Лента новостей

17:57
«Зеленский — мелкий бес». Что говорят о хамском интервью Зеленского?
17:50
Депутат Чепа: Украина потеряла 50% населения за 30 лет
17:49
Международная федерация журналистов призвала расследовать гибель Мартемьянова
17:34
Курская область: Юрий Подоляка озвучил последние новости на вечер 07.01.2025, прорыв на Курском фронте, свежая сводка
17:10
Palit представила видеокарты GeForce RTX 5080, RTX 5070 Ti и RTX 5070 в версиях GameRock и GamingPro
17:06
В Одессе взяли под арест командира воинской части за взятки
17:05
Во Франции умер Жан-Мари Ле Пен
17:04
Нищие вояки-инвалиды и опасность внутренних бунтов: кейс украинской мобилизации трещит по швам
17:03
Washington Post ожидает решение с вопросом суверенитета Украины в течение нескольких недель
16:58
Британская Ост-Индская компания – предтеча современного глубинного государства
16:55
Скончался экс-лидер французской партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен
16:54
Киев решил вернуть украинцев, находящихся за рубежом
16:20
США: армия Израиля уходит с юга Ливана
16:15
Samsung объявила дату анонса смартфонов Galaxy S25 — их будет четыре
16:11
Киев начал процесс возвращения на родину 20—25 млн находящихся за рубежом украинцев
16:10
Власти Польши намерены продавать больше электроэнергии на Украину
16:09
Военный блогер раскритиковал халтурное качество украинских дронов
15:22
«Цены на газ выросли на 20%». Сийярто обвинил Украину в нанесении вреда европейской экономике
15:21
Лукашенко: к конфликту на Украине привёл украинский олигархат
15:20
Киев начал процесс возвращения на родину 20-25 млн находящихся за рубежом украинцев
15:13
РАН: Запад планирует расшатать ситуацию в Белоруссии
15:07
Операция «Большой пшик»: что показала неудачная контратака ВСУ в Курской области
14:44
Каким может быть российский истребитель 6-го поколения?
14:30
Священник ПЦУ посоветовал ТЦК молиться святому Иоанну на успешный отлов уклонистов и благословил их труд
14:29
Фильм о свержении законной власти на Украине «Майдан: поворот на войну» отменили в Италии
14:24
В США рассекретили документы о преступных опытах над людьми в прошлом
14:21
В Германии мужчина ворвался в банк
14:20
Украинцы стали активно праздновать Рождество «по-старому», несмотря на западное влияние
14:08
Вот и все! Курахово наше - ВСУ бежали - Новости
14:05
Игры S01E02 (часть 1)
13:59
«Пример истинного героизма»: почему партизан Константин Заслонов даже после смерти не давал покоя нацистам
13:36
Кобахидзе призвал Макрона следить за уничтоженной Украиной, а не врать про Грузию и Россию
13:29
Число погибших в результате землетрясения в Тибете увеличилось до 95
13:17
Американцы рвутся в Каспий - Новости
12:54
США хотят временно ослабить санкции в отношении Сирии
12:52
Запад вырастил себе террористов
12:45
Министр финансов США грозит Китаю последствиями за помощь России
12:44
В России вводят новую систему образования без бакалавриата
12:37
Трамп анонсировал поездку сына в Гренландию
12:11
Насколько близко человек может подойти к Солнцу, не сгорев?
11:55
Резкий взлёт. В Германии фиксируется 3000 преступлений неонацистов в месяц
11:54
Металлурги США и Японии объявили войну Байдену и его команде
11:47
На Саудовскую Аравию обрушился сильный потоп
11:45
Путин попросил Патриарха Кирилла освятить нательные кресты для командующих ВС РФ
11:34
ВСУ в ШОКЕ от потерь под Курском - Новости
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Поговорим о Полтиннике (ПАК ФА Т-50)

Поговорим о Полтиннике (ПАК ФА Т-50)



Как управлять самыми современными самолетами России? Чем удивляет СУ-35 и Т-50? Откровение пилота. Рассказывает лётчик-испытатель Компании «Сухой» Сергей Богдан.


Из видео:
«Около года я не летал на Су-27, а потом потребовалось лететь на нем. Уже взлетая, я почувствовал, какой же он тяжелый и совершенно неестественный, как будто я взлетел на бомбардировщике, а не на истребителе. И в голове даже промелькнула мысль: „А я вообще на нем смогу сесть?". При всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Т-50 — это как грузовик и легковой автомобиль».

Фирменная сверхманевренность

Свой первый полет он совершил 6 лет назад — 29 января 2010 года. Таким образом, период от первого полета до запуска в серию займет 7 лет.

Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго детали разработки держались в секрете.

Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году ВВС разработали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.

Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.

Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового поколения, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха — двигатель, позволяющий осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Это турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило, с одной стороны, существенно повысить мощность, с другой — оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.

Поговорим о Полтиннике (ПАК ФА Т-50)

Специально для Т-50 на «Сатурне» был разработан еще один двигатель, который до момента окончания госиспытаний называется «Тип 30». По своим параметрам он превосходит АЛ-41Ф1 на 15−25%. Пока прототипы летают на «младшеньком» моторе. Однако новый будет полностью готов к серийному производству уже в 2017-18 году. 

Важнейшим требованием к самолетам пятого поколения является максимальное использование стелс-технологий, то есть минимально возможная видимость для РЛС и тепловизоров. Сведений по этому параметру ОКБ Сухого не дает. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.

Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у меньшего по габаритам F-35. Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип — Т-50−1. Сейчас уже есть десятый. И строится последний в линейке, одиннадцатый. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа

Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что перспективный двигатель российского истребителя значительно мощнее.

По части маневренности истребителей Россия является безусловным мировым лидером. Это относится и к самолетам четвертого поколения, и к новинке ОКБ Сухого. Летчик-испытатель Сергей Богдан, Герой России, первый поднявший в небо Т-50, так описывает ситуацию на сайте «Авиаторы и их друзья»: 
«Ни для кого не секрет, что наши самолеты семейства Су-27, которые поставляют в Индию, в Малайзию, в другие страны, постоянно „воюют" на учениях с самолетами стран НАТО. По той статистике, которая регулярно до нас доводится, худший вариант — когда наши самолеты проигрывают 30% воздушных боев. А обычно наша техника выигрывает 90% боев или побеждает „всухую", то есть имеет подавляющее превосходство над соперниками 4-го поколения».

Богдан так характеризует достоинства нового самолета: 
«Около года я не летал на Су-27, а потом потребовалось лететь на нем. Уже взлетая, я почувствовал, какой же он тяжелый и совершенно неестественный, как будто я взлетел на бомбардировщике, а не на истребителе. И в голове даже промелькнула мысль: „А я вообще на нем смогу сесть?". При всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Т-50 — это как грузовик и легковой автомобиль».

РЛС нового принципа действия

Помимо летных качеств новая машина ОКБ Сухого обладает и еще одним, да не убоимся этого слова, громадным достоинством. На Т-50 установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На двух «американцах» тоже примерно такая же, с АФАР. Но одна. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет способен «глядеть» во все стороны.

Параметры «Белки» засекречены. Но известно, что эта БРЛС пришла на смену «Ирбису» с пассивной решеткой. То есть обладает существенно большими возможностями. Но даже «Ирбис» превосходит американскую БРЛС AN/APG-77, которая обнаруживает цели с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 225 км. «Ирбис» видит их за 300 км.

На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно — F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.

Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-локационная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальная по разрешающей способности и дальности QWIP-матрица, работающая в видимом и инфракрасном диапазоне. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.

Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первым в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.

Радиооптическая РЛС будет весить вдвое меньше, при этом разрешающая способность должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. Использование в радарах нового принципа с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС.

Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. У F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако в воздушном бою оба «американца» чувствуют себя очень неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено по причине превосходства боеприпасов у российского истребителя.

И для себя, и для внешнего рынка

У Т-50 значительный экспортный потенциал. Это связано не только с его уникальными характеристиками, но и, смело можно сказать, с дешевизной в сравнении с двумя «американцами» пятого поколения. F-22 стоит 411 млн. долларов, F-35 — 112 млн., Т-50 — 54 млн. Правда, 54 миллиона — это для российского потребителя, ВВС и ВМФ. Экспортная же цена на настоящий момент установлена на уровне 100 млн.


П.С.
Налет (на 1 февраля):

Т-50-1 - 274 часа, 227 посадок.
Т-50-2 - 244 часа, 241 посадка.
Т-50-3 - 340 часов, 175 посадок.
Т-50-4 - 225 часов, 152 посадки.
Т-50-5Р (после ремонта) - 19 часов, 12 посадок.

Еще об одном преимуществе российского самолета. ЩИТ и меч - это всегда эффективней, чем просто меч. Это (щит) про встроенный РЭБ на ПАК ФА.


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх