Сверкающий огонь Олимпиады привлекает к себе все больше внимания. На этот раз в свете факелов засияли мачты и надстройки незнакомых кораблей. К нам в гости пожаловали ВМС США!
5 февраля пресс-служба ВМС подтвердила информацию о заходе американских кораблей в Черное море. Первым через проливы Босфор и Дарданеллы проследовал командный корабль Шестого флота «Маунт Уитни». Во второй половине дня к нему присоединился ракетный фрегат ВМС США «Тэйлор».
Корабли Шестого флота, как предполагается, будут нести вахту в нейтральных водах вблизи побережья Большого Сочи до конца февраля. Но не более трех недель с момента их захода в акваторию Черного моря. Таковы правила пребывания для всех военных кораблей нечерноморских государств. Заходы в территориальные воды России не планируются. Официальная цель визита — обеспечение безопасности во время проведения Игр «Сочи-2014».
Неофициальная цель визита? Никто об этом не расскажет.
Черное море имеет особый статус «внутреннего моря». Оттого черноморские круизы кораблей под звездно-полосатым флагом всегда вызывают резкую реакцию в российском обществе, которое рассматривает такие «визиты» как угрозу собственной безопасности и попытку вторжения в сферу исконных интересов России.
На этот раз у американцев сразу несколько поводов для визита в Черное море.
Обеспечение безопасности олимпийской сборной США — задание, несомненно, важное и ответственное. Но каким образом эсминец (носитель «Томагавков» и зенитных ракет большой дальности) может способствовать предотвращению террористических атак, которых так опасается Пентагон?
Евромайдан. Демонстрация солидарности украинской оппозиции. Именно так можно расценить возможное появление ВМС США у берегов Украины.
Наконец, нельзя забывать об их прямом назначении. Каждый военный корабль представляет собой сгусток радиоэлектроники, предназначенной для освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, а также ведения разведки в широком диапазоне электромагнитного спектра.
Причин может быть много. Корабли янки уже на подходе.
Кто пришел к нашим берегам на этот раз?
Увы, ничего удивительного янки демонстрировать не собираются. Никаких десантных стелс-кораблей типа «Сан-Антонио», УДК, пирамидообразных «Замволтов», скоростных LCS и др. суперсовременной техники. Состав черноморской группировки ВМС США оказался на редкость прост и уныл.
Штабной корабль (шутл. «каютоносец») USS Mount Whitney (LCC 20).
Один из самых старых действующих кораблей ВМС США, построенный в начале 1970-х годов, одновременно являющийся флагманом Шестого флота и единственным кораблем, постоянно числящимся в его составе (Шестой флот, как и остальные флоты ВМС США, обозначают лишь сферу ответственности, корабельный состав ежедневно обновляется на ротационной основе).
"Маунт Уитни" в сопровождении катера береговой охраны Грузии. Визит в Батуми, ноябрь 2013 г.
Штабной корабль лишен какого-либо ударного и оборонительного вооружения, за исключением «Браунингов» 50-го калибра и пары зенитных пушек «Фаланкс».
18400 тонн полного водоизмещения. Полный ход 23 узла. Постоянный экипаж — 325 человек, из которых 155 являются гражданскими вольнонаемными лицами. Максимальная пассажировместимость штабного корабля, включая его экипаж, составляет 930 человек.
«Маунт Уитни» создавался как плавучий командный центр, необходимый управления и координации действий ВМС и подразделений морской пехоты. Внешне его можно принять за научно-исследовательское судно или корабль для управления космическими аппаратами: 190-метровая плоская палуба, усеянная белыми кожухами антенных устройств.
Необычный облик корабля продиктован требованием обеспечения электромагнитной совместимости большого количества приемно-передающей аппаратуры — десятков каналов связи и обмена данными, необходимых для эффективного управления ходом военных действий на море, на земле и в воздухе.
Внутри корабля «Маунт Уитни» оборудовано большое количество помещений для проведения брифингов и совещаний, типография, многочисленные каюты для гостей корабля, включая люксовые «адмиральские» апартаменты, ФКП, машинные залы и посты управления. Для доставки на борт важных персон и других административных задач имеется вертолет SH-60 «СиХоук».
К настоящему времени пароход «Маунт Уитни» полностью утратил свое первоначальное значение, превратившись в посыльное и представительское судно, используемое для демонстрации флага. Возможности современной микроэлектроники и систем связи позволяют управлять войсками напрямую с борта самолета (E-8 J-STARS) или из подземного бункера на территории ВМБ Гаэта (Италия). Специализированного корабля не требуется. Для организации флагманского командного пункта достаточно вычислительных мощностей, средств обнаружения и возможностей БИЦ любого Иджис-крейсера или эсминца.
«Маунт Уитни» является частым гостем в акватории Черного моря — во многом благодаря постоянному нахождению в составе Шестого флота (порт приписки — Гаэта). Он стал первым американским кораблем, что доставил в Поти гуманитарную помощь во время войны в Южной Осетии.
"Маунт Уитни" во время стоянки в порту Гаэты
Янки ценят корабль за его внушительные размеры, низкую стоимость эксплуатации и миролюбивый внешний облик — без грозных ракет и торчащих стволов орудий. Впрочем, это ничуть не помогло «Маунт Уитни» во время попытки захода в Севастополь (ноябрь 2008 г.): американские моряки были вынуждены покинуть порт под давлением антинатовских выступлений, проводимых русскоязычным населением.
Тихоходный «каютоносец» не может представлять серьезной военной угрозы. Тем не менее, «Маунт Уитни» насыщен большим количеством средств радиоэлектронной разведки — и его следует держать подальше от родных берегов.
Любопытно другое: каким образом он может помочь олимпийской сборной США? Ответ очевиден — никак.
Второй корабль «черноморской эскадры» — USS Taylor (FFG-50)
Фрегат УРО (с управляемым ракетным оружием) типа «Оливер Хазард Перри» — древний артефакт, пережиток холодной войны, к настоящему времени лишь номинально числящийся боевой единицей.
40 лет назад амбициозный проект фрегатов «Перри» предполагал постройку пятидесяти легких многоцелевых кораблей для защиты трансокеанских конвоев на случай Третьей мировой войны в безъядерном формате (русские танки рвутся к Ла-Маншу, янки везут подмогу через Атлантический океан). Главными особенностями нового корабля должны были стать простота, дешевизна и ограниченные боевые характеристики — только самое необходимое, ничего лишнего.
Как оказалось впоследствии, янки чересчур сильно «ограничили» возможности фрегата. В результате «Оливер Х. Перри» превратился в физического и умственного инвалида — без нормального радара, гидролокатора, замкнутого контура ПВО, противолодочных ракет и зенитных ракет большой дальности. С низкой скоростью хода, одновальной ГЭУ и отвратительной мореходностью.
Фрегат типа "Оливер Х. Перри"
Как результат — каждая встреча с противником оборачивалась катастрофой.
Фрегат «Старк» не смог отразить атаку одиночного иракского «Миража» и едва не погиб, потеряв 37 человек своего экипажа. Фрегат «Сэмюэл Б. Робертс» подорвался на контактной мине образца 1908 года. Позорище.
Впрочем, бросать помидорами в американских инженеров не стоит. Все остальные фрегаты, ровесники «Перри», были еще хуже.
Среди положительных моментов: «Перри» отличался надежной и эффективной газотурбинной ГЭУ, унифицированной с ГЭУ всех существующих крейсеров и эсминцев ВМС США. Обладал колоссальной для своих размеров дальностью хода. Был оснащен «продвинутыми» средствами обнаружения (по сравнению с фрегатами, строившимися в др. странах) и имел на борту целых два вертолета! Одновальная ГЭУ частично компенсировалась двумя выдвижными винтовыми колонками.
Авианосец "Энтерпрайз" и фрегат "Тейлор" одновременно заправляются от корабля комплексного снабжения
Это был в какой-то степени шедевр — никчемный, в качестве боевой единицы, но весьма красивый с технической точки зрения. Узкий, изящный, стремительный. Напичканный современной электроникой и вооружением: янки смогли разместить максимум механизмов и систем в маленьком корпусе водоизмещением ≈ 4000 тонн.
Всего удалось построить 71 фрегат (53 — ВМС США, остальные — лицензионные копии для флотов союзников). К настоящему времени американцы практически полностью вывели их из состава флота, подарив корабли своим не слишком богатым союзникам (Польша, Египет, Турция, Пакистан и т.п.), но с условием их дальнейшей модернизации с закупкой американских систем и технологий.
Оставшиеся 15 штук (в т. ч. «Тейлор») прошли интенсивную терапию, в результате которой американские фрегаты лишились единственной пусковой установки Mk.13 для запуска зенитных ракет и ПКР «Гарпун». Расчет основывался на том, что зенитные ракеты семейства «Стендерд-1» полностью устарели и в современных условиях бесполезны. Что касается утраты противокорабельных ракет, то моряки как-нибудь смогут пережить эту потерю.
К настоящему времени в составе вооружения «Перри» сохранились лишь скорострельная пушка калибра 76 мм, шестиствольная зенитка «Фаланкс» и два вертолета. Ракетное оружие на борту американских фрегатов полностью отсутствует.
Это неплохой вариант для борьбы с фелюгами сомалийских пиратов. Но рассматривать «Тейлор» и ему подобные корабли в качестве серьезных боевых единиц явно не стоит.
А главное — каким же образом этот «огрызок» может способствовать обеспечению безопасности проведения Игр в Сочи?
USS Taylor (FFG-50). Длина корабля составляет 138 м, полное водоизмещение — более 4000 тонн. Скорость 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 18 уз. Штатный экипаж 226 чел, в т.ч. 21 офицер.
«Тэйлор» славен тем, что в 2010 году над ним прошел на бреющем полете российский бомбардировщик Ту-95, до смерти перепугав американцев. Иных подвигов и знаменательных событий за всю 30-летнюю историю этого корабля отмечено не было.
При рассмотрении ТТХ американской группировки становится очевидно, что оба корабля «черноморской эскадры» не способны оказать никакой реальной помощи в плане обеспечения безопасности американских спортсменов и болельщиков. Кроме того, все американские опасения по поводу проведения олимпиады в России («спасательные» корабли и самолеты, поиск путей отхода и точек эвакуации) напоминают пережиток холодной войны и русофобские шутки про медведей на московских улицах. А сами «планы эвакуации» выглядят до ужаса жалко и нелепо. Если бы янки всерьез готовились кого-нибудь спасать, они пригнали бы к побережью транспорт-док типа «Сан-Антонио» или, чего доброго, десантный вертолетоносец «Уосп».
Но никак не беззубый штабной корабль и устаревший фрегат, который лишь для важности прикидывается боевой единицей.
Автор Олег Капцов
Читайте нас: