В войне Страны восходящего солнца с СССР японцы даже не помышляли помериться силами в рукопашных боях с советскими воинами. Если такие схватки происходили, то победителями выходили наши бойцы. Упоминаний о практической пользе для японцев в этих схватках восточных единоборств нет.
По опыту прошедших войн определилось место рукопашного боя в подготовке воина, как средства физической и психологической подготовки. Рукопашный бой использовался для развития двигательных умений и навыков, правильного ориентирования в условиях ближнего боя, чтобы суметь первым произвести выстрел, бросить гранату, нанести удар холодным оружием, выполнить прием.
В ближнем бою в первую очередь применялось поражение противника огнем, а холодное оружие и приемы единоборств использовались только при внезапном столкновении с противником, при отсутствии боеприпасов или отказе огнестрельного оружия, при необходимости уничтожить противника бесшумно или при захвате в плен. Это побуждало бойцов мгновенно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, проявляя инициативу, действовать решительно и дерзко, целиком используя полученные практические знания.
В связи с изменением в вооружении, технике, тактике, задачах и доктрине ведения войны изменяется и отношение в армии к занятиям рукопашным боем. Так, в «Наставлениях по физической подготовке» 1948 года из раздела «Рукопашный бой» исключаются действия подручными средствами и приемы нападения и защиты без оружия.
С 1952 года в армии перестают проводиться состязания по спортивному рукопашному бою. В 1967 году в Советской армии прекращается культивирование занятий по фехтованию на винтовках с эластичным штыком. Это в первую очередь связано с последствиями военно-технической революции.
Несмотря на вышесказанное, интерес к приемам самозащиты, несколько затухая в одном месте, сильнее проявлялся в другом. Развитие рукопашного боя из одной фазы переходило в другую, он возрождался с новой силой через систему самбо.
Вновь внимание к рукопашному бою вернули события на острове Даманский, где провокации китайцев носили массовый и регулярный характер. Китайцы стремились спровоцировать советских пограничников на применение оружия. В результате чего завязывались жестокие рукопашные схватки. Вот как это описывает в своей книге «Кровавый снег Даманского» Герой Советского Союза первый командир «Альфы» генерал-майор Виталий Бубенин, командовавший в тот период одной из погранзастав на данном участке границы: «И вот началось. Тысяча отборных, здоровых, крепких, разъяренных бойцов схватились в смертельной схватке. Мощный дикий рев, стоны, вопли, крики о помощи далеко разносились над великой рекой Уссури. Треск кольев, прикладов, черепов и костей дополнял картину боя. На многих автоматах уже не было прикладов. Солдаты, намотав ремни на руки, бились тем, что от них осталось. А громкоговорители продолжали вдохновлять бандитов. Оркестр ни на минуту не умолкал.
Очередное ледовое побоище на Руси со времен битвы наших предков с псами-рыцарями». В книге есть много детальных описаний индивидуальных и групповых схваток. Конфликт завершился применением танков и артиллерии, включая установки залпового огня «Град», и боевыми потерями с обеих сторон. Тем не менее всем стало ясно, что рукопашный бой по-прежнему требует изучения и развития.
Страна входила в застойное, но относительно спокойное время. Отсутствие и нежелание перемен в обществе сказывалось и на развитии рукопашного боя.
Тем не менее с конца 60-х годов прошлого столетия в СССР появляется большой интерес к каратэ. Этот вид борьбы был завезен в нашу страну иностранными студентами, обучавшимися в советских вузах, сотрудниками зарубежных фирм, советскими специалистами, работавшими за границей.
Каратэ было постепенно легализовано. Официальные структуры то ведут с ним борьбу, то оказывают поддержку.
Вместе с развитием клубов по каратэ появляются школы и других восточных единоборств: кунг-фу, тэквондо, вьетво-дао, айкидо, джиу-джитсу и т. д. Спортивные залы многих образовательных учреждений были переполнены желающими освоить «тайные системы».
Это было время, когда Брюс Ли снимал свои фильмы, перевернувшие отношение к боевым искусствам во всем мире. А в Советском Союзе они действовали лучше любой партийной пропаганды. Естественно, восточные единоборства ассоциировались с буржуазной идеологией и развивались медленно. Но развивались и перерабатывались в понимании российского менталитета. Так, А. Штурмин с Т. Касьяновым «русифицировали» каратэ перенеся восточную основу на русский менталитет. Позднее Касьянов пошел дальше, создав спортивный рукопашный бой с приемами каратэ, бокса, бросками, подножками, подсечками и болевыми приемами. Причем рукопашный бой этого направления включал в себя приемы самбо, а Касьянов считает себя учеником А. Харлампиева.
В апреле 1990 года на базе ЦСКА был проведен всесоюзный учебно-аттестационный семинар для тренеров – преподавателей боевых искусств. В семинаре приняли участие 70 военных инструкторов. На нем делалась попытка популяризировать в среде военнослужащих и правоохранителей модернизированный Касьяновым рукопашный бой. С одной стороны, инструктора не были готовы принять новые требования, с другой – восточная основа не подходила под армейские требования, вследствие чего большого успеха достигнуто не было. На семинаре присутствовал и А. А. Кадочников, который имел свой взгляд на рукопашный бой.
Кадочников первым в мире применил инженерный подход к построению рукопашной схватки. Сведения о нем как кубанском самородке, возрождающем русские боевые системы, относятся к середине 80-х годов прошлого века. Он работал на кафедре теоретической механики в Краснодарском ракетном училище, где подвел научную теорию под практику различных действий в рукопашном бою. Ему также удалось то, чего безуспешно добивался Т. Касьянов. Инициативная группа, в которую входил и Алексей Алексеевич, получает заказ на выполнение научно-исследовательских работ от Министерства обороны. Практической базой для отработки методик становится нештатная рота разведки Краснодарского ракетного училища, сформированная по инициативе все той же группы единомышленников. Впоследствии их начинание превратилось в создание центра подготовки бойцов спецназа по методикам русской боевой системы, который просуществовал как войсковая часть до 2002 года.
В период с начала 90-х годов и до настоящего времени Касьянов и Кадочников воспитали множество учеников, основавших свои направления в рукопашном бое и единоборствах. Занимавшиеся с Касьяновым ученики создали в 1992 году клуб «Будо», сохранив и совершенствуя идеи восточных единоборств с русским менталитетом. В 1996 году появился клуб «Альфа-Будо», который тесно связан с ассоциацией ветеранов спецподразделения «Альфа». Этот клуб в подготовке своих учеников синтезирует восточное начало, русский менталитет и дух боевого братства спецподразделения «Альфа».
С Кадочниковым начинали и взаимодействовали многие основатели современных русских боевых систем. Так, основатель российской системы самозащиты РОСС А. И. Ретюнских с 1980 по 1990 год посещал занятия Кадочникова. Создатели боевой армейской системы БАРС С. А. Богачев, С. В. Иванов, А. Ю. Федотов и С. А. Тен контактировали с В. П. Даниловым и С. И. Сергиенко, работавшими вместе с Кадочниковым, и для своей системы заимствовали многие принципы школы А. А. Кадочникова. Данилов и Сергиенко, служившие в краснодарском центре подготовки спецназа, после увольнения в запас основали свою боевую систему. В этой системе они адаптировали опыт подготовки бойцов спецназа к действиям по самообороне в повседневной жизни. Так появился СБОР – система боевая русская.
Касьянов, Кадочников и многие другие основатели различных направлений боевых искусств в своих публикациях и интервью часто с сожалением отзываются об учениках, которые разошлись с ними во взглядах и начали развивать собственные школы и направления. Сокрушаться по этому поводу – дело бесперспективное, современная информационная эпоха делает знания общедоступными. Знания не закрыть в бутылке – вытекут. Знания не соперничающий ресурс. Даже использование их как товара имеет особенность: переходя к кому-либо, они остаются и у первоначального носителя.
Именно поэтому на современном этапе ни одна из существующих систем не будет принята за основу обучения в силовых ведомствах страны. Силовые ведомства будут использовать из них только необходимое, формируя собственную систему подготовки с учетом стоящих задач.
Автор: Вячеслав Дмитриев
Иллюстрации из архива редакции
Читайте нас: