Я уже как-то перестаю удивляться ежегодным проблемам в американском ВПК. Из года в год одно и то же: «В результате года разработки выявлены очередные проблемы, что отодвигает сроки сдачи образца на … месяцев».
Судьбой американской авиации, флота, сухопутных войск я интересуюсь очень плотно, а потому не мог пройти мимо двух сообщений, вышедших почти синхронно. Это касается судьбы уже «легендарного» американского пока еще не истребителя и не бомбардировщика F-35.
Итак, за 2015 год программа его создание прошла очередной этап своей «зрады». Образец вновь провалил сроки:
Разработчики многоцелевого истребителя-бомбардировщика пятого поколения Lockheed Martin F-35 «Lighting» II пропустят ключевой дедлайн для релиза шестого блока программного обеспечения самолета Block 3F. Данный код отвечает за боевые возможности самолета, пишет интернет-порталBusiness Insider. «Без кода F-35 просто не будет», — отмечает электронное издание.
Как сообщил директор по операционному тестированию и оценке Минобороны США Майкла Гилмора, самолет не будет полностью боеспособен к запланированному сроку — июлю 2017 года.
«Основные проблемы судна давно известны — это незавершенность IT-скелета истребителя — автономной системы информационного управления, нестабильность авионики в фазе Block 3F и ряд других проблем с надежностью истребителя и ремонтопригодностью двигателя», — заявил он.
Повторное Тестирование софта Block 3F запланировано на март 2016 года.
Как следствие это вызвало очередное сокращение программ его закупок.
Пока временное: Министерство обороны США планирует закупить 404 истребителя F-35 в течение ближайших пяти лет, что примерно на 5-7% меньше, чем планировалось в прошлом году. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на военные источники. Стоимость заказа составит около $40 млрд. План закупок Пентагона официально будет обнародован во вторник.
Согласно изменений в программе общей стоимостью $391 млрд. откладываются заказы на 45 самолетов для военно-воздушных сил, при этом будут увеличены заказы на самолеты для ВМФ и морской пехоты на 13 машин (согласно данных министра обороны США Эштона Картера).
Новый план предусматривает ВВС до 2021 года покупку 243 самолетов F-35А. Для ВМФ и морской пехоты хотят купить 64 единицы F-35С и 97 самолетов F-35В.
Пока все это вызвало просто подвижку в производстве машин во времени. Хотя уже не раз бывало, что это в конечном итоге уменьшало и общее количество заказов на самолет. ВВС не хочет покупать машину, которая до 2019 года гарантированно не будет полностью боеспособной.
Формирование эскадрилий не делают их боеспособными. Для этого необходимо еще и снятие ограничений по использованию самолетов, сроки которых пока под большим вопросом.
В общем, все идет по плану. Сроки сдвигаются, и заказы уменьшаются.
Что особенно интересно?
В 2015 году самолеты F-35 покупались по следующим ценам (млн. $) F-35A — $94,8, F-35B — $102, F-35C — $115,7. Давайте посчитаем на сколько сократится стоимость закупки на следующие пять лет (в среднем). Считаем по ценам 2015 года: 243 * 0,0948 + 97 * 0,102 + 64 * 0,1157 = 23,0364 + 9,894 + 7,4048 = 40,3352 млрд. долларов. То есть стоимость если и упадет то совсем незначительно.
А отсюда у меня возник один очень важный вывод.
В 2019-20 гг. никто не собирается заказывать крупносерийно самолеты данного типа (хотя это уже озвучено), иначе стоимость программы пятилетних закупок была бы иной.
Дело в том, что указанные выше цены были без учета двигателей, которые сами по себе стоят приличных денег. В программе закупок опытной партии на 2010 год стоимость двигателей для F-35А составляла 19 млн. долларов, а для F-35В – 38 млн. долларов (сейчас они должны быть немного ниже).
А между тем, стоимость серийной машины с двигателем Пентагон уже озвучил и пока не менял: F-35A — $83,4, F-35B — $108,1, F-35C — $93,3.
Получаем несоответствие. Либо есть другое объяснение. Стоимость серийной машины будет заметно выше указанных сумм, просто американским налогоплательщикам этого пока знать не следует. И тогда не исключено, что ВВС и ВМС США получат серийную машину уже в 2019 году.
Хотя с учетом клубка проблем, вероятнее всего первое объяснение, что ни в 2019 ни в 2020 году Пентагон не ждет решения всех проблем самолета. Таким образом сага по разработке и производству самолета F-35 вновь сдвигается на довольно значительный срок.
Читайте нас: