Лента новостей

20:11
Фрегат "Адмирал Макаров" на пути в порт приписки
19:24
Киев опасается встречи Путина и Меркель - признание дипломата
19:23
«Лучше, чем русские»: США усердно навязывают Филиппинам непригодное вооружение
19:20
«Сам факт внушает оптимизм»: эксперт о встрече Путина и Меркель
19:18
«Эти русские, которые победили ИГИЛ»: французское издание об успехах России в САР
19:17
Как Порошенко зарабатывает в России, когда украинский бизнес разоряется
19:16
Между тем: Украинский губернатор рассказал о жизни Конана-варвара в Николаеве
19:13
Полицейские демократии Прибалтики беспокоятся из-за «политзаключенных» в России
19:11
В конгрессе США предлагают продвигать торговлю с Монголией
19:07
Украинский поезд в Москву назвали «грудой металлолома с пьяными проводниками»
19:02
Удар в американское подбрюшье: Россия построит конкурента Панамскому каналу
19:00
Жизнь после шока: 20 лет назад правительство России и ЦБ объявили дефолт
18:53
Вера из Киева не может понять, почему Европа предала надежду украинцев
18:49
Трамп намерен поразить Россию в самое сердце
18:45
Ту-22М3М: Летающая маршрутка с искусственным интеллектом
18:42
Космос, роботы, приплыли: хроники американского идиотизма
18:40
Живучий «Палтус». Почему Россия делает ставку на дизельные субмарины
18:31
Сделка «Роснефти» ударила по рублю в 20-ю годовщину дефолта
18:29
Авианосец «Эйзенхауэр» в Азовском море: стратегия Украины украдена из игры
17:50
На руках ястребов Пентагона кровь йеменских детей
17:47
Украина спорит с Россией за Азовское море при помощи военного флота НАТО
13:10
Что заставило Германию и Австрию начать дипломатическую игру с Россией
13:10
Почему у Трампа не получается продавать газ в Европу
13:08
Бундесвер будет разбит
13:07
Почему конец западной цивилизации уже неизбежен?
13:02
Содом и Гоморра...В Германии правительство узаконило третий пол
13:02
Решение Алёшки Топоркова!
12:56
Украинцам объяснили пользу отказа от горячего водоснабжения
12:56
Живучий "Палтус". Почему Россия делает ставку на дизельные субмарины
12:49
Российскую экономику похвалили за игнорирование санкций
12:47
Французские аналитики признали победу русского оружия над ИГИЛ* в САР
12:29
Российские банки: итоги 1 полугодия 2018 года
12:28
Министерство обороны России приобретет еще 36 истребителей Су-30СМ
12:22
Конфликт между ВСУ и добровольцами набирает обороты
12:22
Без гиперлупов, без поездов, без мозгов
12:21
Русский офшор
12:19
В России формируются новые мегаполисы
12:19
В предчувствии пятиминутной войны
12:17
«США ПРОТИВ РОССИИ: КТО ПОБЕДИТ?»
12:17
Президент Филиппин Родриго Дутерте: "Нас предупредили, чтобы мы не покупали подводные лодки в России"
12:11
Поразительное самомнение: Трамп заявил, что сделал Америку великой
12:02
О причине слепоты котят
12:01
Американские партизаны на берегах Миссисипи
09:21
Как Порошенко рассчитывает победить на «Выборах-2019»
08:39
Грузия может повторить судьбу других "партнеров" НАТО
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Истребитель шестого поколения: близкое далекое

Истребитель шестого поколения: близкое далекое

Истребитель шестого поколения: близкое далекоеЕще не принят на вооружение перспективный комплекс фронтовой авиации Т-50, а в России начались работы по созданию истребителя шестого поколения

Разговоры о работах над истребителем шестого поколения получили официальное подтверждение. На совещании по развитию российской боевой авиации 2 марта в компании «Сухой» были озвучены данные о разработках такого самолета в пилотируемом и беспилотном вариантах. После мероприятия об этом заявили вице-премьер Дмитрий Рогозин и главком Воздушно-космических сил (ВКС) России Виктор Бондарев. Обосновав необходимость таких работ: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда», – генерал-полковник Бондарев отметил, что создаются самолеты «… и шестого, и, наверное, седьмого» поколения. По его словам, беспилотные истребители могут быть созданы в России уже через три года.

Казалось бы, в ситуации незавершенности работ с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и известном как Т-50, говорить о следующем преждевременно. Однако взгляд за «горизонт» – общемировая тенденция, двигатель развития существующих и создания перспективных технологий. Наконец, это гарантия того, что Россия останется в «пуле» мировых лидеров и не скатится до уровня «банановой» республики с потерей национального достоинства.

Оптимистов это вдохновляет, скептики упорствуют в своих сомнениях относительно достижения поставленных задач, а прагматики высказывают осторожные прогнозы и предложения для решения последних. Правоту каждого из них в нынешних, весьма непростых экономических условиях оценить сегодня непросто, ибо каждое мнение, как правило, обоснованно. Но одно можно сказать определенно — истина находится где-то посередине.

Оптимисты

Одним из «вдохновляющих» доводов служит вышеприведенное и достаточно емкое высказывание главкома ВКС Виктора Бондарева. Действительно, в авиастроении перспективные работы стимулируют создание новых материалов, технологий и продвинутых конечных изделий. Авиапром, как локомотив всей нашей промышленности, аккумулирует новейшие научно-технические достижения, которые затем внедряются в другие народно-хозяйственные отрасли и нашу повседневную жизнь.

В свое время именно активные работы в авиации вывели нашу страну в лидеры мирового авиастроения, стали основой победы в Великой Отечественной войне. И сегодня в этой области мы – на равных с другими ведущими странами.
Истребитель шестого поколения: близкое далекое


Скептики

Но есть причины, которые вызывают скепсис относительно планов и возможностей по развитию нашей боевой авиации, авиапрома в целом. В первую очередь, это связано с нашим многофункциональным истребителем пятого поколения Т-50. Чаще всего звучит вопрос: когда же самолет поступит на вооружение наших ВКС со своим собственным двигателем, а не его аналогом?

Заявления о поступлении в войска первых серийных истребителей Т-50 в 2017 году, не единожды ранее повторенные, оптимизма у скептиков не вызывают. Возможно, их точку зрения изменило бы периодическое освещение обнадеживающих результатов работ в этом направлении. В частности, такое. После совещания в компании «Сухой» было объявлено о завершении испытаний ПАК ФА, который первый полет с собственным двигателем второго этапа (изделие 30) должен осуществить в 2018 году. Всего же в период до 2020 года военные должны получить 55 истребителей пятого поколения.

Не добавляют веры в наш авиапром и заявления, которые через некоторое время дезавуируются. Так, однажды было заявлено о том, что перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет, чуть ли не гиперзвуковым. Но буквально через несколько дней после этого представитель дальней авиации уточнил, что перспективный самолет будет дозвуковым.

На фоне имеющихся успехов в создании боевых самолетов и вертолетов, скептики указывают на достаточно плачевную ситуацию в области гражданской авиации. Подавляющее большинство ее самолетов, в основной массе не новых, «прилетели» к нам из-за границы. Нет особых оснований считать, что они появились у нас по принципу: «на тебе Боже, что нам негоже», тем не менее их доминирование на внутренних и внешних трассах российских авиакомпаний — весьма веская причина для скепсиса относительно возможностей по производству собственных самолетов.

В результате звучат вопросы типа, а где же наши знаменитые гражданские самолеты марки «Ту», «Ил», «Як»? Почему принято решение привлекать зарубежных пилотов для работы в России, а внедрение отечественных разработок всячески тормозится? И это лишь некоторые из многих. На такие вопросы обнадеживающих ответов нет, что и не позволяет скептикам перейти в другую «весовую» категорию.

Прагматики

Можно предположить, что эта категория наиболее близка к истине и занимает «золотую» середину. Поддерживая первых, они трезво оценивают существующее положение, и, соглашаясь со вторыми по некоторым вопросам, указывают наиболее приемлемые, с их точки зрения, пути устранения причин для скептицизма. Базой для прагматиков и их подхода к оценке положения дел в авиапроме является принцип достижения желаемого с учетом реально существующих для этого возможностей.

Надо полагать, что именно их оценки и предложения должны лежать в основе принимаемых решений и действий по дальнейшему развитию российского авиапрома. В противном случае конечным результатом будут завышенные или вовсе неоправданные государственные траты, потери приоритетов, перспективных направлений и проектов. А такие примеры есть как в секторе боевой, так и гражданской авиации. Указывая на «тонкие» места прагматики тем самым дают направления совершенствования и устранения недостатков.

Так, упор на развитие, несомненно, эффективных, самолетов семейства «Су», в свое время перекрыл «кислород» для развития линейки легких самолетов-истребителей типа «МиГ». Однако практика показала, что это одно из перспективных направлений в развитии боевой авиации. Примерно та же ситуация наблюдается и с самолетами КБ «Бериева».

Еще больше нарушений реальных подходов к созданию новых образцов прагматики отмечают в области гражданской авиации. Достаточно вспомнить, какие усилия и средства были затрачены на создание и продвижение российского ближнемагистрального самолета «Суперджет-100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ 100). Но ожидаемого прорыва в этой области, солидных заказов на его производство и улучшения ситуации на внутреннем рынке авиаперевозок так и не произошло. Этот пример в совокупности с вышесказанным о самолетах типа «Ту», «Ил», «Бе», «Як» и другими — ярко подтверждает верность оценки ситуации прагматиками и выработку соответствующих ей рекомендаций.

В качестве итога

Вывод очевиден — работа над истребителем шестого поколения объективно необходима. В противном случае мы опять окажемся в роли догоняющих, как получилось с электроникой. Но следует помнить, что любая новая разработка требует соответствующего и, как правило, немалого финансирования. В нынешней ситуации это один из самых главных «камней преткновения». Сегодня необходимо при минимальных государственных затратах на конкурсной основе обеспечить возможность участия в этой работе всем, кто способен внести реальный вклад. Лишь после выбора отвечающего требованиям заказчика проекта обеспечить его государственное финансирование при строгом соблюдении назначенных сроков исполнения. Получение госзаказа на создание конкретного образца должно стать «наградой» и стимулом для всех в равной степени.

Что касается вероятного облика истребителя шестого поколения, то и здесь есть смысл прислушаться к доводам прагматиков. В концентрированном виде его выразил Павел Иванов, главный редактор издания «Авиапанорама». Он считает, что «суперперспективный комплекс ФА (СПАК ФА)», как он условно называет новый будущий комплекс для фронтовой авиации, «должен быть беспилотным …». Однако текущий «технологический уровень позволяет рассчитывать скорее на двухвариантный СПАК ФА», который позволит «часть боевых задач решать беспилотным, а часть — пилотируемым самолетом. Такое решение уже было озвучено, и в его основе — глубокий здравый смысл».

Иванов считает, что «СПАК ФА» должен быть «существенно легче, а также и дешевле ПАК ФА», что является одним из «естественных условий для создания в реальные сроки парка самолетов значимой для национальной обороны численности».

Кроме того, необходимо учитывать уже имеющийся опыт. По мнению Иванова, важно не наступать на американские грабли, а внимательно их обойти, также, на его взгляд, не следует глубоко погружаться в разработки, «далеко опережающие своё время». Последнее условие он считает более подходящим для «пиара в политических играх, во внутренней конкурентной борьбе». «При сильно ограниченном бюджете и возникшем не вдруг дефиците времени» победы в них «оборачиваются немалыми потерями для страны, а в худшем случае такие разработки становятся качественным заделом для зарубежных проектов», заявляет главный редактор «Авиапанорамы».

Если суммировать существующие мнения по этой теме, можно предположить следующее. Высокая стоимость станет одним из решающих факторов расширения функциональных возможностей истребителя шестого поколения. Велика вероятность использования при его создании технологий малозаметности. При сверхзвуковой крейсерской скорости полета самолет шестого поколения будет обладать сверхманевренностью, большой дальностью действия и оснащаться самым современным высокоточным оружием.

«Шестерка» будет способна действовать в единой боевой информационно-управляющей системе. Можно предположить также, что этот самолет будет использоваться в пилотируемом и беспилотном режимах. Не исключается и то, что эта машина многое унаследует от своего предшественника.

Таким образом, работы над боевым истребителем шестого поколения вести необходимо, но с учетом современных экономических реалий, возможностей государства и опыта, полученного при разработке и испытаниях ПАК ФА.







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Истребитель шестого поколения: близкое далекое"


1 комментарий

  1. {text_stat}
    klas

    Будем посмотреть

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх