Первоначально это были аэропланы, которые поднимались в небо, удаляясь на небольшие расстояния от корабля, выполняли разведывательные функции, нанося информацию на карту, по которой потом флотоводцы разрабатывали свои планы.
Но не каждый военный корабль мог нести на своем борту самолеты. По мере развития авиационной техники и появления вертолетов, ситуация значительно улучшилась. Вертолет мог выполнять помимо своего основного предназначения и разведывательные функции. Но и тут военная наука требовала от корабельного вертолета решать более сложные задачи, связанные с обнаружением морских и воздушных целей и передавать данные о них на свои корабли. Требовалось одновременно выполнять функции целеуказания и наведения.
В СССР, понимая эту необходимость, в 1985 году приступили к созданию такого вертолета. Базой для создания стал стоящий на вооружении ВМФ страны транспортно-боевой вертолет корабельного базирования Ка-29. Новинка получила название Ка-31. Инженерам пришлось немало потрудиться, пытаясь соединить в одно целое радиолокационную станцию вертолета и пилотажно-навигационное оборудование, и сделать устойчивым вертолет в воздухе при вращении антенны РЛС. Развернутая в полете антенна создавала большую парусность и уводила вертолет в сторону своего вращения. При этом от летчика требовалось немало усилий для выравнивания вертолета в воздухе.
Первый опытный полет состоялся в 1987 году. Доработки по устранению всех недостатков продолжались долгие 8 лет. И, наконец, в 1995 году, вертолет был принят на вооружение сил флота.
На новую винтокрылую машину возлагались задачи по обнаружению воздушных целей на дальних расстояниях и предельно малых высотах. Вертолет способен обнаруживать морские надводные цели, сопровождать их и автоматически передавать данные о них на наземные и береговые пункты управления.
Внешне не отличающийся от своих винтокрылых собратьев Ка-27 и Ка-29, новый вертолет с легкостью может базироваться на палубе любого авианесущего корабля ВМФ России.
Основным элементом бортового комплекса вертолета является мощная РЛС. Её антенна с фазированной решеткой выпускается после взлета вертолета. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс (ПНК) позволяет выполнять автоматизированный полет по запрограммированному маршруту в любых метеорологических и климатических условиях. Он также осуществляет автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 метров. Еще одной немаловажной задачей ПНК является стабилизация полета с вращающейся антенной, которая позволяет выдерживать заданные параметры по курсу и высоте полета.
Специально для разведывательных вертолетов конструкторское бюро разработало ПНК. Инженеры совместили одновременный режим работы РЛС и ПНК. Таким образом, что когда работает локатор, пилотажный комплекс выполняет функции по выдерживанию высоты, компенсирует отклонение по направлению и определяет маршрут полета к месту посадки по сигналам посадочного локатора.
Вертолет способен обнаруживать до 20 целей и вести их сопровождение в автоматическом режиме. Информация о целях передается по открытым и закрытым (закодированным) каналам связи между вертолетом и командными пунктами. Получаемая с вертолета информация выносится на экраны мониторов и дает возможность полной оценки ситуации. Воздушные объекты могут обнаруживаться на расстоянии до 150 км, а наземные и надводные - до 250 км. Максимальное удаление вертолета от корабля, на котором может осуществляться передача данных, равняется 150 км на высоте полета от 1500 -3000 метров. Возможности вертолета ДРЛО можно использовать и на суше, используя его совместно с мобильными ЗРК для выполнения целеуказания.
В настоящее время Ка-31 состоит на вооружении морской авиации трех стран: России, Китая и Индии. Китай располагает 9 вертолетами, а Индия закупила 14 единиц. Находящиеся на вооружении ВМФ РФ вертолеты составляют костяк корабельной авиационной группы, которая базируется на ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
В мире всего пять государств занимались созданием вертолетов подобного назначения. Это США, Великобритания, Франция, Россия и Китай. Проблемы с конструктивными особенностями и слабой аппаратурой вынудили американцев, французов и китайцев отказаться от дальнейших разработок. Ка-31 выигрывает у своего конкурента за счёт сочетания мощного локатора и совершенного носителя. Автоматическая линия передачи данных и возможность вертолета для загоризонтного целеуказания крылатых ракет делает его лучшим вертолетом ДРЛО.
Читайте нас: