за локальных происшествий на борту несколько раз погибали матросы. Во время посадок на палубу корабля безвозвратно было потеряно два самолета – истребитель Су-33 и учебно-боевой штурмовик Су-25УТГ. Первый ныне лежит в Атлантическом океане на глубине 1100 метров, а второй признан неремонтопригодным и списан.
Последний случай потери самолета из авиагруппы «Кузнецова» произошел 14 ноября 2016 года у берегов Сирии. При заходе на посадку из-за технической неисправности разбился истребитель МиГ-29К, пилот выжил.
Опыт российских корабелов
Несмотря на то, что слова «капитальный ремонт» представителями ОСК не произнесены, можно предположить, что крейсер пройдет все же именно такой уровень обновления. Что именно в нем следовало бы отремонтировать и модернизировать? Если коротко – все. Прежде всего нуждается в замене главная энергетическая установка (те самые котлы, которые дымят), все радиоэлектронное вооружение и главный ударный комплекс «Гранит», который, скорее всего, будет попросту демонтирован.
Процедура капитального ремонта предполагает вскрытие всех внутренностей корабля, анализ состояния его механизмов (дефектацию) и замены их с учетом веления времени.
Так или иначе, в случае проведения капремонта от прежней боевой единицы может остаться только корпус, который придется наполнять полностью новым содержанием. И опыт такого рода у российских судостроителей есть. Наиболее ярким примером здесь является авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 1990 года «Баку»), который не выходил в море с 1992 года, а с 2004 по 2013 год проходил модернизацию для продажи ВМС Индии, в состав которых он вошел под именем «Викрамадитья». На корабле были демонтированы все ракетные и артиллерийские системы вооружения, он стал «чистым» авианосцем.
Кроме того, не так давно была завершена модернизация ракетного крейсера «Маршал Устинов», длившаяся пять лет. Продолжаются ремонт и модернизация крейсера «Адмирал Нахимов», которые должны завершиться к 2018 году, после чего на аналогичную процедуру отправится его близнец «Петр Великий».
Крылатые ракеты неактуальны
Вот что касается ударного вооружения, как уже сказано, на «Кузнецове» его могут заменить или вообще убрать. По мнению капитана первого ранга, доктора военных наук Константина Сивкова, второй вариант более целесообразен по причине того, что комплекс «Гранит» занимает практически всю носовую часть корабля.
«Устранение крылатых ракет позволило бы увеличить численность авиагруппы ТАВКР на 8 самолетов МиГ-29К или на 6 Су-33, что существенно повысило бы боевые возможности корабля. С моей точки зрения, это главное, что надо модернизировать», – заявил эксперт.
«Остальные вещи касаются модернизации авиапарка. Я считаю, что надо проработать базирование на борту самолетов радиолокационного дозора, способных взлетать с рампы. Идеальной кандидатурой я вижу здесь Су-27КУБ, разработанный в 90-х и забытый. По своим возможностям он близок к истребителю-бомбардировщику Су-34, необходимо лишь оснастить его необходимым бортовым радиоэлектронным оборудованием», – добавил Сивков.
Также в настоящее время остается неясной судьба авиакрыла «Кузнецова». Истребители Су-33, произведенные в 1990-х годах, вырабатывают свой ресурс и имеют ряд существенных недостатков, основной из которых – невозможность нанесения ударов по наземным целям управляемым вооружением.
Как писали СМИ летом, в связи с этим есть необходимость провести их глубокую модернизацию до уровня сухопутных собратьев – Су-30СМ или Су-35С. По мнению журналиста Леонида Нерсисяна, в такой конфигурации 14 Су-33 совместно с 12 МиГ-29К смогут как выполнять ударные задачи, так и завоевывать превосходство в воздухе.
Необходимость модернизации силовой установки
Если для «сушек» есть альтернатива, то остается вопрос, что делать с котлотурбинной силовой установкой. Высказываются предложения заменить ее на ядерную либо на газотурбинную. В первом случае у корабля появится возможность бороздить Мировой океан без дозаправки десятки лет. Вторая занимает не так много места, как котлотурбинная, но гораздо экономичнее. Вопрос максимальной скорости хода для авианосца очень важен, в первую очередь, для взлета самолетов с полным боекомплектом и запасами топлива.
Резюмируя перспективы модернизации, можно предположить, что по ее итогам «Адмирал Кузнецов» может получить обновленное авиакрыло в составе самолетов МиГ-29К и Су-33, а также нескольких типов вертолетов. В настоящее время в России ведется интенсивная подготовка летчиков, в том числе на наземных полигонах.
По информации капитана первого ранга в запасе, председателя общероссийской организации «Движение поддержки флота» Михаила Ненашева, «сейчас речь идет о базировании там целых эскадрилий БПЛА, в том числе ударных». «Нужно делать опору именно на такие аппараты, в том числе под водой», – отметил специалист.
«Это уникальный корабль в своем классе. Его просто нужно доработать в соответствии с современными технологиями», – подытожил эксперт.
Читайте нас: