АПЛ К-154 "Тигр" у пирса
На протяжении нескольких последних лет российские судостроители выполняют программу по ремонту и модернизации атомных подлодок пр. 971 «Щука-Б». Сразу несколько кораблей этого типа сейчас находятся на стапелях, и на них проводятся необходимые мероприятия. Выполняется восстановление технической готовности, а также осуществляется замена части оборудования. Вместе с другими АПЛ на ремонте находится К-154 «Тигр» из состава Северного
Корабль на ремонте
Большая атомная подводная лодка К-154 была заложена на Северном машиностроительном предприятии в мае 1989 г., а в июле 1993-го ее спустили на воду. В последние дни того же года АПЛ под именем «Тигр» начала службу в 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. В дальнейшем подлодка неоднократно выходила на патрулирование, участвовала в маневрах флота, а также проходила необходимые ремонты.
В 2019 г. «Тигр» прибыл на судоремонтный завод «Нерпа» (филиал Центра «Звездочка» в г. Снежногорск). Тогда сообщалось, что подлодка пройдет плановый ремонт и модернизацию с заменой части оборудования. Характер таких обновлений не уточнялся. Также упоминалось расширение боевых возможностей за счет интеграции ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Возвращение подлодки в боевой состав КСФ планировалось не ранее 2022 г.
Новые сведения о ходе работ на СРЗ «Нерпа» появились несколько дней назад. Эту информацию, полученную от неназванных источников в оборонной промышленности, 15 июля опубликовало агентство ТАСС. При этом ему не удалось получить официальный комментарий от предприятия, проводящего работы.
Один из источников сообщил ТАСС, что ремонт К-154 будет завершен в 2023 г. До конца года лодка вернется в строй. Другой источник напомнил о модернизации комплекса вооружений и подтвердил, что «Тигр» будет нести и современные крылатые ракеты.
К-157 "Вепрь" после ремонта, 2020 г.
Таким образом, последние
Звериная модернизация
АПЛ К-154 «Тигр» приписана к 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. Вместе с ней в этом соединении служит еще пять кораблей пр. 971. Все эти подлодки носят имена опасных животных, из-за чего их соединение неофициально называют «звериной дивизией».
На протяжении нескольких последних лет реализуется крупная программа ремонта и модернизации подлодок «Щука-Б» из состава КСФ. В связи с этим на службе сейчас остаются только три корабля из имеющихся шести. Оставшиеся находятся на заводах «Звездочка» и «Нерпа». Впрочем, их возвращение к полноценной службе является исключительно делом времени.
Первыми в «звериной дивизии» прошли модернизацию подлодки К-335 «Гепард» и К-157 «Вепрь». С 2015 и 2020 гг. они несут службу, регулярно выходят в море и решают поставленные задачи. В ходе обновления они получили новые приборы и агрегаты. По некоторым данным, эти лодки также стали первыми представителями пр. 971, получившими ракетный комплекс «Калибр-ПЛ».
Следующим в строй вернется модернизированный корабль К-328 «Леопард». Еще в 2011 г. он встал на ремонт на «Звездочке». В силу разных причин мероприятия серьезно затянулись, и подлодку вывели из эллинга только в 2020 г. На тот момент сообщалось, что она вернется в боевой состав КСФ в 2021 г., но затем сроки перенесли. Сейчас «Леопард» ожидается на службе до конца 2022 г.
Вывод АПЛ К-328 "Леопард" из эллинга, декабрь 2020 г.
Так же в этом году «Звездочка» должна передать флоту модернизированную АПЛ К-461 «Волк». Ее ремонт начался позже, в 2014 г. Как и в случае с К-328, возникли проблемы разного рода, и проект не уложился в изначально назначенные сроки. Впрочем, обновленный график работ успешно выполняется, и в ближайшие месяцы «Волк» продолжит службу.
Таким образом, программа модернизации АПЛ пр. 971 из состава Северного флота оказалась достаточно сложной и заняла больше времени, чем планировалось. Тем не менее, все проблемы и трудности были успешно решены. Несмотря на все негативные факторы, «Леопард» и «Волк» вскоре пройдут испытания после ремонта и будут приняты заказчиком.
Следует отметить, что ситуация с ремонтом «Тигра» куда проще и дает поводы для оптимизма. Эту подлодку отправили на ремонт всего три года назад, и работы уже приближаются к завершению. Сдачу корабля пришлось перенести на следующий год, но на фоне предыдущих «Щук» это не выглядит критичным.
Технический потенциал
Корабли пр. 971 «Щука-Б» представляют собой многоцелевые атомные подлодки двухкорпусной конструкции с ракетным и торпедным вооружением. Такие АПЛ имеют длину ок. 110 м и ширину 13,6 м. Водоизмещение в надводном положении превышает 8,1 тыс. т., подводное – ок. 12,8 тыс. т. Экипаж – 73 чел., в т.ч. 31 офицер.
Энергоустановка подлодки построена на основе ядерного реактора ОК-650М тепловой мощностью 190 МВт. Движение осуществляется при помощи одного гребного винта с приводом мощностью 50 тыс. л.с. Имеются откидные колонки с дополнительными электродвигателями для маневрирования. В подводном положении АПЛ развивает скорость 33 узла.
Исходно «Щуки-Б» оснащались гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3» и радиолокатором МРКП-58. Часть кораблей получила станции обнаружения целей по кильватерному следу МНК-200-1. Все корабли получали навигационный комплекс, различные средства связи и т.д. По разным данным, в ходе текущей модернизации осуществляется замена части радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.
В носовом отсеке в два яруса размещены 533-мм и 650-мм торпедные аппараты, по четыре единицы. Подлодка перевозит до 12 торпед калибра 650 мм или до 28 менее крупных 533-мм. Часть торпед может быть заменена минами. Первые подлодки серии несли ракеты С-10 «Гранат», но затем от такого
В последней модернизации предлагается использовать комплекс «Калибр-ПЛ» с широким выбором ракет разного назначения. Благодаря этому боевые возможности «Щук-Б» резко вырастут. В зависимости от состава боекомплекта, они смогут атаковать наземные цели на дальностях до 2,5 тыс. км, а также бороться с подлодками и надводными кораблями.
В ближайшем будущем
Несмотря на все трудности последнего десятилетия, российским судоремонтникам удалось наладить все необходимые процессы. В результате программа модернизации АПЛ пр. 971 из состава КСФ теперь успешно продвигается вперед и приближается к своему завершению.
Согласно актуальным планам, уже в этом году 24-я дивизия подводных лодок вновь получит две «Щуки-Б». Третий корабль, пока находящийся на ремонте, ей передадут до конца следующего года. Соответственно, к началу 2024 г. «звериная дивизия» полностью восстановит свой боевой состав.
"Леопард" перед спуском на воду
Кроме того, вырастет боевой потенциал соединения. После долгого перерыва «Щуки-Б» вновь получат ракетное вооружение. При этом речь идет о многоцелевом ракетном комплексе с широким выбором боеприпасов и высокими тактико-техническими характеристиками. Современные ракеты «Калибр» будут использоваться, как минимум, на трех подлодках дивизии, что серьезно улучшит ее ударные возможности.
Подобная модернизация комплекса вооружений максимально приблизит старые корабли пр. 971 к современным подводным крейсерам пр. 885 «Ясень». Это позволит улучшить боевые возможности подводных сил, не дожидаясь строительства всей серии современных «Ясеней». Последние из девяти АПЛ этого типа ожидаются только к концу десятилетия, а модернизация лодок пр. 971 осуществляется уже сейчас.
Следует напомнить, что «Щуки-Б» имеются не только у КСФ. Подлодки этого типа строились и для Тихоокеанского флота. Так, АПЛ К-419 «Кузбасс» сейчас несет службу и выполняет поставленные задачи. К-295 «Самара» находится на СРЗ «Звездочка» и тоже проходит модернизацию. К-152 «Нерпа» в прошлом году вернулась из Индии и теперь готовится к продолжению эксплуатации. Вместо нее зарубежному ВМС вскоре передадут подлодку К-331 (ранее «Магадан»), которая тоже ремонтируется на «Звезде».
Восстановление и обновление подлодок КТОФ тоже будет иметь очевидные положительные последствия. Дальневосточные «Щуки-Б» с новым оружием и аппаратурой, как и корабли Северного флота, обеспечат решение всех ожидаемых задач в обозримом будущем, вплоть до появления более новых многоцелевых АПЛ.
Повод для оптимизма
Таким образом, последние новости о работах на подлодке К-154 «Тигр» – как и предыдущие сообщения об однотипных кораблях – являются поводом для сдержанного оптимизма. Судоремонтная промышленность справилась со всеми проблемами и вышла на желаемые темпы выполнения работ.
Теперь можно утверждать, что в ближайшие годы Северный и Тихоокеанский флот получат пять модернизированных подлодок пр. 971. Еще одну отремонтируют и отправят зарубежному арендатору. Характеристики и боевые возможности кораблей заметно вырастут, и это положительно скажется на общем потенциале наших подводных сил.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: