Советский Союз вступил в Холодную войну с существенным отставанием от США в технологиях, связанных с созданием подводных лодок, отмечает издание War Is Boring. Несмотря на то, что советские военные приобрели несколько наиболее передовых типов немецких подводных лодок, к концу войны у США уже был накоплен богатый опыт в применении подводных лодок и в противолодочной обороне в ходе Битвы за Атлантику с Германией и в результате борьбы с Японией на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны. Причём опыт был получен в ходе борьбы именно с немецкими субмаринами, что нивелировало преимущество от получения доступа к технологиям Третьего рейха.
В сочетании с другими технологическими преимуществами подводные лодки Соединённых Штатов получили значительное технологическое преимущество в течение первых двух десятилетий Холодной войны.
Так, например, первые советские атомные подводные лодки пытались конкурировать с западными аналогами в малозаметности и надёжность. После реализации нескольких первых проектов, военное руководство СССР решило создать субмарину, сочетающую в себе грубую силу и самые передовые технологии.
Использование «грубой силы» подразумевало строительство подводной лодки, которая сможет двигаться намного быстрее и погружаться глубже любого западного аналога. Высокотехнологичная составляющая включала в себя использование прогрессивной конструкции корпуса вкупе с новыми материалами, а также инновационной конструкции реактора.
В результате военно-морской флот Советского Союза получил атомную подводную лодку проекта 705(К) «Лира» (по классификации НАТО — Alfa). Эта АПЛ представляла собой реальную угрозу для подводного доминирования стран НАТО.
Атомная подводная лодка проекта 705 «Лира». Источник фотографии: www.globalsecurity.org
История создания
Разрабатывая проект «Лира», советские военные стремились достичь сразу двух целей. Во-первых, они хотели создать оружие, способное изменить характер морской войны в Северной Атлантике и Арктике, а также оружие, которое сможет угрожать подавляющему большинству надводных кораблей военно-морских сил НАТО.
В отличие от своих западных коллег, которые предпочли разрабатывать многоцелевые платформы, руководство флота СССР предпочло подводные лодки, предназначены сугубое для одной миссии — скоростной «перехват» двигающихся на поверхности эскадрилий НАТО, в особенности ударных авианосных групп.
Во-вторых, вооружённым силам Советского Союза был необходим толчок к технологическому развитию, производству новшеств, которые можно будет использовать при разработке и строительстве будущих субмарин. При этом была достигнута ещё одна цель, которая не являлась основной.
Страны Североатлантического альянса были вынуждены потратить существенную часть своего бюджета и время для адаптации к угрозе, которую представляла «Лира».
В итоге во время разработки проекта 705 самых существенных успехов удалось достичь в отношении второй цели. Следом за промежуточным вариантом (К-222, также известная как К-162 «Золотая рыбка», самый быстрый в мире первоклассный ракетный подводный крейсер), при создании «Лир» был использован титановый корпус. Это позволило создать одновременно прочную и лёгкую АПЛ, которая была способна действовать на высоких скоростях и выдерживать экстремально глубокое погружение.
Для сохранения относительно небольшого размера экипажа, субмарины класса «Лира» использовали современные для того времени технологии автоматизации ключевых систем, которые существенно повышали скорость реакции экипажи в бою и в нештатных ситуациях. Однако обратной стороной стала дороговизна и технологические трудности в процессе эксплуатации и обслуживания.
Для достижения высокой скорости при создании «Лир» был впервые использован инновационный реактор с жидкометаллическим (расплавленный свинец) теплоносителем. Это позволило использовать колоссальное количество энергии в ограниченном пространстве. Однако использование подобных реакторов создаёт существенные затруднения во время технического обслуживания. Отмечается, что лишь малая часть этих затруднений может быть устранена силами экипажа. Однако за более чем 20 лет службы на подлодках проекта 705 не погибло ни одного человека. Произошла лишь одна серьёзная авария, связанная с затвердеванием теплоносителя первого контура, что стало следствием отправки субмарины на боевое дежурство в неисправном состоянии.
Модель АПЛ класса «Лира». Источник фотографии: i-am-modelist.com
Основные характеристики
АПЛ проекта 705 «Лира» демонстрировали потрясающую скорость, которую не может развить ни один из существующих сейчас классов атомных подводных лодок (за исключением единственной АПЛ проекта 661 «Анчар» — К-162, которая была выведена из состава ВМФ в 1989 году). «Лиры» развивали подводную скорость до 41 узла (около 75 км/ч), что позволяло преследовать любую субмарину, а также отрываться от любой погони. При этом для развития максимальной скорости проекту 705 требовалось менее 1 минуты. Также, по данным НАТО, подлодки проекта 705 могли погружаться до 650 метров, что намного превышает возможности даже современных субмарин, стоящих на вооружении в странах Североатлантического Альянса.
Скорость и способность уходить на большую глубину позволяла «Лирам» уклоняться от самых современных торпед НАТО. Однако в бою подлодки проекта 705 также испытывали трудности с выдвижением на позиции для атаки. К тому же из-за небольшого размера «Лиры» обладали меньшим арсеналом, по сравнению с большинством других советских лодок — суммарно от 18 до 21 торпеды, часть из которых может быть заменена крылатыми ракетами.
Тем не менее, даже таким незначительным арсеналом субмарины проекта 705 могли сеять хаос в ударных морских группах НАТО, не обладающих средствами эффективного реагирования. Да, «Лиры» были не слишком тихоходны, особенно когда приближались на высокой скорости. Однако способность проплывать на относительно большой глубине давала проекту 705 в некотором роде «стелс-возможности», в зависимости от океанических условий. Что ещё более важно, субмарины класса «Лира» могли либо обогнать, либо уклониться практически от любого имеющегося у НАТО вооружении. Это делало АПЛ проекта 705 практически неуязвимыми.
АПЛ проекта 705 в сухом доке. Источник фотографии: warisboring.com
Ответная реакция НАТО
Как в случае с МиГ-25 и с рядом других советских «супер-проектов» НАТО отнеслось к угрозе со стороны подводных лодок класса «Лира» очень серьезно.
Имевшиеся на вооружении торпеды и другие противолодочные средства были неспособны нейтрализовать субмарины проекта 705. В результате то ли из-за искренней паники, то ли из-за желания использовать угрозу в виде «Лиры» для стимулирования инновационной деятельности и финансирования новых разработок, руководство военно-морских сил США и Великобритании приступило к разработке программы противодействия проекту 705, в которую входило создание датчиков, способных обнаружить «Лиры», и оружия, способного уничтожить их.
В результате этих усилий инженерам ВМФ США удалось создать несколько типов вооружения, в том числе торпеду Mark 48 ADCAP, которая способна развивать скорость в 55 узлов (около 100 км/ч). Королевский флот, в свою очередь, разработал подобные высокоскоростные торпеды, получившие название Spearfish. Также США создали сверхзвуковую противолодочную ракету подводного базирования UUM-125 Sea Lance, которая способна поражать цель на расстоянии до 100 километров. При этом Sea Lance была приспособлена для доставления ядерных боеголовок.
Соединённые Штаты свернули программу Sea Lance в конце холодной войны, примерно в то же самое время, когда подводные лодки класса «Лира» были выведены из состава флота.
Недостатки
В результате разработки АПЛ проекта 705 «Лира» военному бюджету Советского Союза пришлось дорого заплатить за создание самой быстрой субмарины.
Уже предшественник проекта 705, К-162 «Золотая рыбка», создал существенное напряжение даже для огромного военного бюджета Советского Союза. Создание субмарин класса «Лира» обошлось ещё дороже, плюс ко всему они требовали дорогостоящего и сложного обслуживания. При этом большинство советских портов не обладали достаточной профессиональной подготовкой рабочих и необходимым оборудованием, которое требовалось для поддержания АПЛ проекта 705 в рабочем состоянии.
В отличие от большинства других подводных проектов времён Холодной войны, СССР построили всего семь «Лир», одна из которых была скорее прототипом, чем настоящей боевой единицей. Первый опытный образец серии был списан в 1974 году, после демонстрации всех возможностей.
После окончания Холодной войны Российская Федерация стремилась сохранить большую часть огромного военно-промышленного комплекса Советского Союза. Однако сверхдорогие подлодки, вроде «Лир», было нецелесообразно содержать. Спектр задач, которые они могли выполнять, был незначительным, что не позволило оправдать их непомерно дорогое содержание. К середине 1990-х годов все подлодки проекта 705 были выведены из состава флота и отправлены на утилизацию.
АПЛ «Лира» на утилизации. Источник фотографии: grogheads.com
Наследие
Тем не менее, Советский Союз извлёк много пользы из проекта 705. В том числе на деле было получено подтверждение, что одновременное использование ряда инновационных технологий не всегда приводит к созданию идеального оружия.
Также при создании атомных подводных лодок проекта 945 «Барракуда» в начале 1980-х годов были использованы такие удачные нововведения проекта 705, как, например, титановый корпус. Но при этом «Барракуды» были малозаметными и могли выполнять огромный спектр задач. А при создании ударных подводных лодок класса «Щука» на вооружение были взяты многие приемы автоматизации, которые впервые были применены при создании «Лир», что позволило эксплуатировать их сравнительно небольшому экипажу.
В прошлом году появились сообщения, что Россия может попытаться возродить проект 705, создав атомные подводные лодки принципиально нового класса, используя самые современные технологии для решения некоторых из проблем, связанных с эксплуатацией АПЛ класса «Лира». Однако информация об этом проекте практически отсутствует.
Читайте нас: