К таким судам относятся и морские тральщики. Корабли этого класса предназначены для проведения работ по обнаружению и уничтожению морских мин. Совместно с этим они выполняют функции сопровождения группы кораблей проходящих через минные поля.
Для полноценного выполнения возложенных на тральщики задач, они оборудованы специальными средствами поиска морских мин.
Название этого корабля происходит от слова трал - большая конусообразная сеть для ловли рыбы с судов. В судах рыболовецкого флота трал остается единственным средством добычи морепродуктов.
Военное предназначение и устройство трала немного другое. Вместо сетей из прочных нитей, минный трал представляет сеть из железных цепей имеющих ножи. Такой трал, спущенный в море, захватывает мину, а ножи обрезают трос, которым она фиксируется на дне. Получившая свободу мина всплывает на поверхность и уничтожается в определенном районе моря. Такой трал называется контактным.
Существуют и еще несколько способов поиска мин.
Акустический: В этом способе применяются гидроакустические буи, способные имитировать шум кораблей. Реагирующие на шум мины взрываются, не причиняя кораблю вреда, поскольку он находится на безопасном расстоянии.
Электромагнитный: При таком способе разминирования используются приборы, имитирующие магнитное поле кораблей. У каждого корабля оно своё. Мина, имеющая электромагнитный датчик, реагирует на ложный сигнал и взрывается, но тральщик остается вне зоны поражения морской мины.
В более позднее время корабли стали оборудовать гидроакустическими станциями (ГАС), с помощью которой стало возможно определять не только дальность до мины, но и её координаты. При этом стало возможным обнаруживать мины, находящиеся на расстоянии 1000 – 1500 метров. Подобные устройства имеются и на борту противолодочных вертолетов Ка-27.
Современные тральщики обладают бесшумностью работы своих механизмов. Из таких же металлических сплавов изготавливается вооружение корабля. Как и на любом военном корабле, на тральщиках устанавливается размагничивающее оборудование. Его используют для снятия статического напряжения, которое может появляться при движении корабля.
Корпус тральщика изготавливается из маломагнитной стали. Это позволяет ему, не создавая магнитное поле, безопасно проходить над минными полями.
Последние проекты отечественных тральщиков способны уничтожать смертоносные объекты, находящиеся далеко позади него.
Получив серьезное оборудование для борьбы с минами, он в своем арсенале имеет и неплохое вооружение. Для борьбы с воздушными целями используются переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла-1», две автоматические 30 мм артиллерийские установки.
На вооружении морского тральщика имеются и средства поражения подводных лодок. Его оборудование позволяет обнаруживать не только морские мины, но и другие подводные объекты, в том числе, и ПЛ, для уничтожения которых на тральщике имеется 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1200 с дальностью стрельбы от 400 до 1200 метров.
Естественно, военная мысль и наука шагают в ногу со временем. Создание неуправляемых подводных аппаратов сделало возможным использовать беспилотники в целях поиска и уничтожения морских мин.
Российские ученые ведут работы по созданию новых противоминных кораблей, которые могут пополнить состав флота в недалеком будущем. По сведениям, появляющимся в печати, корпус будущих кораблей будет выполнен из пластика. Этим же проектом предусматривается создание противоминного корпуса, оснащение новым оружием, ГАС, новыми двигателями и автоматизированными системами управления по противодействию минам.
Пока это только проектные разработки, но стоит надеяться, что от проекта до создания реального корабля пройдет немного времени.
Читайте нас: