Операция по выводу российской авиации из Сирии вовсе не означает, что авиабаза Хмеймим подготавливается к закрытию или же к передаче ее сирийской армии. Не только не все самолеты вернулись домой, но на базу поступила новая техника, наиболее подходящая для следующего этапа освободительной войны.
Прежде всего, необходимо сказать, что вся инфраструктура базы сохранена. Небо защищают две системы ПВО: ЗРС С-400, предназначенная для отражения воздушных атак на дальних рубежах, и ЗРК ближнего действия «Панцирь-С». За электронную борьбу с неприятельскими средствами нападения отвечает новейший комплекс РЭБ «Красуха-4».
Вернулись в Россию истребители-бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25СМ. Но пока еще остаются фронтовые бомбардировщики Су-24М, многоцелевые истребители Су-30СМ, а также Су-35. Истребитель «околопятого поколения» Су-35, способный не только на равных сражаться, но и побеждать F-22, необходим для наведения паники в стане истребительной и всякой прочей авиации Турции. Ветеран Су-24М, подтянутый за счет модернизации до современного уровня, возможно, будет передан впоследствии ВВС Сирии.
Остается на базе еще и вертолетная группа. Ми-24П — ударный вертолет солидного возраста, а также рабочая лошадка Ми-8.
Но совсем недавно вертолетная группа была максимально усилена. В Сирию прибыли самые современный российские вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Они будут использоваться для огневой поддержки наступления сухопутных сил сирийской армии. Именно для таких целей они и создавались — наносить точные ракетные удары по бронетехнике, фортификационным сооружениям и по живой силе противника в любое время суток при любой погоде.
Оба вертолета оснащены системой защиты «Президент-С», благодаря которой они становятся недоступны для атак ракетами ПЗРК «Стингер».
«Аллигатор»
Ка-52 «Аллигатор», начавший поступать в части армейской авиации в 2011 году, был создан на базе Ка-50 «Черной акулы», прекрасно зарекомендовавшей себя в многочисленных горячих точках на протяжении двух последних десятилетий. Он на 85% повторяет своего предшественника. Столь высокая степень унификации позволила сократить время разработки, снизить количество инженерных ошибок, упростить налаживание серийного производства машины.
В отличие от Ка-50 «Аллигатор» — двухместный вертолет. И при этом вертолет командный, способный управлять действиями ударной группы. В частности, он может реализовывать функцию целеуказания. Компоновка бронированной кабины Ка-52 не имеет аналогов в мире: пилоты расположены «бок о бок», а не один за другим. За счет этого удалось повысить как управляемость машины, так и выживаемость экипажа.
Некоторое утяжеление машины не повлияло на ее летные качества. Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа, что и Ка-50. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.
Главным отличием «Аллигатора» от «Черной акулы» является более мощная авионика. Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик — 15 км, ракета «Стингер» — 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 метров. Погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 метров, а угловые погрешности — до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ТОЭС-520, оснащенная ТВ-камерой, тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. Оптическая система позволяет совершать боевые вылеты в ночное время. Она позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 15 километров, ночью — до 10 километров.
В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске и один монитор меньших размеров между ног на месте левого пилота. Также имеется система нашлемного целеуказания.
ЛТХ Ка-52
Длина — 16 м
Высота — 5 м
Диаметр главного винта — 14,5 м
Масса пустого — 7800 кг
Максимальная взлетная масса — 11300 кг
Масса боевой нагрузки — 2800 кг
Максимальная скорость — 350 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность — 520 км
Статический потолок — 3600 м
Динамический потолок — 5500 м
Максимальная скороподъемность — 10 м/сек
Стрелковое вооружение — 30-мм пушка с боекомплектом из 460 снарядов
Ракетное вооружение:
— противотанковые УР «Вихрь» или «Штурм-ВУ», 12 шт., дальность стрельбы 8000 м, бронепробиваемость 950 мм
— управляемые ракеты «воздух-воздух» «Игла-В», 4 шт.
— неуправляемые ракеты 80-мм 80 шт. или 122-мм 20 шт.
— контейнеры с пушками или пулеметами.
«Ночной охотник»
Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» в первый раз поднялся в воздух в 1997 году. В декабре 2008 года завершились его государственные испытания. И на следующий год он был принят на вооружение. Согласно натовской классификации имеет грозное имя «Опустошитель».
Ми-28Н — главный ударный вертолет Российской армии. Тем самым он потеснил Ка-52, которому было предписано обслуживать спецназ. Впрочем, это деление довольно условное, о чем свидетельствует то, что оба вертолета будут сражаться бок о бок в небе Сирии.
Проблема размещения экипажа в Ми-28Н решена по-иному, чем в Ка-52. Штурман находится впереди, пилот — сзади и выше. Кабина полностью бронирована, включая и боковые стекла. Штурмана и пилота разделяет бронированная перегородка.
Вертолет имеет систему пассивной защиты при аварийной посадке со скоростью до 12 м/сек, что, по сути, является падением. Она представляет собой систему амортизаторов кабины, шасси и кресел.
Машина оснащена двумя двигателями ВК-2500−02 мощностью по 2700 л.с. В случае отказа одного из них полет продолжается на работающем агрегате. При этом у «Ночного охотника» по сравнению с ударным вертолетом предыдущего поколения Ми-24, прозванного «Крокодилом», в 2 раза меньшая заметность в инфракрасном диапазоне.
Но главное достоинство этого вертолета состоит в использовании самого современного и эффективного электронного оборудования, позволяющего совершать боевые вылеты и поражать цели в любое время суток и при любой погоде. Как утверждают разработчики — даже в абсолютной темноте, искусственно созданной лабораторным путем.
При этом вертолет за счет высоких характеристик системы автоматического управления способен в условиях отсутствия видимости совершать полет с отслеживанием рельефа местности и маневрировать на 5-метровой высоте. «Ночному охотнику» доступны такие фигуры высшего пилотажа, как петля Нестерова, переворот Иммельмана, бочка. Способен он совершать боковой и задний полет со скоростью 100 км/час.
Вертолет может исполнять командные функции по целеуказанию для других вертолетов группы. Он включен в информацио-боевую сеть ударного звена, позволяющую работать в контакте и с наземными силами.
Вооружение Ми-28Н аналогично вооружению «Аллигатора». Такая же 30-мм пушка. Блоки неуправляемых ракет. Управляемые противотанковые ракеты «Атака-В» и ракеты «воздух-воздух» «Игла-В». Блоки с широким набором пулеметно-пушечно и минометного оружия. На внешних подвесках также могут крепиться ПТБ или неуправляемые авиабомбы.
ЛТХ Ми-28Н
Длина — 21,15 м
Высота — 4,8 м
Диаметр несущего винта — 17,2 м
Масса пустого — 8550 кг
Максимальная взлетная масса — 12100 кг
Масса полезной нагрузки — 2300 кг
Максимальная скорость — 324 км/час
Крейсерская скорость — 265 км/час
Боковая и задняя скорость — 100 км/час
Практическая дальность — 460 км
Статический потолок — 3700 м
Динамический потолок — 5700 м
Минимальная высота полета — 5 м.
Читайте нас: