Первый в своей истории запуск баллистической ракеты КНДР провела 28 ноября 2015 года с экспериментальной субмарины класса «Синпо». По всей видимости, тест оказался неудачным, поскольку южнокорейские власти позднее нашли обломки на поверхности моря.
Менее чем через месяц КНДР провела повторное испытание. По мнению экспертов, его произвели не с подводной лодки, а с погруженного в воду испытательного стенда-баржи. Кадры с испытанием ракеты телевидение КНДР обнародовало в начале января, на них лидер страны Ким Чен Ын, улыбаясь, наблюдает за тем, как ракета стартует из-под воды и уходит за облака.
КНДР начала проектировать, собирать и использовать подводные лодки разных типов: патрульные, для операций в прибрежных водах и миниатюрные — с середины 1960-х годов.
По данным экспертов, в настоящее время подводный флот КНДР — один из самых многочисленных в мире: около 70 подлодок.
К примеру, у Британии и Индии — по 15 подлодок, а у США, по данным открытых источников, — 72.
Информация о развитии в КНДР подводного флота долгое время оставалась за семью печатями, а появляющиеся данные часто оказывались противоречивыми и недостоверными. Однако некоторые инциденты с подлодками КНДР начиная с середины 1990-х годов позволили пролить свет на уровень технологий и типы используемых кораблей.
Одним из таких случаев стали авария и последующий захват южанами северокорейской подлодки 18 сентября 1996 года близ города Каннын на побережье Японского моря. Дизельная подлодка типа «Сан-О» длиной 34 м предназначена для обеспечения специальных операций и разведки, у нее две версии: стандартная, снабженная торпедами, и ее разведывательный вариант, в котором торпедный отсек заменен камерой для выхода водолазов. 15 сентября лодка высадила на южнокорейском берегу трех разведчиков для сбора данных о военных установках южан. При попытке через три дня забрать шпионов лодка села на мель, после чего экипаж решил уничтожить все ценное оборудование и бежать в сторону КНДР.
Однако моряки были замечены, в ходе операции по захвату лодки один был пленен, остальные убиты в перестрелке или застрелены сослуживцами за провал операции.
Сегодня эта лодка, потерянная КНДР из-за отсталости технической базы и отсутствия грамотной координации действий, установлена в парке города Каннын.
По данным разведки, с 2000-х годов ВМС КНДР начали проводить ряд программ по модернизации подводного флота. С приходом к власти Ким Чен Ына подлодки страны стали часто использовать в пропагандистских роликах местного ТВ.
В июле 2014 года на судостроительной верфи Синпо КНДР была спущена на воду экспериментальная подлодка с баллистическими ракетами. Ее длина — почти 67 м, ширина — 6,7 м, водоизмещение 900–1500 т, рубка у нее расположена посередине.
Центральная часть рубки — прямоугольная секция 4,25 на 2,25 м, которая скрывает одну или две камеры с баллистическими ракетами.
Внешне напоминает российские подлодки проекта 677, хотя и не имеет горизонтальных рулей на рубке, как у российского корабля. Кроме того, эксперты усмотрели сходство лодки с серией югославских дизель-электрических подлодок типа «Сава» и «Херой», состоявших на вооружении с 1970-х по 1990-е годы.
Влияние югославской инженерной мысли на достижения северокорейских конструкторов не удивляет экспертов из-за тесных военных контактов двух стран до начала 1990-х годов.
«Решение создать третью основу для ядерной триады в море основано на том факте, что, учитывая размеры и неуязвимость в океане, в случае ядерной атаки такие подлодки сложно найти и уничтожить, — считают эксперты Джозеф Бермудез и Карл Дьюи. — Ключевой компонент теории ядерного сдерживания — возможность гарантированного ядерного ответа вне зависимости от размеров уже пораженной территории».
Читайте нас: