У этого уникального авианесущего крейсера есть много отличительных черт, являющихся как преимуществами, так и недостатками. Однако аналитикам Пентагона предстоит разобраться в потенциальных возможностях «Адмирала Кузнецова», которые, несомненно, выросли после окончания модернизации в августе 2015 года. Журналисты издания Russia Beyond The Headlines оставили профессиональную оценку специалистам из американского оборонного ведомства и попробовали выделить удивившие их особенности этого авианесущего крейсера.
1. Уникальный в своем классе
«Адмирал Кузнецов» — это авианесущий крейсер, иными словами это авианосец с мощным ракетным вооружением, способным поражать наземные, водные и воздушные цели, в том числе и противокорабельные баллистические ракеты. Россия является единственной страной в мире с таким тяжеловооружённым авианосцем: авианосцы других стран, по сути, являются просто плавучими авиабазами, зависимыми от группы сопровождения.
2. Самый большой корабль ВМФ России
«Кузнецов» является самым большим кораблём из когда-либо построенных в СССР или в России. Водоизмещение российского тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) практически достигает 62 000 тонн.
3. Рекордсмен по количеству имён
Единственному российскому ТАВКР принадлежит рекорд по количеству изменений названия корабля в истории военно-морского флота Российской Федерации. Первоначально авианесущий крейсер был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода под названием «Рига». Затем, после смерти Леонида Ильича Брежнева, корабль получил новое имя — «Леонид Брежнев». За два года до спуска на воду крейсер снова переименовали — на этот раз в «Тбилиси». И, наконец, 4 октября 1990 года корабль получил окончательное название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
4. Трамплин вместо катапульт
«Адмирал Кузнецов» мог быть оснащён паровыми катапультами, но по экономическим причинам военное руководство предпочло создать полётную палубу с трамплином для стандартного взлёта и посадки самолётов морской авиации. Отмечается, что использование трамплина приводит к определённым затруднениям взлётно-посадочных операций. Однако в противовес авиаполк приобретает большую боевую устойчивость, так как при поломке системы паровых катапульт использование авиагруппы становится невозможным.
5. Пилоты авиационной группы проходят подготовку ещё на земле
Ещё в советские времена в Крыму был построен специальный береговой учебный центр, на территории которого располагалась взлётно-посадочная полоса, имитирующая трамплин на авианосце. Этот центр был создан для тренировки военных летчиков палубной авиации. В течение длительного времени, этот центр принадлежал Украине, однако после возвращения Крыма в состав Российской Федерации центр перешёл в распоряжение вооружённых сил России.
6. Способность постоять за себя
«Адмирал Кузнецов» обладает достаточно хорошим вооружением, благодаря чему российскому авианесущему крейсеру требуется меньшая группа поддержки по сравнению с американскими авианосцами. При этом российский ТАВКР способен защитить себя при необходимости. «Адмирал Кузнецов» оснащён 12 пусковыми установками противокорабельного ракетного комплекса «Гранит», 6 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», 4 зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик», 6 автоматическими корабельными артиллерийскими установками АК-630 и двумя комплексами противоторпедной защиты «Удав». Такой богатый арсенал вооружения не позволит противнику подобраться к кораблю ни с воздуха, ни с моря.
7. Знаменитый побег
После распада СССР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» мог достаться Украине, которая заявляла свои права на этот корабль. В 1991 году «Адмирал Кузнецов» проходил испытания в составе Черноморского флота в Феодосии и согласно планам Киева должен был остаться на территории Украины, несмотря на то, что крейсер уже был приписан Северному флоту Российской Федерации. Однако первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко прилетел в Украину и отдал приказ поднимать якоря и отправляться в Северодвинск. Погасив навигационные огни, «Кузнецов» покинул гавань и провёл более трех недель в море на пути к месту постоянного базирования без самолётов и без двух третей своего экипажа. Однако такая спешка была продиктована необходимостью сохранить единственный авианосец в рядах российского ВМФ, а как справедливо рассудил вице-адмирал, матросы догнали на поезде, а самолёты, оставшиеся на наземной авиабазе, добрались «своим ходом».
8. Чудесный долгожитель
Если бы «Адмирал Кузнецов» остался в Украине, то его могла бы постичь незавидная участь его собратьев по проекту 1143. Авианесущий крейсер «Киев» теперь развлекает туристов в Китае в качестве плавучего музея и отеля, «Ульяновск» был разобран на металлолом. «Новороссийск» и «Минск» были проданы в Южную Корею для утилизации, однако «Минск» был перепродан в Китай и стал плавучим музеем. «Варяг» был также как и «Киев» продан в Китай, который заявлял о намерении построить плавучее казино. Однако правительство КНР решило модифицировать крейсер в первый китайский авианосец «Ляонин», который позволил Пекину начать работу в направлении создания собственного авианосного флота.
9. Самый незаменимый
В 2015 году военное командование России сообщило, что решение о постройке второго авианосца будет принято в течение следующих 5 лет. Однако программа развития ВМФ не включает в себя планы по строительству авианосца. При этом стоит отметить, что разработка и постройка авианосца являются весьма затратными предприятиями, а в ближайшее время руководству Российской Федерации потребуются дополнительные вложения в экономику страны для обеспечения успешного выхода из кризиса. Поэтому в обозримом будущем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», скорее всего, останется единственным авианосцем ВМФ России.
Читайте нас: