Система РЭБ, разработанная КРЭТ, существенно повышает живучесть корабля, защищая его от атак высокоточного оружия воздушного, морского и наземного базирования и снижает вероятность радиоэлектронного обнаружения. Система также препятствует проведению противником радиотехнической разведки.
5П-28 — первая из систем, прошедшая государственные испытания. И, следовательно, принятие корабля, которого заждались в ВМФ и в котором моряки остро нуждаются, дело не совсем скорое.
«Адмирал Горшков» — это первый серьезный корабль, который был заложен в постсоветскую эпоху. По российским меркам он должен был называться сторожевым кораблем дальней морской зоны. Однако в ВМФ прибегли к западной терминологии, назвав корабли проекта 22350 фрегатами, исходя из градации по принципу водоизмещения. То есть фрегат солиднее корвета, но мельче эсминца, за которым идет в высшей степени солидный крейсер.
Головной корабль «Адмирал Горшков» был заложен в довольно успешном в финансовом отношении 2006 году на петербургском судостроительном заводе «Северная верфь». В 2010 году он был спущен на воду. Планировалось, что фрегат должен был встать в строй в 2012 году. Однако этого не состоялось. На испытания его направили лишь в 2014 году. Тогда окончательный срок готовности корабля был назначен на 2016 год.
Правда, хронические задержки привели к тому, что в 2011 году на калининградском судостроительном заводе «Янтарь» параллельно было запущено полным ходом строительство фрегатов проекта 11356, которые прежде предназначались для ВМС Индии. Тут дело пошло гораздо быстрее — два корабля уже находятся в строю Черноморского флота — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Но замена неравнозначная. «Адмиралы» проекта 22350 имеют больший ударный потенциал, несмотря на одинаковое водоизмещение кораблей. Так, на «Адмирале Горшкове» вдвое больше крылатых ракет оперативно-тактического уровня. И существенная разница имеется в приборном оборудовании. На «Адмирале Горшкове» практически вся электроника, а также целый ряд ключевых систем разрабатывается специально под этот проект. Во многом это и определяет задержку с окончательной постройкой корабля.
Однако качество, которое должен получить фрегат, оправдывает запаздывание его ввода в строй.
Корабли проекта 22350 строятся с использованием стелс-технологии, что внове для наших кораблестроителей. В корпусе и палубных надстройках широко используются композиционные материалы, обладающие повышенной способностью поглощения радиоволн. За счет этого снижается след корабля на экранах радаров. То есть корабль может быть обнаружен лишь на близком расстоянии. Также новые материалы способствуют тому, что корабль меньше выделяет в эфир собственных радиоволн, образующихся в результате работы электронных систем. Это снижает вероятность обнаружения методом пассивной локации. А также предотвращает возможность получения волновой информации для проведения радиотехнической разведки. Эту защищенность от «прощупывания» корабля неприятелем усиливает и вышеупомянутая система РЭБ.
Также для снижения заметности корабля в радиочастотном и инфракрасном диапазонах при его проектировании была выбрана соответствующая геометрия.
Стандартное водоизмещение фрегата — 3900 тонн, полное — 4500 тонн. Длина — 135 м, ширина — 16,4 м, осадка — 4,5 м. Скорость — 29 узлов, дальность 4000 миль.
Главное вооружение фрегата — крылатые ракеты «Калибр-НК», имеющие дальность 2600 километров. Впечатляющая «премьера» ракеты состоялась в октябре прошлого года, когда четыре корабля Каспийской флотилии — малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг», а также ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» — произвели обстрел крылатыми ракетами «Калибр» позиций ИГИЛ, расположенных на удалении около 1500 километров. Дальность и точность стрельбы мировые СМИ обсуждали более недели.
Две расположенные в носовой части перед надстройками вертикальные пусковые установки имеют в сумме 16 ячеек. В них содержатся либо ракеты семейства «Калибр-НК» (3М54, 3М14, 91Р1, 91РТ2), либо сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» (3М55), имеющие дальность 500 км. Ракеты могут использоваться в любых сочетаниях.
Контроль дальней зоны ПВО обеспечивает ЗРК «Редут», в боезапас которого входят ракеты пяти типов. В 32-х ячейках содержатся 32 ракеты большой или средней дальности, работающих с целями, удаленными до 150 км. Ракет малой дальности — 128, они поражают цели на расстоянии до 15 км. Максимальная высота стрельбы — 27 км. Максимальная скорость цели 2800 м/с, в связи с чем можно говорить, что «Редут» вполне соответствует требованиям, предъявляемым к системам ПРО.
Работу «Редута» обеспечивает специально созданная для проекта 22350 РЛС «Полимент», имеющая четыре активных фазированных антенных решетки. РЛС одновременно сопровождает до 200 целей и выдает целеуказание для обстрела 16-и целей. Дальность обнаружения целей достигает 200 километров.
Ближнюю зону ПВО контролируют два шестиствольных зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», способных поражать любые типы воздушных целей на расстоянии до 10 км и на высоте до 5 км. Калибр пушек — 30 мм. Строго говоря, «Палаш» — это ракетно-артиллерийский комплекс. Но в связи с использованием мощного ЗРК «Редут» ракетная составляющая «Палаша» на «Адмирале Горшкове» отсутствует.
Фрегат оснащен также автоматической артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм с дальностью стрельбы в 23 км. Орудие способно поражать не только надводные и береговые цели, но и воздушные. А-192М также создавалась под этот конкретный проект. Разработчики затянули сроки поставки установки. Однако сейчас она уже не только готова, но и успешно отстрелялась сравнительно недавно в рамках госиспытаний.
Фрегат «Адмирал Горшков» способен эффективно бороться не только с надводными, наземными и воздушными целями, но и с подводными лодками. Для чего на борту есть все необходимое: 16 противолодочных ракет, торпеды, гидроакустический комплекс «Заря-3», а также буксируемая гидроакустическая станция «Виньетка-М». Есть система противоторпедной защиты.
На фрегате базируется противолодочный вертолет Ка-27, в хвостовой части находятся ВПП и ангар.
Каждая система вооружения обслуживается своей РЛС, разумеется, кроме противолодочного оружия. Для ЗРК «Редут» — вышеупомянутая «Полимент». Стрельбой артиллерийской установки управляет система 5П-10 «Пума» с РЛС, телеканалом и лазерным дальномером. В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 «Фурке». Для целеуказания противокорабельным ракетам служит РЛС 34К1 «Монолит».
Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М.
А теперь о том, сколько ВМФ нужно таких многоцелевых кораблей, способных вести боевые действия в дальней морской зоне и принимать участие в океанских операциях. В конце прошлого века этот вопрос остро не стоял. Поскольку концепция была сугубо оборонительная. Условно перенеся ее на нынешний день, можно предположить, что нам нужно как можно больше малых ракетных кораблей проектов «Каракурт» и «Буян-М». Вооруженные дальнобойными ракетами «Калибр» они могли бы решать оборонительные задачи. Через 9 лет мы должны иметь 18 «Каракуртов» и 9 «Буянов-М».
Однако нынешнюю концепцию можно сформулировать как «не позволять вытирать о себя ноги». То есть возникла необходимость отстаивать национальные интересы и вдали от границ государства. Для этого нужны многоцелевые — ракетные, противолодочные, ПВО и в идеале ПРО — корабли, способные действовать в океане. То есть как минимум фрегаты и эсминцы.
В ВМС США они именуются кораблями с управляемым ракетным оружием (УРО). Поскольку США стремятся контролировать сразу оба полушария, этих кораблей в ВМС много. 22 крейсера УРО и 62 эсминца УРО.
У нас ситуация в этом сегменте весьма грустная. Два сравнительно молодых фрегата проекта 11540 с устаревшим ракетным вооружением — «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый». Два корабля проекта 1135 «Буревестник». И два новеньких «адмирала» проекта 11356, о которых шла речь выше. На калининградском заводе «Янтарь» построены и введены в строй «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». Еще два достраиваются. Но оставшиеся в серии еще 5 фрегатов «повисли в воздухе», поскольку Украина отказалась продавать для них двигатели. Идет речь о создании новых собственных двигателей, но они могут появиться лишь в начале следующего десятилетия.
Есть и еще несколько сторожевых кораблей — несколько штук, а не десятков. Достались в качестве наследия СССР: «Пытливый», «Ладный», «Сметливый».
Что же касается рассмотренных нами фрегатов проекта 22350, то «Адмирал Горшков» все-таки будет принят госкомиссией. Если не в этом году, то в следующем. А вот сколько еще будет построено кораблей — это большая тайна. Ходят разноречивые сведения, которые распространяют весьма компетентные и официальные люди. И тут разброс велик — от 8 до 20. Если даже все планы будут реализованы по максимуму, то это будет слишком мало по сравнению 84-я американскими кораблями, вооруженными «Томагавками». Хоть американские ракеты и несколько уступают нашим «Калибрам». Надо, как это у нас принято, искать асимметричный ответ.
Читайте нас: