Лента новостей

12:48
В Приморье создадут судостроительный кластер
12:38
В ООН заявили о пытках российских военных на Украине
12:30
Польского генерала, отвечавшего за подготовку солдат ВСУ, отстранили от должности
12:25
Блиндаж за блиндажом: FPV-дроны уничтожают врага (ВИДЕО)
12:21
Граждан Киргизии предупредили о вербовке террористов через социальные сети
12:10
СМИ узнали о разработке в Китае зенитной ракеты дальностью свыше 2000 км
11:53
В Киеве анонсированы рейды и облавы на «российскую агентуру»
11:44
Путин призвал беречь единство народа России
11:13
Боятся всего и вся: страх и ужас в Америке
11:10
В ООН подтвердили пытки российских военнопленных на Украине
10:54
Штрафбаты Киеву не помогут
10:48
Запад втягивает себя в войну
10:41
МИД РФ готовит ответ Латвии на высылку российского дипломата
10:33
Шольц: спецслужбы ФРГ не знали о готовящемся теракте в «Крокусе»
10:31
МИД указал на подготовку НАТО в Восточной Европе к конфликту с Россией
10:05
Законные цели. Путин предостерег третьи страны от предоставления ВСУ аэродромов для F-16
09:56
В Кремле заявили об отсутствии планов по блокировке Telegram
09:46
Иностранным военным рассказали о предстоящем форуме Армия-2024
09:29
Харьковские власти заявили, что ВС РФ впервые нанесли по городу удар УМБП
09:28
Солист «Би-2» признался, что после отъезда из РФ коллектив прозябает в нищете
09:17
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 28.03.2024
09:09
Крейсер Варяг и фрегат Маршал Шапошников дошли до Красного моря
04:29
На Париж! Сражения при Арси-сюр-Обе и Фер-Шампенуазе
04:21
Боеприпасы заканчиваются, но Украина надеется, что до такси дело все же не дойдет
01:02
Пушки вместо масла: Запад милитаризируется под русофобскую истерию
00:31
Украина будет французской или безлюдной
23:56
Реальность Мариуполя глазами японского репортера: причины, по которым оставшиеся граждане остались жить под властью России
22:26
FT: мир легко игнорирует массовые страдания в Африке, увлёкшись Украиной и Израилем
22:18
Die Welt призывает заморозить конфликт на Украине в этом году из-за опасения победы России
21:44
Стало известно, о какой угрозе для Сербии говорил Вучич
21:10
Моргенштерн отказался принять участие в СВО
21:09
«Мы должны заставить Америку снова молиться». Трамп начал продажи Библии под своим брендом
21:03
«Неуловимый» Макрон и раздувание террористической угрозы во Франции
20:34
Подростки-диверсанты и самарский камикадзе Жвакин: россияне продолжают «клевать» на СБУшную наживку
20:06
Золото Югославии трижды украдено Западом
19:51
Путин вышел из машины к людям в Торжке
19:32
FT: мир легко игнорирует массовые страдания в Африке, но не на Украине и в Газе
19:24
«Мы унизим администрацию «Черного дома». Ополчение Ирака пригрозило США разгромом, если они не выведут войска
19:23
ВСУ ведут огонь по ДНР, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 27 марта
18:42
В Казахстане арестовали националиста Кузаирова за ругань в адрес Путина
18:08
Intel Drop: Зеленский вывез из Аргентины 300 кг кокаина
17:41
Спецдокладчик ООН заподозрила Израиль в геноциде жителей Палестины
17:33
Армения отказалась присоединиться к заявлению ОДКБ о теракте в «Крокусе»
17:32
«Недовольство в концлагере»: политолог Дудчак объяснил страхи украинцев насчет своего будущего
17:20
На Восточной верфи спустили на воду краболов Пума
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Истребитель шестого поколения: близкое далекое

Истребитель шестого поколения: близкое далекое


Еще не принят на вооружение перспективный комплекс фронтовой авиации Т-50, а в России начались работы по созданию истребителя шестого поколения

Разговоры о работах над истребителем шестого поколения получили официальное подтверждение. На совещании по развитию российской боевой авиации 2 марта в компании «Сухой» были озвучены данные о разработках такого самолета в пилотируемом и беспилотном вариантах. После мероприятия об этом заявили вице-премьер Дмитрий Рогозин и главком Воздушно-космических сил (ВКС) России Виктор Бондарев. Обосновав необходимость таких работ: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда», – генерал-полковник Бондарев отметил, что создаются самолеты «… и шестого, и, наверное, седьмого» поколения. По его словам, беспилотные истребители могут быть созданы в России уже через три года.

Казалось бы, в ситуации незавершенности работ с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и известном как Т-50, говорить о следующем преждевременно. Однако взгляд за «горизонт» – общемировая тенденция, двигатель развития существующих и создания перспективных технологий. Наконец, это гарантия того, что Россия останется в «пуле» мировых лидеров и не скатится до уровня «банановой» республики с потерей национального достоинства.

Оптимистов это вдохновляет, скептики упорствуют в своих сомнениях относительно достижения поставленных задач, а прагматики высказывают осторожные прогнозы и предложения для решения последних. Правоту каждого из них в нынешних, весьма непростых экономических условиях оценить сегодня непросто, ибо каждое мнение, как правило, обоснованно. Но одно можно сказать определенно — истина находится где-то посередине.

Оптимисты

Одним из «вдохновляющих» доводов служит вышеприведенное и достаточно емкое высказывание главкома ВКС Виктора Бондарева. Действительно, в авиастроении перспективные работы стимулируют создание новых материалов, технологий и продвинутых конечных изделий. Авиапром, как локомотив всей нашей промышленности, аккумулирует новейшие научно-технические достижения, которые затем внедряются в другие народно-хозяйственные отрасли и нашу повседневную жизнь.

В свое время именно активные работы в авиации вывели нашу страну в лидеры мирового авиастроения, стали основой победы в Великой Отечественной войне. И сегодня в этой области мы – на равных с другими ведущими странами.
Истребитель шестого поколения: близкое далекое


Скептики

Но есть причины, которые вызывают скепсис относительно планов и возможностей по развитию нашей боевой авиации, авиапрома в целом. В первую очередь, это связано с нашим многофункциональным истребителем пятого поколения Т-50. Чаще всего звучит вопрос: когда же самолет поступит на вооружение наших ВКС со своим собственным двигателем, а не его аналогом?

Заявления о поступлении в войска первых серийных истребителей Т-50 в 2017 году, не единожды ранее повторенные, оптимизма у скептиков не вызывают. Возможно, их точку зрения изменило бы периодическое освещение обнадеживающих результатов работ в этом направлении. В частности, такое. После совещания в компании «Сухой» было объявлено о завершении испытаний ПАК ФА, который первый полет с собственным двигателем второго этапа (изделие 30) должен осуществить в 2018 году. Всего же в период до 2020 года военные должны получить 55 истребителей пятого поколения.

Не добавляют веры в наш авиапром и заявления, которые через некоторое время дезавуируются. Так, однажды было заявлено о том, что перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет, чуть ли не гиперзвуковым. Но буквально через несколько дней после этого представитель дальней авиации уточнил, что перспективный самолет будет дозвуковым.

На фоне имеющихся успехов в создании боевых самолетов и вертолетов, скептики указывают на достаточно плачевную ситуацию в области гражданской авиации. Подавляющее большинство ее самолетов, в основной массе не новых, «прилетели» к нам из-за границы. Нет особых оснований считать, что они появились у нас по принципу: «на тебе Боже, что нам негоже», тем не менее их доминирование на внутренних и внешних трассах российских авиакомпаний — весьма веская причина для скепсиса относительно возможностей по производству собственных самолетов.

В результате звучат вопросы типа, а где же наши знаменитые гражданские самолеты марки «Ту», «Ил», «Як»? Почему принято решение привлекать зарубежных пилотов для работы в России, а внедрение отечественных разработок всячески тормозится? И это лишь некоторые из многих. На такие вопросы обнадеживающих ответов нет, что и не позволяет скептикам перейти в другую «весовую» категорию.

Прагматики

Можно предположить, что эта категория наиболее близка к истине и занимает «золотую» середину. Поддерживая первых, они трезво оценивают существующее положение, и, соглашаясь со вторыми по некоторым вопросам, указывают наиболее приемлемые, с их точки зрения, пути устранения причин для скептицизма. Базой для прагматиков и их подхода к оценке положения дел в авиапроме является принцип достижения желаемого с учетом реально существующих для этого возможностей.

Надо полагать, что именно их оценки и предложения должны лежать в основе принимаемых решений и действий по дальнейшему развитию российского авиапрома. В противном случае конечным результатом будут завышенные или вовсе неоправданные государственные траты, потери приоритетов, перспективных направлений и проектов. А такие примеры есть как в секторе боевой, так и гражданской авиации. Указывая на «тонкие» места прагматики тем самым дают направления совершенствования и устранения недостатков.

Так, упор на развитие, несомненно, эффективных, самолетов семейства «Су», в свое время перекрыл «кислород» для развития линейки легких самолетов-истребителей типа «МиГ». Однако практика показала, что это одно из перспективных направлений в развитии боевой авиации. Примерно та же ситуация наблюдается и с самолетами КБ «Бериева».

Еще больше нарушений реальных подходов к созданию новых образцов прагматики отмечают в области гражданской авиации. Достаточно вспомнить, какие усилия и средства были затрачены на создание и продвижение российского ближнемагистрального самолета «Суперджет-100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ 100). Но ожидаемого прорыва в этой области, солидных заказов на его производство и улучшения ситуации на внутреннем рынке авиаперевозок так и не произошло. Этот пример в совокупности с вышесказанным о самолетах типа «Ту», «Ил», «Бе», «Як» и другими — ярко подтверждает верность оценки ситуации прагматиками и выработку соответствующих ей рекомендаций.

В качестве итога

Вывод очевиден — работа над истребителем шестого поколения объективно необходима. В противном случае мы опять окажемся в роли догоняющих, как получилось с электроникой. Но следует помнить, что любая новая разработка требует соответствующего и, как правило, немалого финансирования. В нынешней ситуации это один из самых главных «камней преткновения». Сегодня необходимо при минимальных государственных затратах на конкурсной основе обеспечить возможность участия в этой работе всем, кто способен внести реальный вклад. Лишь после выбора отвечающего требованиям заказчика проекта обеспечить его государственное финансирование при строгом соблюдении назначенных сроков исполнения. Получение госзаказа на создание конкретного образца должно стать «наградой» и стимулом для всех в равной степени.

Что касается вероятного облика истребителя шестого поколения, то и здесь есть смысл прислушаться к доводам прагматиков. В концентрированном виде его выразил Павел Иванов, главный редактор издания «Авиапанорама». Он считает, что «суперперспективный комплекс ФА (СПАК ФА)», как он условно называет новый будущий комплекс для фронтовой авиации, «должен быть беспилотным …». Однако текущий «технологический уровень позволяет рассчитывать скорее на двухвариантный СПАК ФА», который позволит «часть боевых задач решать беспилотным, а часть — пилотируемым самолетом. Такое решение уже было озвучено, и в его основе — глубокий здравый смысл».

Иванов считает, что «СПАК ФА» должен быть «существенно легче, а также и дешевле ПАК ФА», что является одним из «естественных условий для создания в реальные сроки парка самолетов значимой для национальной обороны численности».

Кроме того, необходимо учитывать уже имеющийся опыт. По мнению Иванова, важно не наступать на американские грабли, а внимательно их обойти, также, на его взгляд, не следует глубоко погружаться в разработки, «далеко опережающие своё время». Последнее условие он считает более подходящим для «пиара в политических играх, во внутренней конкурентной борьбе». «При сильно ограниченном бюджете и возникшем не вдруг дефиците времени» победы в них «оборачиваются немалыми потерями для страны, а в худшем случае такие разработки становятся качественным заделом для зарубежных проектов», заявляет главный редактор «Авиапанорамы».

Если суммировать существующие мнения по этой теме, можно предположить следующее. Высокая стоимость станет одним из решающих факторов расширения функциональных возможностей истребителя шестого поколения. Велика вероятность использования при его создании технологий малозаметности. При сверхзвуковой крейсерской скорости полета самолет шестого поколения будет обладать сверхманевренностью, большой дальностью действия и оснащаться самым современным высокоточным оружием.

«Шестерка» будет способна действовать в единой боевой информационно-управляющей системе. Можно предположить также, что этот самолет будет использоваться в пилотируемом и беспилотном режимах. Не исключается и то, что эта машина многое унаследует от своего предшественника.

Таким образом, работы над боевым истребителем шестого поколения вести необходимо, но с учетом современных экономических реалий, возможностей государства и опыта, полученного при разработке и испытаниях ПАК ФА.


Опубликовано: legioner     Источник

Подпишись:





1 комментарий

  1. Лейтенант
    klas

    Будем посмотреть

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх