Сегодня всё внимание мирового сообщества приковано к событиям на территории Большого Ближнего Востока. Сотрясаемый кровавыми военными баталиями «жаркий» регион, оставил в стороне некоторые значимые известия военного дела. Так, например, без должного внимания прошло событие, которое способно оказать решающее влияние на изменение баланса сил в регионе Индийского океана, а то и в более широком плане.
Суть в том, что относительно недавно ВПР Республики Индия объявило о том, что «состояния полной боевой готовности» достигла первая АПЛ («Арихант»), вооруженная баллистическими ракетами с подводным стартом.
Пока это, конечно, ракеты K-15 Sagarika с дальностью полета всего лишь 750 км (последний успешный запуск такой ракеты был осуществлён 26 февраля 2009 года), но индийские специалисты и военные уже начали работу над интеграцией на борт подводной лодки боевых ракет «Агни-3», которые будут иметь дальность полета 3500 км.
Пожалуй, это можно назвать прямой заявкой на вхождение в элитарный клуб государств, располагающих морской компонентой стратегических ядерных сил.
Индийский «Истребитель врагов»
«Арихант» или по-другому «Истребитель врагов» - это атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ).
О начале создания собственного проекта атомной подводной лодки, названного ATV — Advanced Technology Vessel, Индия объявила в 1985 году. В основу индийской АПЛ легли советские подводные лодки проекта 670 «Скат». Затем этот проект был переориентирован на строительство баллистических субмарин.
Интересно, что программа проектирования и постройки атомоходов типа «Арихант» оказалась настолько секретной (что необычно для Индии само по себе), а меры безопасности – столь серьезны, что официально о закладке головного ракетоносца не было объявлено.
В итоге дата закладки ПЛАРБ «Арихант» на сегодня точно так и не известна, считается, что это произошло в 1998 году в присутствии доктора Абдула Калама – главы DRDO и затем президента Индии. Спуск «Ариханта» на воду проходил в закрытом от посторонних глаз месте, а присутствующим было запрещено вести какую-либо съемку.
ТТХ
ПЛАРБ имеет полное надводное водоизмещение около 6000 т, наибольшие длину 110–111 м, ширину 15 м и осадку 11 м, заявленная рабочая глубина погружения – 300 м, экипаж – 95–100 человек.
В носовой части ПЛ размещены ГАС, шесть 533-мм торпедных аппаратов – пусковых установок ракетного комплекса «Клаб-С», стеллажи с боезапасом, центральный пост, прочная рубка и соответственно выдвижные устройства, а снаружи – горизонтальные рули.
В средней части корпуса расположены боевые посты с различной аппаратурой и корабельным оборудованием, четыре пусковые установки баллистических ракет и пр.
Наконец, в кормовой части корпуса подлодки находятся оборудование и аппаратура атомной энергоустановки с водо-водяным ядерным реактором тепловой мощностью 80–85 МВт и паротурбинной установкой мощностью около 47 тыс. л.с., гребной валопровод и т.п., а снаружи – рули и семилопастный гребной винт.
Главное оружие «Истребителя врагов» – ракетный комплекс с баллистическими ракетами К-15 «Сагарика», разработанный специалистами Организации по оборонным исследованиям и разработкам Индии. На субмарине размещается 12 таких ракет (по три БР в каждой из ПУ).
В перспективе на ПЛАРБ намечается размещать четыре БР К-4 с дальностью стрельбы не менее 3500 км.
Отметим, что в этом месяце Индия уже осуществляла испытательный пуск ракеты К-4. По сообщениям источника, испытание проводилось при поддержке Strategic Forces Command (SFC). Ракета была выпущена с глубины 20 метров. Результаты испытаний были признаны успешными.
К бою готов
Следующим этапом в жизни «Истребителя врагов» должен стать официальный его ввод в боевой состав ВМС Индии, а затем – выход на первую боевую службу.
Ожидается, что произойдет это в текущем году. Пока же в Дели сообщают о вводе в строй центра связи с находящимися на боевой службе ПЛАРБ. В ближайшее время в строй должна быть введена и строящаяся на восточном побережье страны, около порта Какинада, новая военно-морская база «Варша», где в специальных укрытиях планируется размещать «Арихант» и две серийные ПЛАРБ, которые будут отличаться от головной большими размерениями и модернизированными бортовыми системами.
Помимо этого, планируется довести численность ПЛАРБ до пяти, а также создать новую многоцелевую АПЛ.
Читайте нас: